Современные подходы к формированию инфекционной безопасности студентов с инвалидностью в медицинском колледже
Авторы: Колыванова Лариса Александровна, Носова Тамара Михайловна, Сергеева Вера Викторовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.
Дата публикации: 07.11.2015
Статья просмотрена: 335 раз
Библиографическое описание:
Колыванова, Л. А. Современные подходы к формированию инфекционной безопасности студентов с инвалидностью в медицинском колледже / Л. А. Колыванова, Т. М. Носова, В. В. Сергеева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 89-92. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/378/ (дата обращения: 24.04.2024).
Статья посвящена профессиональному образованию студентов с ограниченными возможностями здоровья медицинского колледжа, формированию у них инфекционной безопасности, являющейся одной из составляющих культуры безопасности жизнедеятельности инвалидов.
Ключевые слова: инфекционная безопасность, профессиональное образование, студенты с ограниченными возможностями здоровья, медицинский колледж.
В настоящее время система мер по обеспечению безопасности России определена Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ № 537 от 12.05.2009 г.), которая является основой взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений, направленных на защиту национальных интересов страны, обеспечение безопасности личности, общества и государства в целом.
В связи с этим, проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья населения страны вышли на уровень национально значимых, среди которых – развитие профессиональной личности специалиста, способной обеспечить безопасное существование в окружающей среде, – одна из основных.
Особую актуальность данная проблема приобретает в инклюзивном образовании, нацеленного на обеспечение полноценной жизни людей с особыми потребностями, их безопасное существование в окружающей среде, обусловленная следующими обстоятельствами: в связи с возникновением новых угроз личной безопасности в различных сферах жизнедеятельности уровень знаний инвалидов о них значительно отстает от предъявляемых к нему современных требований; уровень общей их культуры в сфере безопасности жизнедеятельности невысок из-за отсутствия развитой системы непрерывного просвещения в этой области; при подготовке личности, безопасно ориентированной в социуме, не всегда учитываются возрастные и психофизиологические особенности, влияющие на приобретение специальных знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности.
Анализ рассматриваемой проблемы в условиях профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья показал недостаточность системных исследований в области и инфекционной безопасности инвалидов.
По утверждению Е.И. Гудкова, Н.Ф. Сивец, Г.Н. Чистенко, медицинские организации представляют собой идеальное место для передачи инфекционных заболеваний, где инвазивные медицинские манипуляции сопряжены с риском внесения микроорганизмов в организм человека и служат причиной возникновения инфекции [2].
Инфекция – это сложный патофизиологический процесс взаимодействия макро- и микроорганизма, имеющий широкий диапазон проявлений – от бессимптомного носительства до тяжелых форм инфекционной болезни [5]. В своем развитии инфекция проходит следующие этапы: внедрение, адаптация и размножение возбудителя, развитие инфекционного процесса.
Инфекционный процесс – это комплекс ответных реакций, направленных на обеспечение гомеостаза и равновесия с окружающей средой, возникающих в макроорганизме в результате внедрения и размножения в нем патогенных микроорганизмов. Проявление инфекционного процесса варьирует от носительства возбудителей до клинически выраженного заболевания, способствующего возникновению инфекционной опасности [1]. Инфекционная опасность – это угроза возникновения инфекционного процесса при внедрении патогенной микрофлоры в восприимчивый макроорганизм, следствием которой является необходимость создания инфекционной безопасности в среде.
По нашему мнению, инфекционная безопасность представляет собой систему мер, направленную на снижение вероятности возникновения и распространения инфекционного процесса.
По утверждению зарубежных ученых (Pieters J., Casadevall A., Pirofski L.-A, Hansen-Wester I.), инфекционная безопасность заключается в создании комфортных и безопасных условий пребывания и лечения пациентов в лечебно-профилактических организациях, а также профессиональной деятельности медицинского персонала [6,7].
Инфекционная безопасность определяет безопасность государства, в связи с чем, разрабатывается система мер инфекционной безопасности, формирующихся с учетом мониторинга и многолетнего анализа уровня инфекционной заболеваемости, климатических условий, фауны, социальных факторов, населения (материальное обеспечение, уровень санитарной культуры и этнические особенности).
Медицинские мероприятия обеспечения инфекционной безопасности включают в себя: противоэпидемические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, дезинфекционные, дератизационные и дезинсекционные.
Вместе с тем, стратегия развития инфекционной безопасности, как таковая, отсутствует в инклюзивном профессиональном образовании лиц с инвалидностью, не разработаны методы и подходы к системному построению медицинского образования на региональном уровне.
Исследование проблемы формирования готовности лиц с особыми потребностями в области инфекционной безопасности в системе профессионального образования в условиях Поволжья позволило выявить ряд противоречий между:
- социальной необходимостью и личностной потребностью развития инфекционной безопасности как одной из составляющей культуры безопасности жизнедеятельности;
-потенциально возможным и реальным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности студентов с инвалидностью;
- необходимостью формирования готовности к инфекционной безопасности людей с ограниченными возможностями здоровья через сферу образования и не разработанностью методологических, теоретических и дидактических её основ развития в условиях деятельности образовательных учреждений в регионе.
Задачи исследования заключались в:
- разработке методологических основ развития готовности к инфекционной безопасности студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной деятельности;
- создании и реализации педагогической концепции профессионального медицинского образования, учитывающей многообразие региональных особенностей;
- выявлении эффективных условий и методики развития готовности к инфекционной безопасности обучаемых с особыми образовательными потребностями средствами медицинского колледжа.
В связи с этим, нами был изучен процесс формирования готовности к инфекционной безопасности лиц с ограниченными возможностями здоровья, который позволил разработать технологию осуществления ее в профессиональной подготовке в рамках медицинского колледжа.
Местом нашего исследования явился Кинель-Черкасский филиал ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж», представляющий собой образовательное учреждение, реализующее программу профессиональной подготовки специалистов с нарушением зрения из разных регионов России.
Профессиональные образовательные программы колледжа разработаны на основе ФГОС СПО III поколения по следующим специальностям: «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», «Медицинский массаж» (для обучения лиц с нарушением зрения).
Госстандартом ФГОС СПО (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению специальность 34.02.02. «Медицинский массаж»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 503 от 12.05.2014 г, определены требования к профессиональной подготовке медицинского работника и уровню освоения содержания конкретных дисциплин. При этом важно, чтобы в процессе обучения будущий специалист смог не только овладеть биологическими технологиями, безопасностью жизнедеятельностью, но и мог пропагандировать здоровый образ жизни среди населения.
Поэтому, в профессиональной подготовке студентов с нарушением зрения, обучающихся в медицинском колледже важную роль играют как специальные общепрофессиональные дисциплины («Гигиена и экология человека», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Основы неврологии», «Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью», «Общественное здоровье и здравоохранение»), знания которых позволяют им грамотно строить трудовую деятельность, так и внеаудиторная деятельность, способствующая их дальнейшей социализации.
Практическая работа студентов с нарушением зрения включала также и формирование у них готовности к работе в профессиональной среде, которая осуществлялась на базе ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская ЦРБ», что способствовало становлению у них инфекционной безопасности, как одной из составляющей культуры безопасности жизнедеятельности.
Предметная область дисциплины «Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью», обеспечивающая достижение поставленных целей, включала изучение инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала лечебно-профилактических организациях (ЛПО), условия обеспечения личной безопасности массажистов с нарушением зрения, их социальную и трудовую адаптацию. При этом в содержательной части предметной области был обозначен круг инфекционных опасностей, с которыми ежедневно приходилось сталкиваться специалистам с ограниченными возможностями здоровья.
Структура курса «Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью» состояла из пяти модулей: общие вопросы инфекционной безопасности, основные понятия; формирование мер инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала ЛПО; снижение уровня инфекционной опасности путем применения комплекса антимикробных мер; медицинские отходы – угроза биологической безопасности; санитарно-эпидемиологические требования к массажному кабинету, массажисту и пациенту.
Объем дисциплины составлял 104 часа, из которых 68 – аудиторные занятия, 36 – лабораторно-практические. Общая трудоемкость дисциплины – 2,8 зачетные единицы. Занятия по дисциплине для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводились в соответствии с программой, в хорошо оборудованных кабинетах, оснащенных тактильными учебными и наглядными пособиями, рельефными стендами, аудиовизуальными и техническими средствами обучения.
В процессе обучения студентов с нарушением зрения применялись как традиционные (лекции, беседы, объяснения, ситуационные задания и т.д.), так и инновационные технологии (деятельностные, личностно-ориентированные, симуляционные, кейс-технологии), которые, по мнению Е.С. Степановой, наиболее эффективны при решении профессиональных задач будущих специалистов [3, 4].
Так, в результате изучения дисциплины «Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью» студенты должны уметь:
- обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медперсонала;
- выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа;
- осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов;
- осуществлять мероприятия по предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции, сбор и утилизацию медицинских отходов.
Оценка сформированности умений в области инфекционной безопасности студентов с нарушением зрения осуществлялась на практических занятиях в ходе промежуточного и итогового контроля, в которых приняли участие: экспериментальная группа (ЭГ) – 50, контрольная (КГ) – 25 студентов (таб.1.).
Представленные данные свидетельствуют о том, что в процессе формирования умений в области инфекционной безопасности наблюдается устойчивый рост коэффициента полноты усвоения, что соответствует высокому уровню сформированности данных умений (УСср > 60%). При этом, сравнивая коэффициент вариации контрольной и экспериментальной группы (VЭГ< VКГ), можно сделать вывод о том, что в ЭГ знания в области инфекционной безопасности имеют более стабильную характеристику по отношению к КГ.
Таблица 1
Результаты оценки умений студентов с нарушением зрения в области инфекционной безопасности
Умения студентов в области инфекционной безопасности (УС-n) |
Распределение коэффициента полноты усвоения умений |
|
КГ |
ЭГ |
|
УС-1 |
0,53 |
0,66 |
УС-2 |
0,61 |
0,78 |
УС-3 |
0,72 |
0,83 |
УС-4 |
0,79 |
0,84 |
Среднее значение УСср |
0,6925 / 69,2% |
0,8343 / 83,4% |
Среднее квадратичное отклонение формирования умений (σ) |
0,0444 |
0,0472 |
Коэффициент вариации (V) |
0,0852 / 8,52 |
0,0773 / 7,73% |
В этой связи, оценка формирования готовности в области инфекционной безопасности студентов с ограниченными возможностями здоровья к осуществлению трудовой деятельности, развитие их профессиональных компетенций, была проведена на основе тестирования до начала производственной практики (ПП) и после нее, в ходе которого было предложено 57 вопросов, объединенных в группы по три для проверки репродуктивного и творческого уровня усвоения учебного материала, по которому проводилась оценка каждой из профессиональных компетенций (ПК).
Результаты диагностики свидетельствовали о повышении уровня сформированности ПК после прохождения ПП (от 4,11 до 4,78) и их однородности в эксперименте (от 3,21% до 4,74%). При этом уменьшение величин среднеквадратичного отклонения исходных, промежуточных и итоговых данных (σ(к) (0,05)< σ (п) (0,11)< σ(и)(0,17)) позволяет говорить об эффективности формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья в области инфекционной безопасности в ходе производственной практики.
Таким образом, система профессиональной подготовки лиц с особыми образовательными потребностями способствует формированию у них инфекционной безопасности, апробированной в лечебно-профилактических организациях Самарского региона, повышая, тем самым, эффективность и качество трудовой деятельности инвалидов.
Литература:
- Большой медицинский словарь. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_medicine/
- Гудкова Е.И., Чистенко Г.Н., Сивец Н.Ф. и др. Внутрибольничные инфекции в Республике Беларусь: перспективы профилактики и борьбы // Сепсис: вопросы клинической патофизиологии, эпидемиологии и интенсивной терапии: мат. межрегион. науч.-практ. конф. Кемерово, 2006. 38-45.
- Степанова Е.С. Средства оценивания качества профессиональной подготовки учителя географии автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Самара, 2011
- Степанова Е.С. Тестирование как средство оценивания эффективности практико-ориентированного обучения в вузе. В сборнике: Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение сборник статей IV международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО ПГСГА. Самара, 2014. С. 187-191.
- Eaton T.J. Molecular Screening of Entero- coccus Virulence Derminants and Potential for Genetic Exchange between Food and Medical Isolates. Appl Envir Microbiol 2001. р. 128.
- Pieters J. Evasion of host cell defense mechanisms by pathogenic bacteria. Curr Opin Immunol 2001. р. 37-44.
- Casadevall A., Pirofski L.-A. Host-Pathogen Interactions: Basic Concepts of Microbial Commensalism, Colonization, Infection, and Disease. Inf Immun 2000. р. 511.
Ключевые слова
профессиональное образование, студенты с ограниченными возможностями здоровья, инфекционная безопасность, медицинский колледжПохожие статьи
Профилактика профессионального инфицирования...
в инфекционных отделениях, противотуберкулезных диспансерах, стоматологических кабинетах, 4,5 % — в детских отделениях больниц.
Для уменьшения опасности заражения медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях рекомендовано
Активные методы обучения студентов с инвалидностью по зрению
Раздел по инфекционной безопасности и инфекционному контролю предусматривает овладение студентами необходимыми знаниями, умениями и навыками для профилактики внутрибольничной инфекции.
Особенности подготовки студентов медицинского колледжа...
Безопасная образовательная среда в инклюзивном...
Статья посвящена созданию безопасной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в условиях медицинского колледжа, являющейся одним из условий их социализации.
Инклюзивное профессиональное образование в области...
инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, учебный процесс, обучающийся, студент, профессиональное образование
Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения.
Медицинские мероприятия обеспечения инфекционной...
Медицинские мероприятия обеспечения инфекционной безопасности включают в себя
Профилактика профессионального инфицирования медицинских работников вирусным гепатитом и ВИЧ-инфекцией.
Современные подходы к формированию инфекционной...
Профессиональная подготовка в области безопасности...
Поэтому, в профессиональной подготовке студентов с нарушением зрения, обучающихся в медицинском колледже важную роль играют как специальные общепрофессиональные дисциплины, знания которых позволяют им грамотно строить трудовую деятельность...
К вопросу о признании оказания медицинской услуги...
Статья посвящена анализу возможности отнесения к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, оказание медицинских услуг.
Также, следует отметить, что глава V Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных...
Проблема безопасности медицинской деятельности: термины...
безопасность пациента, безопасность медицинской деятельности, здравоохранение.
медицинская услуга, медицинская помощь, безопасность жизни и здоровья пациентов, преступления медицинских.
Методические подходы к медицинской подготовке учителя...
5. Биологические (бактериальные) средства (токсины, микроорганизмы) — вызывают тяжелые интоксикации, инфекционные заболевания.
Этап идентификации с медицинской точки зрения представляет собой диагностическую процедуру установления вида поражающих...
Похожие статьи
Профилактика профессионального инфицирования...
в инфекционных отделениях, противотуберкулезных диспансерах, стоматологических кабинетах, 4,5 % — в детских отделениях больниц.
Для уменьшения опасности заражения медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях рекомендовано
Активные методы обучения студентов с инвалидностью по зрению
Раздел по инфекционной безопасности и инфекционному контролю предусматривает овладение студентами необходимыми знаниями, умениями и навыками для профилактики внутрибольничной инфекции.
Особенности подготовки студентов медицинского колледжа...
Безопасная образовательная среда в инклюзивном...
Статья посвящена созданию безопасной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в условиях медицинского колледжа, являющейся одним из условий их социализации.
Инклюзивное профессиональное образование в области...
инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, учебный процесс, обучающийся, студент, профессиональное образование
Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения.
Медицинские мероприятия обеспечения инфекционной...
Медицинские мероприятия обеспечения инфекционной безопасности включают в себя
Профилактика профессионального инфицирования медицинских работников вирусным гепатитом и ВИЧ-инфекцией.
Современные подходы к формированию инфекционной...
Профессиональная подготовка в области безопасности...
Поэтому, в профессиональной подготовке студентов с нарушением зрения, обучающихся в медицинском колледже важную роль играют как специальные общепрофессиональные дисциплины, знания которых позволяют им грамотно строить трудовую деятельность...
К вопросу о признании оказания медицинской услуги...
Статья посвящена анализу возможности отнесения к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, оказание медицинских услуг.
Также, следует отметить, что глава V Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных...
Проблема безопасности медицинской деятельности: термины...
безопасность пациента, безопасность медицинской деятельности, здравоохранение.
медицинская услуга, медицинская помощь, безопасность жизни и здоровья пациентов, преступления медицинских.
Методические подходы к медицинской подготовке учителя...
5. Биологические (бактериальные) средства (токсины, микроорганизмы) — вызывают тяжелые интоксикации, инфекционные заболевания.
Этап идентификации с медицинской точки зрения представляет собой диагностическую процедуру установления вида поражающих...