Авторы: Бейтуллаева Румия Хамидуллаевна, Тошев Тожиддин Унгбоевич, Халикова Хуршида Абдуллаевна

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 27.12.2016

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Бейтуллаева Р. Х., Тошев Т. У., Халикова Х. А. Комплектование лекционного материала для проектирования слайд-лекции // Педагогика высшей школы. — 2017. — №1. — С. 58-60. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/50/1825/ (дата обращения: 21.02.2018).



В научной статье приведен анализ проведения лекционных занятий для ВУЗов. Рассмотрены этапы проведения лекционных занятий и предложены правила комплектования лекционного материала для проектирования слайд-лекции.Приведём план слайд–лекции по теме «Современные технологии использования солнечной энергии».

Ключевые слова:лекция, лекционные материалы, учебный процесс, энергетические дисциплины, солнечная энергетика, возобновляемые источники электроэнергии, фотоэлементы

На лекции осуществляется переработка учебного материала для облегчения дальнейшего самостоятельного изучения разделов по учебникам и учебным пособиям. Лекция — экономный по времени способ сообщения студентам значительного объема информации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянно совершенствовать содержание лекции благодаря собственным исследованиям, знакомству с вновь принятыми нормативными актами и их проектами, актуальной литературой, научному общению с коллегами и т. п., делает лекцию практически незаменимой другими источниками учебной информации, которые, как правило, «работают» в учебном процессе с определенным запаздыванием. Так, например, в отличие от учебника лекция:

– дает непосредственное общение с лектором;

– представляет разные точки зрения;

– дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю;

– учитывает особенности ситуации;

– способствует установлению живой связи студентов с изучаемой дисциплиной. [2]

Объем и содержание лекции зависят и от ряда классификационных характеристик лекционного занятия. Существуют классификации лекций по различным основаниям:

– месту в лекционном или учебном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);

– преимущественной форме обучения (лекции при очном, заочном обучении);

– частоте общения лектора с аудиторией (разовая, систематическая, цикловая и т. п.);

– степени проблемности изложения материала (информационная, проблемная, дискуссия и т. п.).

Энергетические дисциплины играют ведущую родь в фундаментальной подготовке специалистов электротехнического профиля. Студенты должны приобрести навыки работы с электротехническим оборудованием, производить выбор расчёт электрических аппаратов, измерением ряда физико-технических величин, монтажом, иметь наглядное представление о работе электрических станций и о современных технологиях применения солнечной энергии и других энергий. Ограничение времени имеет своим следствием обзорные лекции в которых преобладает важный или сложный материал, излагаются спорные и разноречивые концепции или конкретная тема, не нашедшая отражения в учебниках или изложенная в устаревшей трактовке. Главная функция обзорных лекций — не натаскивание перед экзаменами, а стимулирование самостоятельного мышления, целенаправленное и квалифицированное увязывание теории с практикой работы по избранной специальности. В условиях активного внедрения современных технологий в образовательный процесс появляется возможность поддержать лекционный материал с помощью слайдов. В преподавании электротехнических дисциплин имеет значение демонстрационные иллюстрации которые помогают понять закономерности электротехнических процессов. [1]

Для иллюстрации лекционного курса можно использовать мультимедийный проектор, сенсорный экран, где в презентационной форме РowerPoint представлены демонстрационные материалы, сопровождаемые различными схемами и таблицами с данными. В переходе слайдов желательно выбрать такой эффект (продвижение автоматически или по щелчку), при котором студенты будут успевать конспектировать предлагаемый материал и необходимые комментарии лектора. Фрагменты, на которые следует обратить особое внимание студентов. При использовании сенсорного экрана, где изображение выводится с помощью проектора, лектор имеет инструменты для ввода дополнительных изображений — маркеры, которыми пишут на электронных досках. Например в комплект доски SmartBoard 660i (чёрный,красный, зелёный и синий), которые не требуют зарядки, тем не менее, вместо них можно использовать любой другой предмет для управления объектами — перемещать, вращать, мастштабировать.

Предлагаем правила комплектования лекционного материала для проектирования слайд-лекции:

Этап 1. На основе конкретизировнных целей (это может быть список вопросов, требуемых рассмотрения) составляется тематический план лекции для данной специальности с учётом базовых знаний или изученного ранее материала.

Этап 2. На основе тематического плана выделяются содержательные модули (слайды) и составляются структурно-допустимые последовательности их представления.

Этап 3. На основе экспериментального исследования строятся распределения времени для изучения и пояснения каждого слайда.

Этап 4. Решаются две альтернативные задачи оптимизации учебного процесса: минимизация ресурсов при максимизации качества обучения, то есть при фиксированном времени на лекцию достичь необходимого уровня квалификационных требований и уровня успеваемости студентов.

Этап 5. В соответствии с каждым слайдом с учётом уровня готовности конкретизируются цели текущей учебной деятельности. Знаково-символьное построение учебной информации, поэтапное описание процессов позволяют функционально увязать между собой элементы, предлагают логичную структуру, эффективно формализируют знания.

Этап 6. Формируется обобщённый метод представления данной части содержания дисциплины.

Этап 7. Наработанные методы подготовки и проведения слайд-лекций ранжируются по приоритетной формирующей цели, корректируются с учётом особенностей отдельных специальностей. [2]

Приведём план слайд–лекции по теме «Современные технологии использования солнечной энергии».

  1. Ознакомить с указом президента Республики Узбекистан ПФ-4512 «О мерах совершенствования возобновляемых источников энергии» который был принят 1 марта 2013 года.
  2. Состояние и перспективы использования возобнавляемых источников энергии в

Узбекистане. Выделены основные факторы, способствующие ускоренному развитию ВИЭ в мире:

– сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

– решение социальных задач, улучшение качества жизни;

– обеспечение энергетической безопасности;

– сохранение запасов собственных энергоресурсов для будущих поколений.

  1. Мы рассматриваем методы превращения солнечной энергии в электрическую термоэлектрическими, фотоэлектрическими и термоэлектронными методами.
  2. Термоэлектрические генераторы. В них тепловая энергия преобразовывается в электрическую. На этом слайде изображена установка термоэлектронного генератора.
  3. Термоэлектронные преобразователи. В них тепловая энергия напрямую преобразовывается в электрическую. В этом слайде изображена установка термоэлектронного преобразователя.
  4. Фотоэлементы. В них солнечная энергия превращается в электрическую.
  5. Представлены современные солнечные установки: водяные солнечные коллекторы, воздушные коллекторы.
  6. В Узбекистане функционирует уникальная Солнечная печь тепловой мощностью 1000 кВт, превосходящая по своим оптико-энергетическим параметрам все зарубежные аналоги. Печь предназначена для технологических целей — получения высокотемпературных керамических материалов с заданными свойствами и на этом слайде представлены энергетические характеристики Паркентской солнечной печи. [3]

Указанные рекомендации на слайдах формализуют знания и позволяет передать сложный материал в предельно-доходчивой форме. Подготовленные слайд-лекции будут использованы и для самоподготовки студентов. Остаётся лишь помнить, что эффективность учебного процесса зависит от мастерства преподавателя и качества подготовленной им слайд-лекции.

Литература:

  1. А. В. Петровский. Основы педагогики и психологии высшей школы. Москва, 1986 г.
  2. Оленев С. А. Подготовка и проведение лекционного занятия.Сибирский Юридический Вестник., 2002 год № 1
  3. Сборник трудов Международной научно-технической Конференции «Современное состояние и перспективы развития энергетики», Ташкент, ТашГТУ им. Беруни, 2011. Т1
Основные термины (генерируются автоматически): лекционного материала, комплектования лекционного материала, использования солнечной энергии», правила комплектования лекционного, проведения лекционных занятий, технологии использования солнечной, теме «Современные технологии, «Современные технологии использования, тепловая энергия, содержание лекции, Комплектование лекционного материала, сложный материал, проектирования слайд-лекции, переработка учебного материала, план слайд–лекции, проблемности изложения материала, частоте общения лектора, следствием обзорные лекции, высшей школы, учебного процесса.

Ключевые слова

учебный процесс, солнечная энергетика, лекция, лекционные материалы, энергетические дисциплины, возобновляемые источники электроэнергии, фотоэлементы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос