Библиографическое описание:

Силакова О. В., Филимоненков Е. И. Использование информационных технологий при изучении основ безопасности жизнедеятельности в школе // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 186-188.



В статье поднимается вопрос использования информационных технологий (ИТ) для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в виду очевидной практической значимости знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности в формировании личности безопасного типа поведения.

Ключевые слова: информатизация образования, информационные технологии, личность безопасного типа поведения.

Бурное развитие науки и техники в конце XX века привело к широкому распространению информационных технологий в различных сферах деятельности. Все большее значение приобретают информация и информационные технологии. При этом методы и способы обработки информации должны соответствовать двум принципам: точность и скорость получения.

По мнению Н. В. Апатовой, информационная технология — это некая методическая система, то есть часть педагогической технологии [2].

В некоторых работах мы встречаемся с такими определениями информационных технологий обучения, которые не дают полного представления обо всех областях их применения. В частности, Н. В. Апатова пишет: «Информационная технология обучения — процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер» [2, с. 7]. Под информационными технологиями в широком смысле будем понимать совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) 3, с. 87.

Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:

- обеспечивать высокую степень разделения всего процесса обработки информации на этапы, операции, действия;

- включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

- иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

На сегодняшний день существуют различные подходы к проблеме классификации информационных технологий.

Мы в рамках выпускной квалификационной работе «Использование информационных технологий при изучении курса ОБЖ в 8 классе» придерживаемся классификации, приведенной авторами учебника 3, которая составлена в зависимости от формы представления обрабатываемой информации:

- технологии обработки текстовой информации,

- технологии обработки числовой информации,

- технологии обработки графической информации,

- технологии обработки звуковой информации,

- технологии работы в глобальных сетях,

- социальные информационные технологии.

Выбор данной классификации объясняется тем, что сложилась традиция обучать школьников и студентов именно этим видам информационных технологий.

Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятие на основе этого анализа решения по выполнению какого-либо действия.

Вопрос использования информационных технологий (ИТ) для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» очень важен, в виду очевидной практической значимости знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности в формировании личности безопасного типа поведения 1, 5.

Проанализировав психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по вопросам использования информационных технологий в образовании мы определили педагогические задачи использования информационных технологий в курсе ОБЖ 1, 3, 5, 6:

1) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества через формирование личности безопасного типа поведения:

— развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

— эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);

— развитие коммуникативных способностей;

— умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации при возникновении ЧС природного или техногенного характера (например, за счет использования компьютерных игр или симуляторов-тренажеров, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

— развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);

— формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).

2) Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

— подготовка специалистов в области безопасности жизнедеятельности со знаниями по информатики и вычислительной техники;

— подготовка грамотного пользователя средствами новых информационных технологий;

3) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

— повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

— обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности;

— углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.

Информационные технологии могут быть использованы в следующих направлениях при изучении курса ОБЖ в школе 3, 5, 6:

1) Средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество;

2) Инструмента познания окружающей действительности и самопознания;

3) Средства развития личности обучаемого в формировании личности безопасного типа;

4)Средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;

5) Средства коммуникаций в целях обмена информацией между учащимися и педагогами в вопросах безопасности жизнедеятельности, а также распространения передовых педагогических технологий;

6) Средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного тестирования по ОБЖ и психодиагностики учащихся;

7) Средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления учебным оборудованием;

8) Средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Тем более, что большинство современных школьников достаточно хорошо владеют современными информационными средствами и охотно используют их в образовательных целях. Это подтверждает проведенный нами опрос учащихся 8-х классов гимназии № 293 г. Санкт-Петербурга. В анкетировании приняло участие 52 человека, результаты опроса представлены в таблице «Ранжировка ответов респондентов 8-х классов по вопросам использования ИТ».

Таблица

Ранжировка ответов респондентов 8-х классов по вопросам использования ИТ

Формулировка вопроса

Ответы респондентов(%)

  1. Уровень владения компьютером.

Средний уровень — 75

Выше среднего — 25

Ниже среднего — 0

  1. Виды информационных ресурсов, которыми чаще всего пользуется ученик, кроме компьютера при подготовке к школьным предметам (можно было выбрать несколько вариантов).

энциклопедиями пользуются 37.5

книгами 42.5

телефоном 20

словарями 25

газетами 5

учебниками 17.5

3. Цели использования информационных ресурсов (можно было выбрать несколько вариантов).

для общения со сверстниками 70 %

для повышения уровня своей образованности 20 %

для подготовки к школьным занятиям 80 %

что бы занять себя чем-нибудь в свободное время, играю в различные онлайн-игры - 12.5

4. Предметы, по которым при подготовке выполнения заданий, ученики чаще всего используют компьютер (можно выбрать несколько предметов).

история-72,5 %

биология-55 %

математика-30 %

русский-12,5 %

литература-37,5 %

ОБЖ-40%

искусство -12,5 %

обществознание -12,5 %

география-22,5 %

английский -45 %

французский -40 %

информатика -12,5 %

физика-22,5 %

химия -20 %

Информационная технология является непременной составной частью большинства видов интеллектуальной, управленческой и производственной деятельности человека и общества. Развитие информационных технологий в современных условиях основано на применении вычислительной техники и связанных с нею методов и средств автоматизации информационных процессов 3, 4, 6.

Безусловно, что главные тенденции развития информационных технологий в конце XX века — персональные компьютеры, Интернет, электронные СМИ и библиотеки, мобильная связь — существенно повлияли на весть учебно-воспитательный процесс в школе практически во всех предметных областях, в том числе и в ОБЖ.

Литература:

  1. Абрамова, В. Ю. Особенности курса методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3–2. С. 162–165.
  2. Акулов, О. А. Информатика: базовый курс: учеб.пособие для студентов / О. А. Акулов, Н. В. Медведев. — М.: Омега-Л, 2005. — 552 с.
  3. Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании / Н. В. Апатова. — М., 1994. — 354 с.
  4. Бешенков, С. А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 432 с.
  5. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Михайлов, Э. М. Киселёва, О. Н. Русак и др.; под ред. Л. А. Михайлова. — М.: Издательский цент «Академия», 2009. — 288 с.
  6. Христочевский, С. А. Информационные технологии: Пособие для 8–11 классов / Под общей ред. С. А. Христочевского. — М.: АРКТИ, 2001. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): информационных технологий, личности безопасного типа, использования информационных технологий, безопасного типа поведения, безопасности жизнедеятельности, формировании личности безопасного, счет использования, навыков безопасной жизнедеятельности, очевидной практической значимости, курса «Основы безопасности, виду очевидной практической, «Основы безопасности жизнедеятельности», изучении курса ОБЖ, изучения курса «Основы, практической значимости знаний, вопросам использования, счет реализации возможностей, респондентов 8-х классов, ответов респондентов 8-х, Информационные технологии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос