Классный час «Береги свою планету!» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.12.2017

Статья просмотрена: 2794 раза

Библиографическое описание:

Четанова, Л. А. Классный час «Береги свою планету!» / Л. А. Четанова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2844/ (дата обращения: 19.04.2024).



Цели:

познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с правилами поведения в природе, с основными проблемами и задачами экологии;

формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

Задачи:

- формировать чувство сопричастности к происходящему вокруг;

- повторить экологические правила поведения людей в природе;

-воспитывать новое экологическое мышление, умение правильно реагировать в чрезвычайных ситуациях.

Оборудование: магнитофон, фонограм­ма спокойной инструментальной мелодии, компьютер, мультимедийный проектор, листы ватмана, фломастеры.

Ход классного часа

  1. Организационный момент

II. Постановка проблемы:

1 ученик выходит и говорит:

– Ребята, мне сегодня приснился страшный сон. Как-будто мы с другом гуляем в лесу. Там мы увидели поломанные ветки, срубленные деревья, вытоптанные полянки. Птички не пели, бабочки не летали. Страшно! Что за странный у нас лес? Непорядок! Лес облез!

Где трава? А где кусты?

Неужели сорвали их вы?

Где река и рыба где?

Нет их в этой стороне!

Нет деревьев и кустов,

Нет тут ягод и грибов.

Кто сорвал и срезал их?

Страшно очень. Лес затих.

Расскажите, объясните,

Что случилось? Помогите!

III. Постановка цели:

- Ребята, а как вы думаете, что случилось? Посмотрите вокруг и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии? Ответы детей.

- Экология, что это такое? (В переводе с греческого – наука о доме, о среде, окружающей нас.)

- Какие правила поведения в природе вы знаете? Кто приготовил, какое правило – расскажите.

Ответы детей. Рисунок прикрепить к доске. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

(обучающиеся готовили эко-знаки на предыдущих занятиях, а теперь каждый представляет свой знак).

Не ломай ветки деревьев и кустарников

Не рви в лесу, на лугу цветов.

Не сбивай грибы, даже несъедобные.

Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых

Не лови диких животных, не уноси их домой.

Не вырезай надписи на деревьях

Не разоряй гнёзд птиц.

Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусор. Не выбрасывай мусор в водоёмы

Молодцы! Правила то вы знаете, а всегда ли вы их выполняете?

IV. Актуализация знаний и поиск решения проблемы:

Человек сам решает, каким ему быть: чёрствым или чутким, жестоким или добрым, ленивым или трудолюбивым. В конце концов, мы сами выбираем свой жизненный путь, свою жизненную позицию. Мир стоит перед реальной угрозой экологической катастрофы. Судьба Земли и в ваших руках. Если вам не безразлично будущее нашей планеты, если вы хотите жить долго, дышать свежим воздухом, пить чистую воду, спать спокойно, не боясь ядерной катастрофы и многого того, что сегодня реально угрожает нашему существованию, вы должны стать на позицию созидания и нести добро миру.

Природа отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению, не все помнят об этом. Наше занятие посвящено экологическим проблемам. Мы сегодня попытаемся, где в шутку, где всерьёз затронуть эти проблемы, постараемся научиться правильно вести себя в природе.

А как человек может влиять на природу?

1 группа: Как человек помогает природе? (ответы детей).

2 группа: Как человек вредит природе? (ответы детей).

Учитель:Мы, люди, загрязняем и уничтожаем природу, и почти каждый школьник, зная или не зная того, тоже загрязняет природу. Нам кажется, что загрязнили природу, какие- то плохие дяди и тети, а мы тут вообще ни причем. Да, по большому счету виноваты взрослые. Но ведь и они когда-то были детьми, так же, как и вы, ходили в школу, и, видимо, их не научили любить и беречь природу.

Давайте подумаем, всегда ли вы, дети, лояльны по отношению к природе?

Ученики:

1. Не вредите ли вы ей?

2. Не ломаете ли ветки деревьев липы, чтобы набрать липовый цвет?

3. Не портите ли муравейники, пытаясь добыть муравьиную кислоту?

4. Не сжигаете ли прошлогодние листья, дым от которых содержит тяжелые металлы и очень опасен для человека?

5. Не рвете ли подснежники охапками?

6. Не ловите ли майских жуков?..

V.Физминутка:

«Это я, это я, это все мои друзья!» (повторить правила поведения в природе)

VI. Применение знаний

Как же мы загрязняем природу?

ОПЫТ №1 (опыт демонстрирует учитель)

Вы видите огонек. Он живой, он танцует, пляшет, дышит воздухом. А теперь этот живой огонек закроем пластиковым пакетом или бутылкой. Что случилось с огоньком? (ответы детей)

ОПЫТ №2 (дети выполняют самостоятельно за столами)

Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер. А теперь попробуем раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль. А с баночкой и бутылочкой вообще ничего не стало. Теперь попробуем намочить листок дерева, бумагу и баночку. Что получается? Листок намок и легко рвется, листок туалетной бумаги тоже легко порвать, а вот обычная бумага не рвется так легко. Пленка же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не сможем.

Вот так же и в природе — только листочки и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 — 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 — 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 — 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и долгие годы после вас и лишь, затем превратятся в песок.

«Калейдоскоп идей»

Учитель. Ребята, никогда ещё так много людей не было обеспокоено состоянием окружающей среды. А ведь каждый живущий на Земле человек может внести свой посильный вклад в дело охраны природы.

- А что для этого можно сделать? (Ответы детей).

- Давайте все вместе поможем нашей Земле. Сделаем так, чтобы нашей планете дышалось лучше, чтобы было меньше мусора.

- Ребята, а как можно уменьшить количества мусора на Земле? Ваши идеи.

(Дети работают в группах. После обсуждения, свои идеи записывают на листах ватмана и вывешивают на доску).

Идеи:

- организовать субботник по уборке территории школы;

- организовать сбор макулатуры и металлолома;

- выпустить листовки о вреде мусора;

-выявлять несанкционированные свалки и сообщать о них экологической службе;

- рассказать младшим школьникам о том, как поддерживать чистоту и порядок вокруг.

-Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы?

(Заботиться об экологии планеты: запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие, больше сажать растений, следить за чистотой в городе и на природе и т.д.)

Игра «Если вдруг…»

Учитель. Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть

со мной в игру «Если вдруг…». Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы должны назвать конечный результат развития ситуации.

Например: если люди уничтожат все цветы на Земле ...погибнут многие

насекомые …не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека.

Продолжите теперь вы:

1) На городских пляжах перестанут убирать территорию …

2) Вырубят все леса на земле …

3) Если все заводы по переработке мусора обанкротятся и закроются…

4) Уберут из дворов мусорные баки…

5) Разрушат горы…

- Да, ребята, из нашей игры мы видим, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого. Значит, не зря природа бьет тревогу и, обращаясь к вам, просит вас о разумном с ней обращении.

VII. Итог

Учитель:

- Сегодня мы ещё раз вспомнили о том, как важно внимательно относиться к нашей планете.

- С чего начинается наше доброе отношение к планете? (С небольшого уголка – двора, села, города, района.)

Ученик:

Прости, Земля, прости, прости, прости.

Мы, люди так тебя обидели.

Груз совести за это нам нести.

На многое смотрели и… не видели.

Вывод (по предложениям детей):

 Природа — друг человека. Она дает ему все необходимое для жизни: плодородную по­чву, на которой растет зерно и цветут сады; леса и луга, реки и озера; разные полезные ископаемые.

 Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей.

 Люди любят природу за красоту, за загадки, которые она им загадывает, за ее мудрость и бесконечное разнообразие... Давайте же ее уважать и беречь!

 Люди! Если не можете помочь природе, то хотя бы не навредите ей!

Ученик:

Я люблю тебя, Земля, и хочу, чтоб ты жила,

Хорошела с каждым годом, плодоносила, цвела.

Берегите, люди, Землю, ведь она у нас одна.

Защитим её все вместе мы как дружная семья.

Будем мусор убирать, не сорить, не обижать!

VIII. Рефлексия

Все вместе, взявшись за руки, дети произносят:

«Береги свою планету, ведь другой на свете нету!»

Литература:

  1. Мищенкова Л.В. Классные часы для учащихся 1-4 классов. – Ярославль, Академия развития, 2009. – 192 с.: ил.
  2. Шин С.А. Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся. – Ростов на /Д.: изд-во «Феникс», 2001. – 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, Ответ детей, Земля, лес, III, железная банка, полиэтиленовая пленка, туалетная бумага, чистая вода, экологическая катастрофа.

Похожие статьи

Усвоение детьми дошкольного возраста основ экологической...

Работая в рамках экологического образования детей 22 года, детям был задан вопрос: «Как вы

В ней могут быть: старые газеты, полиэтиленовая плёнка, пластиковые стаканчики из-под йогурта, пластиковые

Порезать бумагу на мелкие кусочки 2. Замочить её в горячей воде.

Вырубка лесовэкологическая катастрофа | Статья в журнале...

Вырубка лесовэкологическая катастрофа. Авторы: Рогозин Михаил Юрьевич, Картамышева Елена Сергеевна. Рубрика: Экология.

Необратимое влияние на окружающую среду оказывает длительная вырубка лесов во всех регионах Земли, вследствие чего коренная растительность...

Конспект общешкольного мероприятия «Свалка по имени Земля»

Пусть травинка исчезнет с лица Земли, Пусть на планете не станет чистой воды.

Его уничтожать надо! Но откуда же он берётся?! Ребёнок: Это бумага, крышки от бутылок, пластиковые и стеклянные бутылки, консервные банки, полиэтиленовые пакеты...

Экологическая игра «Бытовые отходы» (8 класс)

Консервные банки .80 лет. Полиэтиленовые пакеты .....более 200 лет.

На Земле воды много – около 1,4 млрд км3, однако это, в основном, соленая вода

Эксперты оценивают ответы групп и выдают жетоны тем, кто больше сэкономил воды и доказал, что это оправданно.

Решение экологической проблемы утилизации отходов упаковки...

Оплата и скидки. Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

С точки зрения экологической безопасности они помогают снизить объемы затрат, уменьшить вес упаковочных материалов.

Полиэтиленовую термоусадочную пленку изготавливают методом экструзии с...

Сценарий экологического проекта «Этот загадочный...»

Оплата и скидки. Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Нам всегда хочется видеть чистые ручьи, реки и озера, ходить по чистому и красивому лесу, видеть животных не

Богатства, у природы отбирая, Что Землю нужно тоже охранять. Она, как мы, такая же — живая!

Классный час в 3 классе на тему «Сбережем все живое»

Приложение 2. Экологический Ринг: «Сбережем все живое!» Берегите Землю, берегите!

Команда 1. БАНКА (кабан), БАГАЖ (жаба), КОЛОСЬЯ (лось), КОЖУХ (жук).

За правильный ответ – 2 балла. Команда №1:  Придя с классом в лес, одноклассники увидели муравейник.

Отходы — глобальная экологическая проблема. Современные...

Твердые бытовые отходы разнообразны: древесина, картон и бумага, текстиль

Данный вид отходов представляет собой не только серьезную экологическую проблему, но и может создать экологическую катастрофу.

Разработка механизма экологически чистой утилизации...

Бытовые отходы как экологическая угроза | Статья в журнале...

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения

– Как поступить с: ненужной бумагой, пищевыми отходами, металлическими банками?

Похожие статьи

Усвоение детьми дошкольного возраста основ экологической...

Работая в рамках экологического образования детей 22 года, детям был задан вопрос: «Как вы

В ней могут быть: старые газеты, полиэтиленовая плёнка, пластиковые стаканчики из-под йогурта, пластиковые

Порезать бумагу на мелкие кусочки 2. Замочить её в горячей воде.

Вырубка лесовэкологическая катастрофа | Статья в журнале...

Вырубка лесовэкологическая катастрофа. Авторы: Рогозин Михаил Юрьевич, Картамышева Елена Сергеевна. Рубрика: Экология.

Необратимое влияние на окружающую среду оказывает длительная вырубка лесов во всех регионах Земли, вследствие чего коренная растительность...

Конспект общешкольного мероприятия «Свалка по имени Земля»

Пусть травинка исчезнет с лица Земли, Пусть на планете не станет чистой воды.

Его уничтожать надо! Но откуда же он берётся?! Ребёнок: Это бумага, крышки от бутылок, пластиковые и стеклянные бутылки, консервные банки, полиэтиленовые пакеты...

Экологическая игра «Бытовые отходы» (8 класс)

Консервные банки .80 лет. Полиэтиленовые пакеты .....более 200 лет.

На Земле воды много – около 1,4 млрд км3, однако это, в основном, соленая вода

Эксперты оценивают ответы групп и выдают жетоны тем, кто больше сэкономил воды и доказал, что это оправданно.

Решение экологической проблемы утилизации отходов упаковки...

Оплата и скидки. Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

С точки зрения экологической безопасности они помогают снизить объемы затрат, уменьшить вес упаковочных материалов.

Полиэтиленовую термоусадочную пленку изготавливают методом экструзии с...

Сценарий экологического проекта «Этот загадочный...»

Оплата и скидки. Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Нам всегда хочется видеть чистые ручьи, реки и озера, ходить по чистому и красивому лесу, видеть животных не

Богатства, у природы отбирая, Что Землю нужно тоже охранять. Она, как мы, такая же — живая!

Классный час в 3 классе на тему «Сбережем все живое»

Приложение 2. Экологический Ринг: «Сбережем все живое!» Берегите Землю, берегите!

Команда 1. БАНКА (кабан), БАГАЖ (жаба), КОЛОСЬЯ (лось), КОЖУХ (жук).

За правильный ответ – 2 балла. Команда №1:  Придя с классом в лес, одноклассники увидели муравейник.

Отходы — глобальная экологическая проблема. Современные...

Твердые бытовые отходы разнообразны: древесина, картон и бумага, текстиль

Данный вид отходов представляет собой не только серьезную экологическую проблему, но и может создать экологическую катастрофу.

Разработка механизма экологически чистой утилизации...

Бытовые отходы как экологическая угроза | Статья в журнале...

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения

– Как поступить с: ненужной бумагой, пищевыми отходами, металлическими банками?

Задать вопрос