Анализ изменений в законодательстве Российской Федерации в области гражданской обороны
Авторы: Воронин Александр Николаевич, Пелехов Алексей Леонидович
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.
Дата публикации: 07.11.2015
Статья просмотрена: 750 раз
Библиографическое описание:
Воронин, А. Н. Анализ изменений в законодательстве Российской Федерации в области гражданской обороны / А. Н. Воронин, А. Л. Пелехов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/398/ (дата обращения: 17.12.2024).
В первой половине 2015 г. в Федеральный закон «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11. 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны были внесены существенные изменения. Они коснулись теории гражданской обороны, полномочий органов власти разного уровня, организации и порядка подготовки различных групп и категорий населения, в том числе обучающихся, в области гражданской обороны. В статье дается анализ только тех изменений, которые имеют непосредственное отношение к преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в соответствующих образовательных организациях.
Ключевые слова: правовое регулирование,нормативные правовые акты, гражданская оборона, задачи, подготовка, органы власти, полномочия.
В июне 2015 г. в Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Далее – Федеральный закон) в целях приведения отдельных его положений в соответствие с другими нормативными правовыми актами и современными реалиями был внесен целый ряд изменений как формального, так и содержательного характера.
В первую очередь следует отметить качественное изменение понятия «гражданская оборона». После замены слов «при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" словами "при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" его содержание стало трактоваться следующим образом: «Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» [1, Ст.1].
Внесение данного изменения было связано с необходимостью привести понятийный аппарат Федерального закона в соответствие с понятийным аппаратом новой Военной доктрины Российской Федерации. В ней дается следующее определение военного конфликта: «военный конфликт – форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты)» [2, п.8].
Указанное изменение повлекло аналогичные изменения по всему тексту Федерального закона:
• в абзацах 3, 7, 8, 9,12, 15 статьи 2 Задачи в области гражданской обороны;
• в п. 2 статьи 4 Принципы организации и ведения гражданской обороны;
• в абзаце 5 статьи 7 Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны;
• в абзацах 5 и 9 п. 1 и абзацах 4 и 8 п. 2 статьи 8 Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны;
Кроме того, развитие теории гражданской обороны заключается дополнением статьи 1 Федерального закона двумя новыми понятиями:
• управление гражданской обороной - целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны.
• система управления гражданской обороной - составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной.
Важное изменение внесено в статью 2 Федерального закона, в которой перечисляются основные задачи гражданской обороны: в первой задаче слово «обучение» заменено словом «подготовка» и в новой редакции она звучит как «подготовка населения в области гражданской обороны». Для того, чтобы уяснить смысл замены следует обратиться к понятию «обучение», которое дается в Федеральном закон «Об образовании». В нем оно трактуется следующим образом: «обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [3, Ст. 2 ]. И этот процесс рассматривается здесь применительно к деятельности образовательных организаций, а под обучающимися понимаются лица, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по различным программам. Поскольку в области гражданской обороны необходимо готовить другие группы и категории населения, в частности работающее и неработающее население, и их подготовка осуществляется по месту работу и месту жительства, то такая замена выглядит логично.
Данное изменение повлекло изменения в ряде статей Федерального закона:
- в статье 6. Полномочия Правительство Российской Федерации
Правительство Российской Федерации: определяет порядок подготовки населения в области гражданской обороны;
- в статье 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
организуют подготовку населения в области гражданской обороны;
Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
проводят подготовку населения в области гражданской обороны;…
- в статье 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны
1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;
- в статье 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны
Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации проходят подготовку в области гражданской обороны.
Изменен пункт 1 статьи 3 Правовое регулирование в области гражданской обороны. В новой редакции он выглядит следующим образом: «Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны» [1, Ст. 3].
С одной стороны, можно говорить о расширении круга лиц, в компетенцию которых входит правовое регулирование в области гражданской обороны, а с другой стороны данное положение законодательно закрепляет уже сложившуюся практику. Например, постановлением губернатора Санкт-Петербурга от 19.06. 2012 г. N 37-пг утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге, которое определяет организационные основы гражданской обороны, состав сил и средств гражданской обороны, порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Санкт-Петербурге [4].
Представлены дополнительные полномочия в области гражданской обороны федеральным органам исполнительной власти (статья 7), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления (статья 8):
- федеральные органы исполнительной власти определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне;
- органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
Такова, по нашему мнению, содержание и сущность изменений, внесенных в июне 2015 г. в Федеральный закон «О гражданской обороне».
В апреле 2015 г. Постановлением Правительства РФ от 09.04.2015 г. N 332 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» были внесены значительные изменения в постановления Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждения положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (далее – Постановление Правительства РФ № 841) и от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Постановление Правительства РФ № 547).
Часть из них непосредственно касается преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
В Постановление Правительства РФ № 841внесены следующие изменения.
Слова «формы обучения» заменены словами «виды обучения». Данная замена направлена на приведение понятийного аппарата в соответствие с понятийным аппаратом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором под формами обучения понимаются очная, очно-заочная или заочная формы обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также семейное образование и самообразование [3, Ст.17].
Уточнено, что обучение в области гражданской обороны проводится в «организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры) и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан » [5, Ст.4].
Изменена периодичность повышения квалификации преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" организаций, осуществляющих образовательную деятельность: в соответствии с новыми требованиями она должна проводиться не реже одного раза в 3 года [5, Ст.4]. Это связано с необходимостью более оперативно доводить до преподавателей в форме повышения квалификации происходящие изменения в теории и практике гражданской обороны.
Таким образом, в первой половине 2015 г. в Федеральный закон «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11. 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны были внесены изменения, знать которых необходимы преподавателям курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Литература:
- Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»// Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 15.10.2015).
- Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976) // Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 15.10.2015).
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 15.10.2015).
- Постановление губернатора Санкт-Петербурга от 19.06.2012 г. N 37-пг «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге» // Справочная правовая система «Гарант» (дата обращения: 15.10.2015).
- Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11. 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»// Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 15.10.2015).
- Постановления Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 15.10.2015).
Ключевые слова
подготовка, органы власти, полномочия, правовое регулирование, задачи, нормативные правовые акты, гражданская оборонаПохожие статьи
Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную исполнительную власть
Внесенные Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 2020 года изменения отразились на многих аспектах функционирования федеральной исполнительной власти в Российской Федерации. Реформа повлияла на конституционно-пр...
Законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции
В данной статье анализируются законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности уделено значительное внимание Федеральному закону № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О...
Вопросы совершенствования административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
В представленной статье освещаются вопросы, которые связаны с совершенствованием административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних лиц. Отмечается, что сегодня наблюдается объективная необходимость в применении сред...
Понятие и виды правового статуса сотрудника ФСИН России
На современном этапе развития российского общества существенные изменения происходят в правовом регулировании уголовно-исполнительной системы, в том числе непосредственно затрагивая и правое положение сотрудников данной системы. Эти изменения нашли с...
Правовая основа осуществления общественного контроля
В работе приводятся и раскрываются источники правового регулирования общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля. Установлены и охарактеризованы положения Конституции РФ, составляющие основу правового регу...
Правовые основы и организация прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования в условиях дистанционного обучения
Статья посвящена актуальным проблемам надзора за исполнением законов об образовании в условиях дистанционного обучения, который представляет собой одно из направлений общего надзора, т. е. прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением пра...
Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных закупок
Статья посвящена решению основных проблем контрактной системы в сфере публичных закупок. Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников данного процесса. Любому заинтерес...
Необходимая оборона: практика правоприменения в России и за рубежом
В статье рассматривается правоприменение норм о необходимой обороне на примере уголовного законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь, Федеративной Республики Германия и Королевства Швеция. Автор отмечает различия в разных странах усло...
Анализ положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и особенности его реализации в свете действия постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336
В статье рассматриваются основные нововведения в деятельности государственного контроля (надзора) страны, обусловленные вступлением в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», про...
Совершенствование механизмов внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) и иными нормати...
Похожие статьи
Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную исполнительную власть
Внесенные Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 2020 года изменения отразились на многих аспектах функционирования федеральной исполнительной власти в Российской Федерации. Реформа повлияла на конституционно-пр...
Законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции
В данной статье анализируются законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности уделено значительное внимание Федеральному закону № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О...
Вопросы совершенствования административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
В представленной статье освещаются вопросы, которые связаны с совершенствованием административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних лиц. Отмечается, что сегодня наблюдается объективная необходимость в применении сред...
Понятие и виды правового статуса сотрудника ФСИН России
На современном этапе развития российского общества существенные изменения происходят в правовом регулировании уголовно-исполнительной системы, в том числе непосредственно затрагивая и правое положение сотрудников данной системы. Эти изменения нашли с...
Правовая основа осуществления общественного контроля
В работе приводятся и раскрываются источники правового регулирования общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля. Установлены и охарактеризованы положения Конституции РФ, составляющие основу правового регу...
Правовые основы и организация прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования в условиях дистанционного обучения
Статья посвящена актуальным проблемам надзора за исполнением законов об образовании в условиях дистанционного обучения, который представляет собой одно из направлений общего надзора, т. е. прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением пра...
Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных закупок
Статья посвящена решению основных проблем контрактной системы в сфере публичных закупок. Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников данного процесса. Любому заинтерес...
Необходимая оборона: практика правоприменения в России и за рубежом
В статье рассматривается правоприменение норм о необходимой обороне на примере уголовного законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь, Федеративной Республики Германия и Королевства Швеция. Автор отмечает различия в разных странах усло...
Анализ положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и особенности его реализации в свете действия постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336
В статье рассматриваются основные нововведения в деятельности государственного контроля (надзора) страны, обусловленные вступлением в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», про...
Совершенствование механизмов внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) и иными нормати...