Современные информационные технологиив обучении основам безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Библиографическое описание:

Григорьев А. П., Чернелевский А. О., Егоров В. С., Булухова А. Н. Современные информационные технологиив обучении основам безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 52-56. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/14/399/ (дата обращения: 26.09.2018).

 

Рассматривается компетентностный подход с использованием информационных технологий, что позволяет осуществить организацию дистанционного адаптивного мониторинга знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет использования современных средств вычислительной техники и организации клиент-серверного взаимодействия в глобальной сети интернет.

Ключевые слова: компетентностный подход, информационные технологии, компьютеризация обучения, дистанционный адаптивный мониторинг знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

Передача знаний из области основ безопасности жизнедеятельности (БЖД) является неотъемлемой составляющей здоровье сберегающих технологий,проводится повсеместно на различных этапах становления и обучения индивидуума.

Преподаватель (Педагог) в течение всего обучения должен формировать и закладывать не только базовые основы БЖД, но и развивать личность, мотивировать обучаемого, прививать сознательность, формировать надлежащее отношение к дисциплине (предмету), ведь именно знания предмета потенциально могут обеспечить выживание в критических ситуациях не только ему, но и тем, кто может попасть в неожиданные аварийные ситуациивместе с ним, или же просто помочь сохранять свое здоровье на протяжении все жизни.

Предмет БЖД на протяжении многих лет является обязательным компонентом федеральных и региональных образовательных программ подготовки среднего, среднего профессионального и высшего образования, что говорит о его значимости, и, как следствие, данная дисциплина входит в состав обязательных к изучению предметов в курсе гражданской обороны и мер действий при чрезвычайных ситуацияхна предприятиях стратегического и общего назначения.

Согласно последним требованиям федеральных государственных образовательных стандартов 3-ого поколения, проводится сокращение часов, отводимых на аудиторные, лекционные и практические занятия, с сохранением требований к надлежащему качеству обучения, что неизбежно приводит к сокращению возможностей передачи знаний преподавателем, возникает необходимость в самостоятельном освоении части теоретического материала. Таким образом, самостоятельная работа (СР), создает предпосылки к осознанной познавательной деятельности и выступления в роли активного, мотивированного субъекта под периодическим контролем преподавателя (автоматизированным и/ или дистанционным).

В настоящее время наиболее универсальна и популярна тестовая форма контроля знаний, с акцентом на дистанционность и адаптивность [1]. Для организации дистанционного адаптивного контроля знаний по БЖД необходима проработанная база тестовых заданий, содержащая вопросы, описывающие всю полноту данной предметной области.

На базе сценарного метода [1, 9] в рамках компетентностного подхода [8] был разработан комплекс дистанционного адаптивного тестового контроля знаний закрытого типа [1]. В качестве программной среды используется язык программирования PHP, позволяющий осуществлять удаленный контроль знаний в реальном масштабе времени, а также организовывать непрерывный мониторинг текущей успеваемости обучаемых. Различные способы построения, технологии и протоколы, используемые при разработке дистанционных систем оценивания знаний, были подробно рассмотрены в
[2, 3, 4].

Система дистанционного адаптивного контроля знаний построена на базе следующих программ: операционной системы семейства Windows, Apache2.2, PHP, MySQl, JQwery. Система представляет из себя модульную структуру, состоящую из следующих основных частей: авторизационная, пользовательская, администраторская. Описание данных элементов системы представлено в статье [3], а основных, предложенных авторами сценариев (алгоритмов) контроля знаний в [5, 7].

Проанализируем разработанные авторами статьи сценарии дистанционного адаптивного тестирования закрытого типа (ДАТЗТ), которые были первично апробированы в период с 2013 по 2014 годы при подготовке студентов ГУАП в рамках дисциплины «Бортовые вычислительные комплексы навигации и самолетовождения» («БВКН и СВ») и впоследствии внедрены в учебный процесс каф. 11.

Исследования показали, что работоспособность системы дистанционного адаптивного контроля знаний подтверждена многократным контрольным моделированием и составляет 100% (были выявлены высокая корректность работы и безошибочное выполнение всех целевых задач). На основании статистической выборки (рис. 1) адекватность оценки системы дистанционного адаптивного контроля составила 100%.

Рис. 1. Оценка адекватности системы дистанционного адаптивного контроля

 

После обработки тестовых заданий (ТЗ) по статистике, полученной на основании тестирования группы студентов численностью 20 человек, получены графики эффективности [6] (критерий средняя успеваемость по группе студентов в 4-х балльной шкале оценивания) – рис. 2.

Рис. 2. График эффективности различных сценариев дистанционного адаптивного тестового контроля знаний закрытого типа

 

В данном случае сценарии [9] контроля, описанные подробно в [7], сравнивались с классическим адаптационным алгоритмом, описанным в [1]. Характерные особенности рассматриваемых сценариев и оценка целесообразности их применения, а также подробные рекомендации по применению тех или иных сценариев на различных этапах контроля (входной, текущий, рубежный, итоговый) подробно рассмотрены в [9].

При контрольном моделировании по статистике из 1500 студентов (в период с 2013 по 2014 годы), достоверность дистанционного адаптивного контроля знаний (в качестве примера был выбран тест, состоящий из 12 вопросов) составила – 80% (рис. 3).

Рис. 3. Анализ достоверности системы дистанционного адаптивного контроля знаний

 

Так как рассмотренные сценарии при натурном эксперименте подтвердили свою работоспособность, адекватность, эффективность (средняя оценка по группе студентов), и достоверность, то потенциально возможно осуществить внедрение данной системы дистанционного адаптивного контроля знаний в курс БЖД.

Таким образом, для организации данного мониторинга знаний необходимо и достаточно преподавателю-эксперту разработать адаптивные тестовые задания по БЖД и сформировать из них базу, предварительно присвоив вес (сложность) тому или иному вопросу (как правило, экспертно). Одним из примеров экспертной оценки является метод попарного сравнения, при котором степень сложности того или иного вопроса оценивается двумя преподавателями. Если они оба приходят к консенсусу относительно сложности или легкости вопроса, то текущему ТЗ присваивается соответствующая категория (сложная или легкая), если мнения экспертов расходятся, то ТЗ присваивается средняя категория сложности.

Внешний вид ТЗ в онлайн версии комплекса представлен на рис. 4, а пример одного из вопросов локальной – на рис. 5.

I:\Магия\Магистерская\Статьи\В работе\Герцен\«СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ПРАКТИКА»\ТЗ.png

Рис. 4. Пример тестового задания в онлайн версии системы

 

I:\Магия\Магистерская\Статьи\В работе\Герцен\«СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ПРАКТИКА»\ТЗ навигатор.png

Рис. 5. Пример тестового задания в локальной версии системы

 

Подробные рекомендации по работе с дистанционной системой адаптивного тестирования (для обучаемых и преподавателей-экспертов соответственно), а также руководство пользователя, приведены на главной странице сайте в разделе рекомендации:

http://cpmssmedia.dlinkddns.com/other_web/test2/index.php?route=manuals.

Принципиальная схема клиент-серверного взаимодействия, реализованная в системе дистанционного адаптивного контроля знаний представлена на рис. 6.

Рис. 6. Организация клиент-серверного взаимодействия

 

Таким образом, на основе всего вышесказанного система дистанционного адаптивного контроля знаний по дисциплине БЖД может быть внедрена в ВУЗах и предприятиях, как в виде отдельных приложений на ПК (без подключения к сети интернет, с осуществлением имитации серверного взаимодействия), так и в виде элементов онлайн-тестирования при удаленном контроле.

 

Литература:

  1. Глова В. И., Дуплик С. В. Модели педагогического тестирования обучаемых // Вестник Казан, гос. техн. ун-та им. А.Н. Туполева. 2003 г. №2. С. 74 - 79.
  2. Григорьев А. П. Разработка адаптивного обучающего комплекса по навигации на базе персонального компьютера. 64-ая студенческая научно-техническая конференция ГУАП: Сб. докл. В 2 ч. Ч. I Технические науки /СПб.: ГУАП, 2011. 441.
  3. Григорьев А. П., Егоров В. С. Система дистанционного адаптивного тестового контроля навигационных знаний. 67-ая студенческая научно-техническая конференция ГУАП: Сб. докл. В 2 ч. Ч. I Технические науки /СПб.: ГУАП, 2014. 40 с.
  4. Григорьев А. П., Хамидов Д. А., Керн Е. С. Дистанционный нейросетевой контроль знаний оператора-навигатора. 66-ая студенческая научно-техническая конференция ГУАП: Сб. докл. В 2 ч. Ч. I Технические науки /СПб.: ГУАП, 2013.19 с.
  5. Григорьев А. П., Ивахива Т. А. Разработка и исследование дистанционных адаптивных моделей тестирования знаний / Development and research of remote adaptive testing models. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. Сборник статей международной ежегодной научной интернет-конференции. Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015 г. С. 221-226.
  6. Григорьев А. П., Демьянов, Ивахива Т. А. Сравнение эффективности алгоритмов дистанционного адаптивного тестирования. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. Сборник статей международной ежегодной научной интернет-конференции. Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015 г. С. 216-221.
  7. Григорьев А. П., Демьянов, Ивахива Т. А. Разработка алгоритмов дистанционного адаптивного тестового контроля знаний закрытого типа. Педагогическая наука и современное образование. Сборник статей II Международной научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015 г. С. 235 – 239.
  8. Григорьев А. П. Компетентностный подход при подготовке специалистов аэрокосмического профиля. Сб. докл. Научной сессии ГУАП/СПб.: ГУАП, 2014. С. 55-59.
  9. Григорьев А. П. Сценарный метод контроля навигационных знаний при проектировании обучающих систем Сб. докл. Научной сессии ГУАП/СПб.: ГУАП, 2015. С.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционный адаптивный контроль, знание, PHP, клиент-серверное взаимодействие, закрытый тип, дистанционный адаптивный мониторинг, дистанционный адаптивный тестовый контроль, тестовое задание, график эффективности, группа студентов.

Ключевые слова

компетентностный подход, информационные технологии, компьютеризация обучения, дистанционный адаптивный мониторинг знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Похожие статьи

Разработка комплекса дистанционного адаптивного контроля...

PHP, адаптивный контроль знаний, нештатное формирование ГО, курс ГО, часова учебная программа, гражданская оборона, вычислительная техника, глобальная сеть, рабочее время, клиент-серверное...

Современные информационные технологии при обучении...

дистанционный адаптивный контроль, знание, PHP, клиент-серверное взаимодействие, закрытый тип, дистанционный адаптивный мониторинг, дистанционный адаптивный тестовый контроль, тестовое задание...

Контроль знаний в системе дистанционного обучения

тест, задание, Тестовый контроль обучения, анализ результатов, учебный материал, тестовое задание, правильный ответ, педагогическая практика

Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в LMS Moodle имеется обширный...

Адаптивная система поддержки дистанционного обучения...

Библиографическое описание: Хошимова Ч. С. Адаптивная система поддержки дистанционного обучения программированию

Система WAPE предоставляет лектору и инструкторам средства для управления мониторингом взаимодействия студентов с системой.

Адаптивные обучающие системы с элементами...

Анализируется интегрируемость, рассмотренных методик, в проектируемые дистанционные адаптивные обучающие системы.

Информация, сообщаемая студенту, либо превращается в знания, либо нет. Повышение эффективности в обучении может быть достигнуто путем...

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала...

Наиболее эффективны в настоящее время адаптивные тестовые задания [2, 3, 4, 5, 6, 7] закрытого типа с акцентом на дистанционность (включающие в себя алгоритмы минимизации явления списывания, заучивания и вероятности угадывания).

Тестовый контроль обучения | Статья в журнале...

- закрытые задания на определение соответствия между двумя группами элементов

Тестовый контроль эффективен и демократичен, предоставляет возможность мониторинга качества образования.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Наиболее распространенными являются тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов

Оценку «Хорошо» получили 50 % студентов, ответив правильно на 81–90 % тестовых заданий. Процент отличников вырос с 15 % до 20 %.

Применение ресурсов сети Интернет при подготовке бакалавров...

Ключевые слова: компетентностный подход, информационные технологии, компьютеризация обучения, дистанционный адаптивный мониторинг знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Разработка комплекса дистанционного адаптивного контроля...

PHP, адаптивный контроль знаний, нештатное формирование ГО, курс ГО, часова учебная программа, гражданская оборона, вычислительная техника, глобальная сеть, рабочее время, клиент-серверное...

Современные информационные технологии при обучении...

дистанционный адаптивный контроль, знание, PHP, клиент-серверное взаимодействие, закрытый тип, дистанционный адаптивный мониторинг, дистанционный адаптивный тестовый контроль, тестовое задание...

Контроль знаний в системе дистанционного обучения

тест, задание, Тестовый контроль обучения, анализ результатов, учебный материал, тестовое задание, правильный ответ, педагогическая практика

Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в LMS Moodle имеется обширный...

Адаптивная система поддержки дистанционного обучения...

Библиографическое описание: Хошимова Ч. С. Адаптивная система поддержки дистанционного обучения программированию

Система WAPE предоставляет лектору и инструкторам средства для управления мониторингом взаимодействия студентов с системой.

Адаптивные обучающие системы с элементами...

Анализируется интегрируемость, рассмотренных методик, в проектируемые дистанционные адаптивные обучающие системы.

Информация, сообщаемая студенту, либо превращается в знания, либо нет. Повышение эффективности в обучении может быть достигнуто путем...

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала...

Наиболее эффективны в настоящее время адаптивные тестовые задания [2, 3, 4, 5, 6, 7] закрытого типа с акцентом на дистанционность (включающие в себя алгоритмы минимизации явления списывания, заучивания и вероятности угадывания).

Тестовый контроль обучения | Статья в журнале...

- закрытые задания на определение соответствия между двумя группами элементов

Тестовый контроль эффективен и демократичен, предоставляет возможность мониторинга качества образования.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Наиболее распространенными являются тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов

Оценку «Хорошо» получили 50 % студентов, ответив правильно на 81–90 % тестовых заданий. Процент отличников вырос с 15 % до 20 %.

Применение ресурсов сети Интернет при подготовке бакалавров...

Ключевые слова: компетентностный подход, информационные технологии, компьютеризация обучения, дистанционный адаптивный мониторинг знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос