Библиографическое описание:

Позднякова А. И., Шаталов М. А. Об обновлении практики изучения курса «Концепции современного естествознания» в подготовке педагогов в области преподавания основ безопасности жизнедеятельности в вузе // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 161-162.



 

В статье рассматриваются концептуально-теоретические аспекты, определяющие авторское направление обновления практики преподавания курса «Концепции современного естествознания» в подготовке академических бакалавров – будущих педагогов в области преподавания основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). В качестве таковых представляются основная идея и реализующие её дидактико-методические принципы, системообразующими среди которых выбраны принципы профессиональной направленности, интеграции и гуманитаризации подготовки будущего специалиста.

Ключевые слова: концепции современного естествознания, ОБЖ, естественнонаучные межпредметные понятия, принципы профессиональной направленности, интеграция, гуманитаризация.

 

В период обучения в вузе академическим бакалаврам – будущим педагогам в области преподавания основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) – предлагается к изучению широкий спектр учебных дисциплин. Одной из таковых является курс «Концепции современного естествознания» («КСЕ»).

Общеизвестно, что «Безопасность жизнедеятельности» как отрасль научного знания носит ярко выраженный интегрированный характер, вбирая в себя достижения широкого спектра гуманитарных и естественных наук. В этой связи изучение курса «КСЕ» призвано вооружить будущих специалистов основополагающими элементами естественнонаучного знания системообразующего, мировоззренческого и методологического характера, имеющими важное значение для их профессионального становления.

Однако, как показывают экспериментальные данные, изучение курса «КСЕ» часто не вызывает у бакалавров должного интереса. Среди причин такого положения дел – нередкая оторванность обучения данной дисциплине от содержания дисциплин предметно-профильной и методической подготовки будущего педагога в области преподавания ОБЖ.

Необходимость разрешения названного противоречия инициирует поиски путей совершенствования практики обучения курсу «КСЕ» в вузе. В этом плане полагаем, что обучение курсу «КСЕ» должно носить выраженный профессионально-ориентированный характер, то есть, также как и дисциплины предметно-профильной и методической подготовки, связано с будущей профессиональной деятельностью бакалавров.

Кратко рассмотрим основные концептуальные аспекты преобразования практики изучения курса «КСЕ» в обозначенном направлении.

Теоретическую основу наших концептуальных построений составляют ведущая научная идея и взаимосвязанные дидактико-методические принципы. При этом научную идею мы рассматриваем как способ познания и преобразования исследуемого объекта, а принцип как положение, регулирующее деятельность исследователя по прогрессивному преобразованию образовательной практики [1 и др.].

Итак, нашей главной концептуальной идеей выступает тезис о необходимости усиления профессиональной направленности изучения курса «КСЕ» за счёт рассмотрения и реализации этого процесса как элемента пропедевтической подготовки бакалавров к последующему изучению ими цикла предметно-профильных и методических дисциплин.

Реализация этой идеи предполагает выбор концептуального вектора для отбора и организации вариативного содержания курса «КСЕ» и разработки методики его изучения. В качестве такого вектора, на наш взгляд, может выступать требование Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО), связанное с необходимостью формирования у учащихся межпредметных понятий, в том числе тех, которые обеспечивают научно-содержательную основу становления культуры здорового и безопасного образа жизни школьников [2, 3 и др.].

Развивая сказанное, отметим, что многие из межпредметных понятий, формируемых в рамках общего образования, являются понятиями естественнонаучными. При этом они, с одной стороны, изучаются школьниками в естественнонаучных предметах и в курсе «ОБЖ», а, с другой стороны, подвергаются преемственному осмыслению будущими педагогами в курсе «КСЕ», а затем используются в практике изучения предметно-профильных и методических дисциплин. Следовательно, акцентирование внимания бакалавров на естественнонаучных понятиях, имеющих важное значение в области безопасности жизнедеятельности, и раскрытие их содержательно-смысловой палитры обеспечит пропедевтический характер изучения курса «КСЕ» по отношению к дисциплинам предметно-профильной подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Одновременно с этим, пропедевтический характер изучения курса «КСЕ» по отношению к методическим дисциплинам будет обеспечен, если в процесс формирования у студентов естественнонаучных понятий будут также включаться элементы методических знаний о возможных путях их формирования у учеников в обучении ОБЖ в школе.

Как было отмечено выше, реализация концептуальной идеи в образовательной практике обеспечивается адекватными её специфике дидактико-методическими принципами. Из всего разнообразия таких принципов системообразующими мы считаем следующие принципы: профессиональной направленности, интеграции, гуманитаризации.

Принцип профессиональной направленности предполагает раскрытие практической значимости приобретаемых бакалаврами при изучении курса «КСЕ» знаний и умений, с одной стороны, для последующего (или параллельного с курсом «КСЕ») изучения дисциплин предметно-профильной и методической подготовки, а, с другой стороны, для их будущей профессионально-педагогической деятельности в школе. В этом контексте принцип профессиональной направленности воплощается в практике через принцип интеграции.

Принцип интеграции играет для нас ключевую позицию, реализуясь на уровне целей изучения курса «КСЕ» в вузе, его содержания и деятельности студентов по его усвоению. При этом его «действие» в образовательном процессе усиливается принципами междисциплинарости, модульности и другими.

Значима для нас и взаимосвязь принципов профессиональной направленности и интеграции с принципом гуманитаризации. Его применение связано с привнесением в процесс изучения курса «КСЕ» содержания и методов познания гуманитарных дисциплин, коими являются все методические дисциплины. При этом влияние принципа гуманитаризации на образовательный процесс усиливается принципом единства интеграции предметно-профильных и методических знаний и умений. В этом плане изучение курса «КСЕ» позволяет также обеспечить взаимосвязь принципов фундаментализации и гуманитаризации подготовки будущего педагога.

Таким образом, полагаем, что воплощение в вузовской практике сформулированной нами идеи и отобранных принципов её реализации позволит обновить практику и повысить качество обучения курсу «КСЕ» будущих педагогов в области преподавания ОБЖ.

 

Литература:

 

  1. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. – СПб.: Издательство РХГИ, 2001.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010г.).
Основные термины (генерируются автоматически): изучения курса, профессиональной направленности, безопасности жизнедеятельности, области преподавания, основ безопасности жизнедеятельности, практики изучения курса, преподавания основ безопасности, области преподавания основ, изучение курса, принципы профессиональной направленности, характер изучения курса, курса «Концепции современного, направленности изучения курса, изучения курса «Концепции, области преподавания ОБЖ, гуманитаризации подготовки будущего, пропедевтический характер изучения, области безопасности жизнедеятельности, подготовки будущего педагога, методической подготовки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов