Автор: Иванова Яна Николаевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 12.11.2015

Библиографическое описание:

Иванова Я. Н. Характерные особенности законодательного регулирования подготовки специалистов в области экологической безопасности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 146-148.



 

В данной статье рассмотрены вопросы законодательного регулирования подготовки специалистов в области экологической безопасности, экологолизация образования. Также, на основании анализа российского законодательства и нормативной базы, определены задачи, решение которых повысит уровень экологической культуры.

Ключевые слова: экологическая безопасность, Экологическая доктрина, законодательство Российской Федерации, экологическая культура.

Экологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности любого государства как совокупность природных, социальных и других условий, обеспечивающих безопасную жизнь и деятельность проживающего на данной территории населения, а также обеспечение устойчивого состояния биоценоза естественной экосистемы. Так, согласно действующему федеральному закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» экологическая безопасность (далее - ЭБ) понимается как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [3].

В современных условиях одним из важнейших правовых документов, регулирующих сферу экологической безопасности в Российской Федерации, является Экологическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. [4], которая основана на базовых конституционных положениях в этой сфере. Например, ст. 42 Конституции России гласит, что «…каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением», ст. 58 Конституции определяет, что «каждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» [1] и т.п. В развитие конституционных положений в России приняты два федеральных закона. Во-первых, ФЗ-№7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015 г., во-вторых, ФЗ-№89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015 г. [2] и некоторые другие нормативные правовые акты Российской Федерации. Весомое влияние на развитие российского законодательства в этой сфере оказывают международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также многочисленные стандарты и рекомендации международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития, среди которых особо выделяются рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, принятые в Рио-де-Жанейро в 1992 г. [5].

Во всех перечисленных документах, в том числе в Экологической доктрине Российской Федерации, последовательно ставится ряд первоочередных задач, среди которых основной задачей является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии [4].

Следовательно, для решения этой задачи, на наш взгляд, необходимо:

  •                  создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;
  •                  включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса.

В соответствии с ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний. В соответствии с профилем в специальных средних и высших учебных заведениях предусматривается преподавание специальных курсов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию [3]. Экологическое образование обеспечивает сочетание методологической, мировоззренческой и профессиональной подготовки будущих специалистов. В процессе экологического образования происходит социализация и профессионализация личности за счет расширения видов деятельности студентов (учебной, исследовательской, научной) [7].

Так, например, программа начального общего образования предполагает изучение понятий «природа», «окружающая среда», предусматривает проведение экологических экскурсий, что позволяет уже с раннего возраста знакомить учащихся с объектами природы, экологическими проблемами своего региона, осознавать важность решения этих проблем. Кроме того, возможно проведение классных тематических часов с участием родителей.

Содержание программы основного общего образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предполагает тему по экологической безопасности «Нарушения экологического равновесия» (8 класс), направленную на ознакомление учащихся с видами загрязнения атмосферы, вод и почв, на изучение состояния природной среды района проживания, на обучение школьников способами защиты здоровья при нарушениях экологического равновесия. Для решения проблемы малой информированности обучающихся необходимо в рамках внеурочной работы, например, проводить эколого-ориентированные уроки, ставить перед учащимися эколого-педагогические задачи, проводить школьные эко-мониторинги. Во внеклассной деятельности обучающихся возможны формы проведения занятий-экскурсий, например, выставка «Вселенная воды» в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», создание собственных выставок-презентаций, выступление на экологические темы на любых массовых школьных мероприятиях, создание волонтерских групп по уходу и облагораживанию своего района и т.п.

В программу старших классов основного общего образования возможно включение элективных курсов, ориентированных на углубленное изучение ЭБ, в содержание которых необходимо включать информацию о профессиях в сфере обеспечения ЭБ [6]. Тем самым можно существенно снизить риски неудовлетворенности своей профессией в будущем образовании.

К сожалению, в программе непрофильных высших учебных заведений курс «Экология» занимает незначительную часть, зачастую всего один семестр, что составляет примерно 36-42 ч. При этом, поскольку подготовка специалистов в ВУЗах направлена на практико-ориентированный подход, то для наиболее лучшего усвоения материала студентами можно предложить более современные интерактивные методы проведения занятий, например, проведение деловых, ролевых игр, решение и анализ конкретных ситуационных задач, применение кейс-технологий, организация круглых столов, дебатов, дискуссий и т.д. Для студентов учебный процесс, таким образом, строился бы как поиск новых форм обеспечения ЭБ, что дополнительно развивает творчество на основе самостоятельности.

Для повышения экологической культуры, образовательного уровня и профессиональных навыков населения также необходимо:

  •                  усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;
  •                  включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;
  •                  государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование;
  •                  разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации;
  •                  развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;
  •                  повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора;
  •                  поддержка и публикация материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации;
  •                  подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации. Подготовка в области ЭБ является важной составляющей профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров педагогического образования, обучающихся на факультете «Безопасность жизнедеятельности» РГПУ им. А.И. Герцена и факультете «Экологической безопасности» Балтийского института экологии, политики и права.

Реализация данных положений предполагает составление детализированных планов действий, как на федеральном, так и региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования на всей территории Российской Федерации.

 

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации 1993. //Российская газета. 1993. 12 декабря.
  2. Об отходах производства и потребления: ФЗ от 24.06. 1998 № 89-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.20152015 //СПС Консультант-Плюс. Дата обращения 19.04.2015.
  3. Об охране окружающей среды: ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ с изм. и доп., вступ.в силу с 01.01.2015 //СПС Консультант-Плюс. Дата обращения 19.04.2015.
  4. Экологическая доктрина Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р//СПС Консультант-Плюс. Дата обращения 9.04.2015.
  5. Конференция ООН по окружающей среде и развитию - подготовительный процесс и итоги // Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года). - Новосибирск: СО РАН, 1992. - С.5-23.
  6. Иванова Я.Н. Элективный курс «Среда обитания и человек» в предпрофильной подготовке школьников по экологической безопасности //Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 564-567.
  7. Соломин В.П., Андреева Н.Д. Экологизация профессиональной подготовки студентов как насущная проблема высшего педагогического образования // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 2 (10). С. 21.

1

 

Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, экологической безопасности, окружающей среды, развития Российской Федерации, устойчивого развития Российской, охраны окружающей среды, экологической культуры, охране окружающей, «Об охране окружающей, охране окружающей среды», доктрина Российской Федерации, Экологическая доктрина Российской, области экологической безопасности, формирования экологической культуры, Российской Федерации «Об, законодательство Российской Федерации, окружающей среде, области охраны окружающей, договоры Российской Федерации, акты Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов