Конспект интегрированного урока географии, литературы, обществознания по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (11) март 2018 г.

Дата публикации: 05.03.2018

Статья просмотрена: 1024 раза

Библиографическое описание:

Лотоцкая, Я. Г. Конспект интегрированного урока географии, литературы, обществознания по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» / Я. Г. Лотоцкая, С. С. Гамалинская, Е. В. Ефанова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 1 (11). — С. 17-25. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/82/3184/ (дата обращения: 20.04.2024).



Цели: комплексная характеристика романа Д.Дефо «Робинзон Крузо».

Задачи:

  1. Формировать умение выявлять предметные знания на основе художественного текста.
  2. Развивать навык смыслового чтения.
  3. Воспитывать качества личности, необходимые для жизни в человеческом обществе.

Метапредметные:

Личностные: формирование уважения к личности и её достоинству, самосознания.

Регулятивные: организация на выполнение учебной задачи, самостоятельной по исследованию работы, адекватно оценивать правильность выполнения работы, удерживать в памяти учебную задачу;

Познавательные: расширить имеющиеся знания, осуществлять исследовательскую деятельность, логические умозаключения, развивать умения переносить имеющиеся знания в новые.

Коммуникативные: формировать умение работать с текстом, картами, делать выводы, работать в малых группах;

Предметные:

‒ выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении романа Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»;

‒ закрепить знания по темам «Географические координаты точек», «Атмосфера», «Рельеф»;

‒ определить роль социальных навыков, личностных качеств человека в экстремальных условиях;

‒ способствовать развитию речи;

‒ развивать пространственное мышление;

‒ развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

‒ развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;

‒ способствовать воспитанию географической культуры и эстетического восприятия.

Оборудование: выставка книг Д.Дефо «Робинзон Крузо», мультимедийная презентация, индивидуальные маршрутные листы, листы с текстами, наглядный материал, цветные карандаши.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.

Применяемые технологии: Кейс-технология, прием «Бисер», частично-поисковый, групповой, прием «Цветопись», составление интеллект-карты, прием «Ассоциации».

Ход урока

1.Организационный момент. Создание мотивации.

Здравствуйте, ребята! С чем ассоциируется в вас слово «ЖИЗНЬ»? А с чем мы можем сравнить жизнь человека? (с морем).(прием «Ассоциация»)

Вы абсолютно правы, и я хотела бы начать наш необычный урок с отрывка из стихотворения Светланы Кравцовой:

Наша жизнь — бурное море,

И каждый из нас — мореход.

Ежедневно с волнами споря,

Мы встречаем восход и заход.

Это море не просто лужа,

С солёной холодной водой,

Это смесь из событий нужных,

Предназначенных нам судьбой

2. Актуализация опорных знаний

Работа с картиной И. К. Айвазовского «Девятый вал»

Никому из художников не удавалось так красочно и смело воссоздать образ моря, как Ивану Константиновичу Айвазовскому. Перед вами одна из самых известных его картин «Девятый вал». Обратимся к стихотворению современного поэта Дайма Смайза, которое поможет нам определить ключевые слова темы нашего урока.

3. Постановка проблемы, формулирование темы урока

Давайте рассмотрим картину детальнее (увеличение фрагмента картины).

‒ Назовите эмоции, которые переполняют ее героев. В каком состоянии они находятся? (ОТЧАЯНИЕ).

‒ Тогда, что же символизирует золотой свет солнца, разгорающийся над людьми и пронизывающий картину? (НАДЕЖДА).

‒ Попробуйте сформулировать тему нашего урока? («От Отчаяния к Надежде»)

Молодцы! Итак, мы отправляемся в путешествие по страницам легендарного романа Даниеля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», и мы пройдем вместе с нашим героем весь непростой путь ОТ ОТЧАЯНИЯ КНАДЕЖДЕ (запись на доске с пробелами).

4. Работа над темой

И первой точкой на нашей карте становится Англия… Страна, которую поэтично называют туманным Альбионом. При упоминании об Англии всплывают в памяти Биг-Бен и Тауэр, английские короли и королевы. Все это — родина Даниеля Дефо.

Этот писатель оставил своим потомкам более 400 статей и несколько книг. Он сочинял памфлеты в защиту короля и против короля, публиковал отчеты о чуме, ураганах и парламентских заседаниях, выдвигал проекты об улучшении дорог, женском образовании и улучшении нравов, писал романы о пиратах, королях и привидениях. Но только одно из творений Даниеля Дефо, роман о приключениях Робинзона Крузо, сделало его знаменитым писателем.

Давайте их подпишем и выполним задание №1. Соотнесите термины и их определения. (Роман, Повесть, Рассказ)

Молодцы! Вы справились с первым задание и заработали первые баллы. Мы двигаемся дальше.

География

Отправной точкой нашего путешествия является Англия и ее столица, откуда 1 сентября 1659 года отправился в путешествие Робинзон Крузо. Обратимся к карте. Покажите на физической карте мира Англию и обозначьте её столицу.

Обществознание

Ребята давайте воспользуемся текстом романа. Прочитайте первый абзац. Скажите, у вас нет идеи, как можно подкорректировать тему урока?

«30 сентября 1659 года. Наш корабль, застигнутый в открытом море страшным штормом, потерпел крушение. Весь экипаж, кроме меня, утонул; я же, несчастный Робинзон Крузо, был выброшен полумёртвым на берег этого проклятого острова, который назвал островом Отчаяния.

До поздней ночи меня угнетали самые мрачные чувства: ведь я остался без еды, без жилья; у меня не было ни одежды, ни оружия; мне негде было спрятаться, если бы на меня напали враги. Спасения ждать было неоткуда. Я видел впереди только смерть: либо меня растерзают хищные звери, либо убьют дикари, либо я умру голодной смертью».

От острова Отчаяния кострову Надежды.

http://laoblogger.com/images/desert-island-clipart-two-people-6.jpg

Давайте это сделаем с помощью рисунка.

Недавно мы с вами проходили тему по обществознанию «Эмоциональный мир человека». Воспользовавшись этим же отрывком и собственным воображением представьте, какие эмоции и чувства мог испытывать главный герой в самом начале своей робинзонады и поднимите соответствующие смайлики, которые мы делали к тому уроку. Давайте прикрепим их на доску под ОСТРОВОМ ОТЧАЯНИЯ (страх, ужас, безнадежность, тоска, отчаяние, растерянность, неуверенность).

Ну а теперь давайте еще раз посмотрим на тему урока и сформулируем проблему урока, главный вопрос: ЧТО ПОМОГЛО РОБИНЗОНУ ВЫЖИТЬ? или ЧТО ПОМОГЛО ПРЕВРАТИТЬ ОСТРОВ ОТЧАЯНИЯ В ОСТРОВ НАДЕЖДЫ?

Чтобы достигнуть цели урока, какие задачи мы перед собой поставим?

‒ оценить природные условия острова;

‒ определить черты характера, которые помогли выжить Робинзону;

‒ выявить, какие знания и умения помогли выжить Робинзону на острове

5. Первичное закрепление

География

Мы плывем дальше и следующий этап нашего путешествия остров Робинзона. Согласно записи в дневнике Робинзона Крузо кораблекрушение произошло 30 сентября 1659 года. Определите по координатам и описанию местонахождение острова. Опорой вам будут цитаты из романа:

«Судно село на мель недалеко от острова. Спасся один Робинзон. Он оказался на острове с координатами 10° с.ш., 62° з.д.

Определите, что это за остров и нанесите его на карту. (о. Тринидад)

ФИЗМИНУТКА

‒ На острове Робинзона поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

‒ Начинает капать дождь. (Щелканье пальцами)

‒ Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

‒ Начинается настоящий ливень. (Хлопки по ногам).

‒ Но что это? Буря утихает. (Хлопки по ногам).

‒ Стихает дождь. (Хлопанье ладонями по груди).

‒ Редкие капли падают на землю. (Щелканье пальцами).

‒ Солнце! (Руки вверх).

Природные условия.

Для оценки природных условий ответьте на вопрос: как (чем) сама природа помогла Робинзону выжить? (пресная вода, теплый климат, съедобные растения, животные, птицы)

  1. Наличие пресной воды.
  2. Теплый климат.

Для характеристики климата выделите в тексте слова, которые можно выразить цветом. Прочтите их.

«Отойдя от берега не больше двух-трех миль я спустился в широкую котловину, которую со всех сторон и так тесно окружали холмы, поросшие густым лесом. 15 июля я исследовал местность по течению ручья. Ручей протекал по красивым лугам. Кругом зеленели густые, высокие травы, а дальше, на склоне холма, рос в изобилии табак. Разлив не достигал до этого высокого места, и потому табак разросся здесь пышными всходами. Зато я видел великолепные экземпляры алоэ и сахарного тростника. Я пошел по долине. Справа и слева возвышались холмы. Все вокруг зеленело, цвело, благоухало …»

‒ Какие цвета преобладают в описании?

‒ О чем говорит зеленый цвет?

‒ При каких условиях возможно произрастание зеленых растений?

Чтобы окончательно убедиться в наших выводах обратимся к дневнику Робинзона:

‒ Приведите доказательство того, что климат теплый?

‒ Запишите, что такое зенит солнца?

‒ Как называются даты, когда Робинзон наблюдал зенитальное положение Солнца?

  1. Особенности флоры ифауны.

Вновь обратимся к дневнику Робинзона. Приведите примеры, какие съедобные растения произрастали на острове?

‒ Каких представителей фауны встретил на острове Робинзон?

‒ Робинзон ни разу не упоминает насекомых, в частности бабочек, которых в данном климате в изобилии. Как вы думаете, почему?

6. Закрепление знаний

Обществознание

Да, с природными условиями Р.Крузо повезло. Но смог бы он выжить на острове, если сам бы не прилагал никаких усилий?

Вы помните, что Робинзон вывез с потерпевшего крушение корабля много вещей: назовите из списка предметов и вещей те, которые Робинзон привез с корабля и зачеркните 5 лишних.

сухари

масло

пила

рис

доски

овес

ящик плотника

ячмень

вилки

пшеница

макароны

гвозди

отвертка

лопата

топоры

точило

пули

лом

кирка

Проверка по образцу.

Знания это одно, а вот умение применить их на практике — другое. Что Крузо научился делать? Какие профессиональные навыки он приобрел?

Ребята, а скажите, от недостатка чего он страдал больше всего? ОБЩЕНИЯ. Как он выходил из этой ситуации? (Общался с собакой, кошками, попугаем). И потом, наконец, у него появился Пятница. Этот день он считал самым счастливым.

Литература

Замечательно! Но было бы все это возможным, если бы Робинзон был безвольным слабохарактерным человеком? Впишите в элементы кластера те черты характера, которые помогли нашему герою выжить. Рис.1

C:\Users\Яна\Desktop\Р.Крузо - копия.jpg

Рис. 1. Кластер «Черты характера Р.Крузо»

Д.Дефо обращает внимание на «заданность» характера. Р.Крузо, которому изначально присущи такие черты, как разумность, целеустремленность, вера в Бога, готовность к труду. Нравственный подвиг героя в том, что он не только сохранил в себе эти качества, но и проявил на острове Отчаяния силу человеческого духа, волю к жизни, изобретательность, упорство в борьбе с невзгодами и лишениями. Эти качества и помогли одержать победу.

Обществознание

Давайте вернемся к нашим смайликам. Какие эмоции и чувства испытывал Робинзон Крузо под конец своей робинзонады? Что-то изменилось? (Радость, спокойствие, удовлетворенность, уверенность и.. НАДЕЖДА на возвращение в мир людей!)

География

Спустя двадцать восемь лет двух месяцев и девятнадцать дней Робинзон Крузо 19 декабря 1686 года взошел на борт корабля. И мы возвращаемся назад в Англию, в Лондон, где заканчиваем наше путешествие. Сделаем отметку на карте.

Литература

А мы возвращаемся к нашей первичной проблеме и поставленным перед нами задачам. Как вы считаете, решены ли задачи? Значит, мы решили нашу проблему?

Федор Иванович Тютчев сказал:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Жизнь так непредсказуема! Никто из нас не застрахован от трагических случайностей, приводящих к различным экстремальным ситуациям. Выжить в экстремальных условиях может любой человек. Ведь все мы способны сделать во сто крат больше, чем предполагаем. Но надо знать, что делать. Знания приносят умения. Умения рождают уверенность. А уверенность поможет выжить в любой, самой экстремальной ситуации.

Человек может выйти победителем! Причем не просто выжить физиологически, а остаться существом разумным и сделать любой остров островом Надежды.

Роман Д.Дефо— гимн человеку иего возможностям!

7. Учебная рефлексия

Подведение итога урока. Оцените урок в маршрутных листах. Подсчет баллов. Выставление отметок.

8. Рефлексия.

Ребята, я вам предлагаю выбрать попугая в зависимости от вашей активности (успешности) на уроке.

Понравился

Не понравился

Затрудняюсь ответить

Картинки по запросу попугай кеша

C:\Users\Яна\Desktop\Рисунок1.png

C:\Users\Яна\Desktop\Рисунок2.png

9. Д/з вариативное

  1. Составить кроссворд «Роман Д.Дефо»
  2. Написать мини-сочинение «Если я был на месте Робинзона?»
  3. Составить синквейн.

Вместе. Итак, наш урок завершен. Желаем Вам всегда ловить свою волну, держаться на ней и никогда не уходить под воду.

Основные термины (генерируются автоматически): Англия, Робинзон, остров Отчаяния, дневник Робинзона, знание, умение, урок, пресная вода, теплый климат, учебная задача.

Похожие статьи

Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма...

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017).

Зеленый цвет обозначает все живое и зеленое в мире, а синие кисточки — пресную воду.

C 2016 учебного года экологическая дружина «Юные Робинзоны» Большереченского...

Формирование УУД в предметной области «Окружающий мир»

Данный урокурок «открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие этапы

Основные термины (генерируются автоматически): урок, учебная деятельность, действие, формирование, ученик, вод

Решение проблемных ситуаций и учебных задач с помощью...

Дополнение к анализу плаваний Пифея | Статья в журнале...

От северной оконечности Британии он еще 5 суток плыл на север до острова Туле (Θούλη — многие историки считают островом Исландия).

Учебное время— 2 часа. Форма учебного занятия. Ныне его имя занесено на карту Луны. ЗАДАНИЕ 28.

Конспект непосредственно организованной деятельности...

‒ закреплять умение зрительно устанавливать сходство и различие предметов, развивать навыки самоконтроля

Актуализация знаний: Педагог: Что мы там с вами будем там делать?

Когда есть источник тепла, снег тает, значит на северном полюсе очень холодно.

Типы уроков географии и особенности их структуры

Это знания о Земле, ее внутреннем строении, о рельефе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, природных

По этому критерию выделяют вводные уроки, уроки изучения нового учебного материала, уроки формирования умений и навыков...

Использование произведений русской литературы на уроках...

...мотивации учебно-познавательной деятельности школьников в процессе изучения географии.

За несколько дней до урока, учащимся предлагается самостоятельное творческое задание

Он лукавый принял вид, И, приветливо ласкаясь, К морю теплому (какому?) приник».

Литературно-культурологическое путешествие Гончарова

Всматриваясь в Англию и анализируя жизнь англичан, Гончаров подчёркивает: «Замечу

В этом и состоит особенность и знаменитость острова» [1, с. 69].

Проезжая от Аяна до Якутска в августе 1854 года, Гончаров был поражён суровостью климата и природы Чукотки и Якутии.

Воспитание в учениках младших классов общеобразовательных...

На уроках природоведения преподаватель ставит перед собой задачу закрепления этих знаний и усвоения в новых элементов, без которых

Учитель обращает внимание в учебном классе: он просит детей оглядеться и посмотреть, в каком состоянии находится комната.

Похожие статьи

Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма...

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017).

Зеленый цвет обозначает все живое и зеленое в мире, а синие кисточки — пресную воду.

C 2016 учебного года экологическая дружина «Юные Робинзоны» Большереченского...

Формирование УУД в предметной области «Окружающий мир»

Данный урокурок «открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие этапы

Основные термины (генерируются автоматически): урок, учебная деятельность, действие, формирование, ученик, вод

Решение проблемных ситуаций и учебных задач с помощью...

Дополнение к анализу плаваний Пифея | Статья в журнале...

От северной оконечности Британии он еще 5 суток плыл на север до острова Туле (Θούλη — многие историки считают островом Исландия).

Учебное время— 2 часа. Форма учебного занятия. Ныне его имя занесено на карту Луны. ЗАДАНИЕ 28.

Конспект непосредственно организованной деятельности...

‒ закреплять умение зрительно устанавливать сходство и различие предметов, развивать навыки самоконтроля

Актуализация знаний: Педагог: Что мы там с вами будем там делать?

Когда есть источник тепла, снег тает, значит на северном полюсе очень холодно.

Типы уроков географии и особенности их структуры

Это знания о Земле, ее внутреннем строении, о рельефе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, природных

По этому критерию выделяют вводные уроки, уроки изучения нового учебного материала, уроки формирования умений и навыков...

Использование произведений русской литературы на уроках...

...мотивации учебно-познавательной деятельности школьников в процессе изучения географии.

За несколько дней до урока, учащимся предлагается самостоятельное творческое задание

Он лукавый принял вид, И, приветливо ласкаясь, К морю теплому (какому?) приник».

Литературно-культурологическое путешествие Гончарова

Всматриваясь в Англию и анализируя жизнь англичан, Гончаров подчёркивает: «Замечу

В этом и состоит особенность и знаменитость острова» [1, с. 69].

Проезжая от Аяна до Якутска в августе 1854 года, Гончаров был поражён суровостью климата и природы Чукотки и Якутии.

Воспитание в учениках младших классов общеобразовательных...

На уроках природоведения преподаватель ставит перед собой задачу закрепления этих знаний и усвоения в новых элементов, без которых

Учитель обращает внимание в учебном классе: он просит детей оглядеться и посмотреть, в каком состоянии находится комната.

Задать вопрос