Библиографическое описание:

Пазыркина М. В. Экскурсия как средство формирования компетентности здоровьесбережения бакалавров в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 152-154.



Модернизация системы высшего педагогического образования поставила перед вузами задачу всестороннего повышения качества профессиональной подготовки, формирования и развития общей и профессиональной культуры. Формирование компетентности здоровьесбережения будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности позволит решать проблемы обеспечения и развития здорового образа жизни в будущей профессиональной деятельности на производстве, в условиях значительного снижения уровня здоровья людей.

Ключевые слова: подготовка бакалавров в области безопасности жизнедеятельности, способы формирования компетентности здоровьесбережения, экскурсии.

В современном педагогическом вузе возрастает значимость здоровьесберегающего образования. Формирование компетентности здоровьесбережения выступает как условие и развитие профессиональной и общей культуры выпускника. В результате формируются здоровьеформирующее сознание, прогнозирование понимание необходимости ведения здорового образа жизни.

Вышеперечисленное доказывает актуальность подготовки бакалавров педагогического образования к здоровьесберегающей деятельности.

Применительно к бакалаврам педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности — «компетентность здоровьесбережения — умение бакалавра педагогического образования проводить профилактические мероприятия с применением здоровьесберегающих технологий, при реализации знаний закономерности процесса здоровьесбережения, уметь применять навыки, полученные посредством изучения учебных дисциплин по здоровьесбережению для сохранения, укрепления и преумножения здоровья участников образовательного процесса (во всей многомерности понятия «здоровье»)».

Представляется возможным выделить ключевые характеристики понятия «компетентность здоровьесбережения», к которым правомерно отнести — знания, умения, результативность деятельности, ценностные ориентации (ценностное отношение к здоровью). Понятие «формирование компетентности здоровьесбережения» можно представить как способность осознания ценности своего здоровья и здоровья окружающих, естественным образом применять ее в своей будущей профессиональной деятельности наряду с другими компетентностями. Эту способность можно рассматривать как интегральную характеристику личности, включающую следующие компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный.

Таким образом, формирование компетентности здоровьесбережения должно заключаться в подготовке бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности по направлениям, заданным представленными компонентами: ценностно-мотивационный — отношение к здоровью как ценности, потребность и готовность к деятельностно-практическому участию в формировании здорового образа жизни, способы для сохранения, укрепления и формирования собственного здоровья; когнитивный — знания о здоровье и его составляющих, знания о здоровом образе и стиле жизни, знания о способах оздоровления и повышения резервов организма; операционно-деятельностный — деятельность, направленная на сохранение и преумножение здоровья, способность к переносу индивидуального опыта здоровьесбережения в повседневную практику.

Методы, применяемые в формировании компетентности здоровьесбережения — наглядные, словесные, практические, проектный, «мозговой штурм», ситуационно-ролевые задачи, метод «case-study» и др. Формы: лекции, практические и лабораторные занятия, экскурсия, самоподготовка. В качестве средств обучения рассматриваются: словесные описания (учебно-методический комплекс), лаборатория с визуальными средствами обучения (тренажеры, измерители), изображения, средства автоматизации процесса обучения (компьютер, мультимедиа и т. п.), словесные средства обучения (книги, методические указания с ситуационными задачами), учебно-методические материалы, помещенные на сайтах учебного заведения в сети Интернет [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13].

Представляется целесообразным рассмотреть экскурсии как активную форму включения студентов в познавательную деятельность. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью и активизации учебной деятельности студентов. Комплексные учебно-тематические экскурсии неразрывно связаны с формированием познавательного интереса и, безусловно, способствуют более глубокому освоению учебного материала. При освоении бакалаврами педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности программного материала на кафедре медико-валеологических дисциплин тематические экскурсии являются весомым дополнением к изучаемому материалу.

Экскурсия — это такая форма обучения, при которой студенты воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними. Сластенин В. А., характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т. д.» [12].

Исходя из всего выше сказанного, следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

Бакалаврам педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, обучающимся в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) представляется возможность посетить следующие музеи:

Музей кафедры анатомии Военно-медицинской Академии. Вмузее хранится уникальная коллекция анатомических экспонатов, включая обширное и не менее «богатое», чем в Кунсткамере, собрание «монстров» — так, с легкой руки Петра Великого, называют карликов, великанов, циклопов, людей и животных, рожденных с двумя головами и сиамских близнецов. Иные «монстры» обитают в Академии уже почти двести лет, так как их «первую партию» приобрел академик Буяльский в царствование Николая I. Все экспонаты коллекции присутствуют в заспиртованном или бальзамированном виде. На экскурсии посетители услышат научное обоснование этих природных аномалий. Гостям подробно расскажут о жизни человеческого организма и отдельных его органов, а главное покажут, как редкие болезни искажают наши внутренности и как на них действуют вредные привычки. Говорят, одного такого посещения достаточно, чтобы бросить курить или преодолеть проблемы с алкоголем.

Музей гигиены городского центра медицинской профилактики.Посетив музей, Вы узнаете больше о рациональном питании, предупреждении стрессов в современных условиях, о необходимости физических упражнений, о профилактике инфекционных заболеваний и многое другое. Посмотрев видеофильмы и мультипликационные фильмы, еще раз убедитесь, что сохранение здоровья зависит и от Вашего повседневного поведения [3].

Многочисленные наглядные пособия, анатомические препараты, рисунки, схемы иллюстрируют развитие патологических процессов, связанных с курением, злоупотреблением алкоголя. Особое внимание уделяется ознакомлению с последствиями нарушения репродуктивного здоровья, игнорированием принципов рационального питания и физической активности. Посетители имеют возможность убедиться в том, что в системе ценностей современного человека главным является здоровый образ жизни. Экспозиции представленные в музее гигиены: «История дворца И. И. Шувалова и Музея гигиены Городского центра медицинской профилактики»; «История гигиены и медицины»; «Профилактика инфекционных заболеваний»; «Профилактика стресса и вредных привычек»; «Профилактика артериальной гипертонии»; «Профилактика стоматологических заболеваний, нарушений зрения и осанки»; «Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании»; «Профилактика туберкулеза»; «Физическая активность и рациональное питание»; «Материнство и детство. Репродуктивная функция».

Городской консультативно-диагностический центр «Ювента». Центрспециализируется на проблемах репродуктивного здоровья подростков и молодёжи. Работа центра основывается на принципах «4Д»: Доверие, Доброжелательность, Доступность, Добровольность. Проконсультироваться по всем проблемам полового созревания, планирования семьи и инфекций, передающихся половым путём, пройти медицинское обследование или обратиться за психологической помощью.

При центре действует лекторий для молодёжи, где можно не только получить информацию, но и обсудить актуальные темы в соответствии с всемирным календарем здоровья.

Военно-медицинский музей. 1. Экспозиция медицина катастроф.

Выставка посвящена вопросам организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях стихийного, техногенного и социального происхождения, а также показу ведущей роли военно-медицинской службы в комплексном решении возникающих проблем. Основная цель экскурсии — ознакомить с правилами поведения в очагах различных катастроф, способствующим минимизации негативных последствий, а также с необходимостью умения своевременно и адекватно оказывать первую медицинскую помощь в порядке само- и взаимопомощи, от чего во многом будет зависеть сохранение жизни пораженных. Выставка оснащена наглядными пособиями, табельным имуществом медицинских работников и образцами подручных средств для оказания этой помощи, учебными видеофильмами. «Медицина катастроф» — рассказ об организации медпомощи при стихийных, техногенных или других бедствиях, о правилах поведения в очагах таких событий; 2. Забота оздоровье— лучшее лекарство Занятие, посвящено здоровому образу жизни. Обсуждаются основные факторы, которые пагубно сказываются на здоровье: алкоголь, курение, прием наркотических средств, неправильное питание (переедание, жирная пища, увлечение диетами), легкомысленное отношение к сексу (венерические болезни, СПИД), загрязненная окружающая среда, стрессы, депрессии, малоподвижный образ жизни.

Анализ опыта работы показал, что использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий (экскурсий) способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов. Чередование внеаудиторной работы с теоретическими знаниями позволяет достичь высоких результатов при освоении профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, обеспечивает более эффективную самостоятельную работу студентов.

Литература:

  1. Буйнов Л. Г., Соломин В. П., Станкевич П. В. Способ оптимизации интеллектуальной деятельности обучающихся: Патент на изобретение RUS 2489179 от 14.05.2012.
  2. Васильева Т. В., Костецкая Г. А. Подходы к подготовке специалистов в области экологического образования. В сборнике: Развитие теории и практики педагогики, педагогической и социальной психологии в условиях обновления системы образования Сборник материалов ежегодной международной конференции. 2013. С. 56–62.
  3. Канчурина А. А., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Кино как средство психолого-педагогического воздействия на личность.
  4. Научно-методические рекомендации / Санкт-Петербург, 2012.
  5. Костецкая Г. А. Технологии обучения безопасности жизнедеятельности в современной школе: роль и возможности./В сборнике: Педагогика безопасности: наука и образование сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. Составитель и общ. ред. В. В. Гафнера; Уральский государственный педагогический университет. 2012.– С. 39–44.
  6. Костецкая Г. А. Формирование ценностных ориентаций школьников на здоровый образ жизни при обучении основам безопасности жизнедеятельности // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. — № 3 (40).– С. 467.
  7. Костецкая Г. А., Попова Р. И. Подготовка студентов факультета безопасности жизнедеятельности к методической работе по формированию здорового образа жизни школьников // Здоровьесберегающее образование. 2013. — № 1. — С. 105–107.
  8. Костецкая Г. А., Попова Р. И. Формирование у школьников здорового образа жизни при обучении ОБЖ: аспекты профессиональной подготовки педагогических кадров // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2011.– № 5.–С. 149–150.
  9. Шатровой О. В. Формирование мотивации здорового образа жизни как критерий качества образования // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1021–1023Ребко Э. М. Особенности организации студенческих научно-практических конференций по безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе // Молодой ученый. — 2016. — № 6–1 (110). — С. 69–72Ребко Э. М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах // Молодой ученый. — 2014.- № 2 (61).- С. 850–851Пазыркина М. В. Педагогические подходы к обеспечению безопасности здоровья // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1. — С. 88–92
    Основные термины (генерируются автоматически): безопасности жизнедеятельности, области безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, педагогического образования, компетентности здоровьесбережения, Костецкая Г, Формирование компетентности здоровьесбережения, бакалавров педагогического образования, формирования компетентности здоровьесбережения, Молодой ученый, будущей профессиональной деятельности, образ жизни, здоровый образ жизни, безопасности жизнедеятельности программного, обучения безопасности жизнедеятельности, преподавания безопасности жизнедеятельности, компетентности здоровьесбережения бакалавров, основам безопасности жизнедеятельности, факультета безопасности жизнедеятельности, высшего педагогического образования.

Ключевые слова

экскурсии, подготовка бакалавров в области безопасности жизнедеятельности, способы формирования компетентности здоровьесбережения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос