Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Библиографическое описание:

Петрикова А. В. Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 157-159. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/43/1429/ (дата обращения: 23.07.2018).



 

В статье рассматриваются вопросы инклюзивного дошкольного образования в Санкт-Петербурге на примере Калининского района. Актуальность статьи обусловлена наличием проблем в изучении и реализации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ОВЗ, дошкольное образование.

 

В российском законодательстве об образовании в соответствие с международными нормами, определенными правовыми актами – декларациями и конвенциями, заключенными под эгидой Организации Объединённых Наций, предусмотрены гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [1, с. 13-14].

В настоящее время инклюзивное образование в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в российской Федерации», а также Конвенцией о правах ребенка, и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, и Конвенцией ООН «О правах инвалидов».

В Российской Федерации применяются три основных подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1.                Дифференцированное обучение детей с нарушением речи, слуха, здоровья, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психологического развития в коррекционных учреждениях.
  2.                Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
  3.                Инклюзивное обучение – такое обучение, когда дети с ОВЗ обучаются в классах (группах) совместно с обычными детьми.

Опыт зарубежных стран, с середины ХХ столетия активно занимающихся вопросами социализации людей с ОВЗ и инвалидов, а также небольшой опыт нашей страны, начавшей заниматься этим вопросом только в начале ХХI века, показывает, что наиболее перспективной формой является инклюзивное образование – обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных и школьных образовательных учреждениях совместно с обычными детьми.

В настоящее время в России проживает более двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья, это 8% от всех детей, из них почти 700 000 составляют дети с инвалидностью. При этом такие данные из года в год растут, если в 1995 году в России было 453 600 детей, имеющих инвалидность, то в 2010 году их стало 519 000, в 2014 году уже 580 000, а в 2016 году 617 000. Из этого числа почти 90 000 детей страдают нарушением физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве [2].

Внедрение инклюзивного образования в России происходит очень медленно и неравномерно вследствие барьера «архитектурного» окружения ребенка – физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов, поручней, приспособлений в санитарно-гигиенической зоне и т.д.), и отсутствие в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки, и барьеры социальных отношений.

Социальные барьеры обнаруживаются, как в самом образовательном учреждении, так и в местном сообществе. Очень часто и воспитатели и родители обычных детей не желают совместного пребывания здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями.

Для того чтобы устранить эти барьеры необходимо не только изменить физическую сферу, обеспечив её доступность, но и увеличить финансирование, для обеспечения специальной педагогической и медицинской поддержки ребенка, нуждающегося в ней, а также устранить социальные барьеры путем более тесной и целенаправленной работы с родительским коллективом.

Сложившаяся в России система социального (коррекционного) образования обеспечивает удовлетворение потребностей детей с ограниченными возможностями в медико-педагогической и социальной помощи, но ограничивает их в плане социальной интеграции и получения дальнейших жизненных навыков.

По данным министерства образования и науки Российской Федерации модель инклюзивного образования в порядке эксперимента внедряется в образовательных учреждениях различного типа в Санкт-Петербурге.

Так в 2014 году численность воспитанников-инвалидов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми по возрасту составляла 2 136 человек [2].

Отсутствие возможности посещать ребенку с ОВЗ детский сад, ставит перед семьей проблему необходимости ухода за ребенком в домашних условиях. А так как дети с ОВЗ требуют постоянного внимания, то семья вынуждена или нанимать няню, либо кто-то из родителей бросает работу и сидит с ребенком.

Дети инвалиды из бюджета субъектов Российской Федерации получают ежемесячную денежную помощь, которая в 2014 году составляла в среднем 2 831 рубль. [2] Конечно, такая помощь никак не компенсирует затрат по оплате работы няни, а следовательно, один из родителей вынужден оставить работу. Как правило, это мать. Часто дети воспитываются в семье с одним родителем. Это негативно сказывается на экономике страны, так как из процесса производства выпадает квалифицированный член общества, способный приносить осязаемую экономическую пользу.

В целом в Санкт-Петербурге инклюзивное дошкольное образование практически не применяется. В частности в Калининском районе не выявлено ни одного детского сада с инклюзивным образованием. Из 94 дошкольных образовательных учреждений:

-         Компенсирующего вида – 15;

-         Общеобразовательного вида – 60;

-         Комбинированного вида – 19.

-         Инертность в вопросе инклюзивного воспитания связна с невозможностью преодоления тех самых барьеров, которые были рассмотрены ранее:

-         Архитектурных (отсутствие доступной среды);

-         Финансовых (отсутствие нормальной базы поддержки инклюзивного образования);

-         Социальных (необходимость изменения отношения к детям с ОВЗ как у воспитателей, так и у родителей детей).

Для успешного внедрения инклюзивного образования детей с ОВЗ Калининского района Санкт-Петербурга необходимо:

-                            Разработать нормативную базу на реабилитацию ребенка-инвалида во время его пребывания в дошкольном учреждении, так как отсутствуют даже локальные акты по данному вопросу;

-                            Произвести переподготовку воспитателей с целью ознакомления их с методиками, применяемыми в инклюзивном воспитании;

-                            Через СМИ на муниципальном уровне разъяснять и пропагандировать сущность инклюзивного образования. Воспитывать толерантное отношение взрослых и детей к детям с ОВЗ;

-                            Вовлечь в процесс развития инклюзивного образования общественные организации, родительские группы, профессионалов, занимающихся вопросами инклюзивного образования;

-                            Обеспечить доступную среду в дошкольных учреждениях.

Таким образом, инклюзивное образование есть реализация прав на образование для лиц с ОВЗ, которое закреплено в многих международных актах. В Российской Федерации инклюзивное образование не является законодательно закрепленным институтом, имеющим нормативно-правовую базу, не определены принципы финансирования и механизмы адаптации лиц с ОВЗ. Общественное мнение не подготовлено к восприятию инклюзивного образования. Кроме того, стоит отметить, что для реализации инклюзивного образования необходимо организовать медико-валеологические основы образовательного процесса. Обеспечить охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья среди здоровых детей и детей с ОВЗ при их контакте. Необходимо организовать психолого-педагогическое профилактическую работу среди детей, которые взаимодействуют с детьми с ОВЗ.

 

Литература:

 

  1.                Инклюзивное образование в России – Юнисеф – М. 2011 – 107 с.
  2.                Федеральная служба государственной статистики – [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 03.10.16).
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, ограниченная возможность здоровья, Россия, Санкт-Петербург, Калининский район, дошкольное образование, доступная среда, детский сад.

Похожие статьи

Трудности реализации инклюзивного образования...

Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге...

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная...

Вопросы организации инклюзивного образования...

инклюзивное образование, трудность, специальное оборудование, психологическая неготовность, отсутствие, детский сад, инклюзивная практика, дошкольное образование, Российская Федерация...

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, Россия, получение образования, общество, Смоленская область, письмо Министерства образования... Трудности реализации инклюзивного образования в...

Особенности инклюзивного образования слабослышащих детей...

Федеральный закон «Об образовании в РФ» определяет отдельные нормы, которые посвящены инклюзивному образованию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, возможность, ребенок, EFA, создание условий.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях...

ребенок, дошкольный возраст, место жительства, образовательный процесс, родитель, детский сад, доступная среда, инклюзивное образование, образовательное учреждение, терпимое отношение.

Проблемы при реализации инклюзивного воспитания...

инклюзивное образование, детский сад, инклюзивная практика, образовательный процесс, ребенок, совместное воспитание.

Развитие инклюзивного образования в России. инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, школа, образование, особый...

Особенности межличностных отношений в инклюзивном классе...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок, образование, Самарская область, Российская Федерация, специальное образование, школа, Областная целевая программа.

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Трудности реализации инклюзивного образования...

Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге...

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная...

Вопросы организации инклюзивного образования...

инклюзивное образование, трудность, специальное оборудование, психологическая неготовность, отсутствие, детский сад, инклюзивная практика, дошкольное образование, Российская Федерация...

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, Россия, получение образования, общество, Смоленская область, письмо Министерства образования... Трудности реализации инклюзивного образования в...

Особенности инклюзивного образования слабослышащих детей...

Федеральный закон «Об образовании в РФ» определяет отдельные нормы, которые посвящены инклюзивному образованию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, возможность, ребенок, EFA, создание условий.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях...

ребенок, дошкольный возраст, место жительства, образовательный процесс, родитель, детский сад, доступная среда, инклюзивное образование, образовательное учреждение, терпимое отношение.

Проблемы при реализации инклюзивного воспитания...

инклюзивное образование, детский сад, инклюзивная практика, образовательный процесс, ребенок, совместное воспитание.

Развитие инклюзивного образования в России. инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, школа, образование, особый...

Особенности межличностных отношений в инклюзивном классе...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок, образование, Самарская область, Российская Федерация, специальное образование, школа, Областная целевая программа.

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос