Экологическая игра «Поле чудес» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.12.2017

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Охлопкова Ю. И. Экологическая игра «Поле чудес» // Школьная педагогика. — 2017. — №3. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/71/2840/ (дата обращения: 18.10.2018).



Цель:

1. Воспитывать уважение и любовь к природе, углублять знания детей в области природоведения.

2. Развивать речь учащихся, развивать познавательную культуру.

Оборудование: Барабан

Ход игры.

Ученик 1:

Был, говорят, где-то случай такой.

Ехали люди с работы домой,

Только доехали, вдруг – чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Где эта улица? Где этот дом?

Ищут водители: «Где наш гараж?»

Мечутся жители: «Где наш этаж?»

Все перепуталось, все заблудилось!

К счастью такое лишь в сказке случилось.

Мы рассказали про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли, точно,

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Ведущий:

- А вы знаете, где вы живете? (Название улицы, района, города, области). Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться любить и беречь его – дом, в котором мы живем. У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо знать и беречь дом, в котором мы живем. А поможет нам в этом наука экология.

В переводе с греческого языка слово «экология» означает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека. Послушайте стихотворение «Земля – наш общий дом»

Ученик 2:

Мы речь ведем о том,

Что вся Земля – наш дом –

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Ведущий:

– Решению мелких, но зато насущных экологических задач посвящена сегодняшняя игра, которая называется «Поле чудес».

Ученик 3:

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги!

Мы ведь на планете не одни.

Ведущий:

– Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета его слились в один. Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? (Синего, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода).

– О воде пойдет речь в первом туре, который называется «Реки, речки и моря по земле текут не зря».

Задание для I отборочного тура

Загадки

1. Над рекою, над долиной повисла белая холстина. (Туман)

2. Пушистая вата плывет куда-то. (Облака)

3. На дороге переполох – с неба сыплется горох. (Град)

Задание I тура

Это болотное растение – главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. Оно способно поглощать вредные химические вещества. (Камыш)

К А М Ы Ш

Рекламная пауза

Вопросы для зрителей:

1. Сколько на нашей планете океанов и как они называются? (На Земле четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

2. Как называются начало и конец реки? (Исток и устье)

3. Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море)

4. У какого водоема бывают рукава? (У реки притоки)

5. В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? (Озеро Байкал)

6. Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)

7. В роднике вода – всегда. А откуда в нем она? (Родник питают подземные воды)

Ученик 3:

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ведущий:

- Этому зеленому другу – лесу – будет посвящен второй тур, который так и называется «Про зеленые леса и лесные чудеса»

Задания для II отборочного тура

1. Трава от 99 болезней. (Зверобой)

2. Какое растение «говорит», где оно живет? (Подорожник)

3.Это травянистое растение весной зацветает первым. (Мать–и–мачеха)

Задания II тура

Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)

К Р А П И В А

Рекламная пауза

1. Как отличить дерево от кустарника? (У дерева один ствол, у кустарника – много)

2. Почему растения в лесу друг другу не мешают расти? (Растут ярусами)

3. Почему сломанная ветка засыхает? (Прекращается ее питание)

4. Почему дятла называют лесным доктором? (За один день уничтожает до 100 тысяч короедов)

5. Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (Стрекозы)

6. Чем полезны муравьи? (Муравьи уничтожают вредных насекомых)

7. Вы увидели гнездо птицы. Как правильно вести себя? (Не вытаптывать траву у гнезда, не трогать яйца, не брать птенцов в руки)

Ведущий:

- Тема третьего тура «Какое небо голубое»

Задания для III отборочного тура

1. Летит без крыльев и поет, прохожих задирает: одним проходу не дает, других он подгоняет. (Ветер)

2. Что за чудо – красота: расписные ворота показались на пути, в них не въехать, не войти. (Радуга)

3. Этот газ занимает одну пятую часть объема воздуха, необходимого для дыхания живых существ. (Кислород)

Задание III тура

Летательный аппарат легче воздуха. (Аэростат)

А Э Р О С Т А Т

Рекламная пауза

1. Где будете собирать лекарственные растения – возле дороги или лесу? (Возле дороги лекарственные растения собирать нельзя, так как они впитали в себя все вредные выбросы)

2. Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет мотор включенным? (Нет. За сутки автомобиль способен выбросить до 20 килограммов вредных выхлопных газов).

3. Почему в закрытом тесном помещении, где скопилось много людей, через некоторое время становится трудно дышать? (Уменьшается количество кислорода)

4. Почему в помещении теплее наверху, чем внизу? (Теплый воздух легче холодного, он поднимается наверх)

5. Почему ласточки перед дождем летают низко? (Холодный воздух прибивает насекомых, которыми они кормятся, к земле.)

Игра со зрителями

Какое насекомое зовется на Руси запечным соловьем? (Сверчок)

С В Е Р Ч О К

Финальная игра

Какая птица является самой маленькой в мире пернатых? (Колибри)

К О Л И Б Р И

Суперигра.

Из какого дерева сделаны внутренние постройки Московского Кремля, древесина этого дерева не гниет. (Лиственница)

Л И С Т В Е Н Н И Ц А

Ведущий:

- Быстро летит время. Вы окончите школу, станете взрослыми. А задавали ли вы себе вопрос, в каком мире мы будем жить?

- Земля – всего лишь маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно ученым, есть жизнь. А значит надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше.

Ученик 4: Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей,

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами.

Экологическая игра «Удивительный мир природы»

(для учащихся первых классов)

Принцип проведения игры напоминает правила «Своей игры». Класс делится на 2 команды. Каждая команда имеет право выбрать понравившийся ей сектор и количество баллов. В случае если команда даст неправильный ответ на вопрос, право хода переходит к другой команде. В конце игры жюри подводит итоги игры и награждает команду победителей.

Цель: развитие познавательного интереса к науке «Экология».

Задачи:

Закрепить основные экологические знания.

Развивать логическое мышление и внимание.

Прививать любовь к природе.

Оборудование: карта, на которой указаны сектора и баллы; стикеры; картинки природы для оформления доски)

Ход игры

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Я надеюсь, что сегодня собрались дети, очарованные природой и неравнодушные к ее судьбе! Сегодня мы поговорим об удивительном мире природы: зверях, птицах и растительном мире нашей Родины. Наша игра будет путешествием в мир природы. Но чтобы отправиться в это путешествие, нам нужно познакомиться с правилами игры:

В игре принимают участие 2 команды.

Право первого хода разыгрывается по жребию, затем команда называет вопрос, на который хочет ответить. В дальнейшем отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку.

При правильном ответе на вопрос на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов, при неправильном – команда штрафуется на соответствующее количество баллов, а право ответить переходит к соперникам.

Сумма баллов выбранного вопроса заклеивается стикером.

«Их стихия – небо»102030

«В лес по загадки»102030

«Есть такое дерево»102030

«Бюро погоды»102030

«В мире животных»102030

«Дружим с природой»102030

Тема «Их стихия – небо».

Вопросы:

10 баллов.

Эта птичка никогда

Для птенцов не вьёт гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: Ку-ку! Ку-ку! (Кукушка)

20 баллов

Серенькая птичка, ростом невеличка,

Бегает от кошки, собирает крошки. (Воробей)

30 баллов

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в зелёных кронах, а зовут её …(Ворона)

Тема «В лес по загадки»

Вопросы:

10 баллов

Дом со всех сторон открыт, он зелёной крышей крыт.

Заходи в зелёный дом – чудеса увидишь в нем. (Лес)

20 баллов

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

Узкий кончик в роднике, а широкий – в море. (Река)

30 баллов

Не вода и не суша, на лодке не уплывёшь,

И ногами не пройдешь. (Болото)

Тема «Есть такое дерево»

Вопросы:

10 баллов

Ствол этого дерева белый и пачкающийся. Береста – защитный покров дерева. Если поранить ранней весной ствол, из него начинает сочиться прозрачная, чуть сладковатая жидкость – сок. Но это очень вредит дереву. Оно является символом России, еще в стародавние времена его называли деревом 4-х дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Назовите дерево. (Береза)

20 баллов

Ствол этого дерева имеет серовато-зеленую окраску. Летом особенно заметна характерная особенность –подвижность листьев. Небольшое дуновение ветерка – и вся листва на дереве начинает дрожать. Если веточки дерева слегка пожевать, чувствуется горечь. У этого дерева есть еще одна особенность – осенний «ветвепад». Из древесины этого дерева производят спички. Назовите дерево. (Осина)

30 баллов

Это дерево обладает сильно опьяняющим ароматом белых цветов, букет этого дерева в доме смертелен для мух и комаров. Из ягод – пекут пироги, варятся кисели. Есть народная примета, знают все примету эту, каждый год ее невольно вспоминают: коль этого дерева цветенье – быть в погоде измененью и на улице опять похолодает. Назовите дерево. (Черемуха)

Тема «Бюро погоды»

Вопросы:

10 баллов

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можешь ты нарисовать?

20 баллов

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила. (Гроза)

30 баллов

Он может быть звонкоголосым, бойким, слепым, косым, колючим, секущим, студеным, теплым, парным…. Назовите его. (Дождь)

Тема «В мире животных»

Вопросы:

10 баллов

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

20 баллов

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга. (Олень)

30 баллов

Самый быстрый зверь на планете? (Гепард)

Тема: «Дружим с природой»

Вопросы:

10 баллов

Кого заносят в Красную книгу (В Красную книгу заносят те виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли)

20 баллов

Зайку серого найду,

Принесу его домой –

Будет этот зайка мой.

Почему нельзя ловить диких зверей, брать их домой?

30 баллов

Они были созданы для спасения исчезающих видов. (Заповедники и заказники)

Учитель: Вот и закончилась наша игра, подошло к концу наше путешествие в мир природы. Закончить нашу встречу мне хотелось бы стихами.

Мы хотим, чтобы птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса.

Подведение итогов игры. Награждение.

Основные термины (генерируются автоматически): балл, дерево, III, Земля, лес, команда, дом, рекламная пауза, отборочный тур, планет.

Похожие статьи

Сценарий экологического проекта «Этот загадочный...»

– формировать умение обучающихся работать в команде

Всех зверей мне распугать, поломать в лесу деревья и цветы все потоптать?

Кидаю мусор только в урны. –да! Планеты лучшей не найдем. Земля любимый общий дом — да!

Кругосветка для начальных классов «Экологическая тропинка»

Количество баллов. 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЧАЛКИ.

На планете мы останемся одни. 3. Береги природу, друг, И красиво будет все вокруг!

Если весной посадить в землю черенок длиной 30 см, то к осени вырастает метровое деревце.

Сбор макулатуры сохраняет лес. 60 кг макулатуры спасает дерево.

Образовательная деятельность с детьми старшей группы...

Просмотр мультимедиа с беседами о деревьях, ягодах.

Ребята, наша с вами Земля — прекрасная планета, полная чудес и загадок.

Ребята из детских садов участвуют в этой игре, которая называется «Лес — наш общий дом».

Интегрированный урок по математике и окружающему миру во...

 формировать чувство сплоченности и умение работать в команде

Станция «Легкие нашей планеты». Цель: расширение представлений детей о пользе леса в жизни человека.

Из древесины какого дерева мы получаем искусственный шелк, вискозу, бездымный порох...

Вырубка лесов — экологическая катастрофа | Статья в журнале...

Ключевые слова: вырубка лесов, лесные экосистемы, лесной биоценоз

Как известно, леса покрывают 31 % территории нашей планеты.

Восемьдесят процентов наземных животных и растений Земли живут в лесах, и многие не могут выжить в результате обезлесения.

Консультация для родителей «Земля — наш общий дом»

Во- первых, любовь к природе, бережное отношение к ней, экологически грамотное поведение человека стали залогом, не побоимся этих слов, выживания человечества в общем для все нас Доме — на планете Земля.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Капитаны выбирают себе команду. Выбор содержания деятельности. − Что будешь складывать: коврик для котенка или заборчик для домика Наф-Нафа?

− Как козляткам не пустить волка в дом? − Как Маше не заблудиться в лесу?

Классный час в 3 классе на тему «Сбережем все живое»

Экологический Ринг: «Сбережем все живое!» Берегите Землю, берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики

За правильный ответ – 2 балла. Команда №1:  Придя с классом в лес, одноклассники увидели муравейник.

«Путешествие в мир природы». Конспект организованной...

Планета Земля наш общий дом, где все вместе существуют и животные, и растения, объекты неживой природы. И я хочу пригласить вас в путешествие в мир природы.

Молодцы, много назвали деревьев и кустарников, целый лес получится.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Сценарий экологического проекта «Этот загадочный...»

– формировать умение обучающихся работать в команде

Всех зверей мне распугать, поломать в лесу деревья и цветы все потоптать?

Кидаю мусор только в урны. –да! Планеты лучшей не найдем. Земля любимый общий дом — да!

Кругосветка для начальных классов «Экологическая тропинка»

Количество баллов. 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЧАЛКИ.

На планете мы останемся одни. 3. Береги природу, друг, И красиво будет все вокруг!

Если весной посадить в землю черенок длиной 30 см, то к осени вырастает метровое деревце.

Сбор макулатуры сохраняет лес. 60 кг макулатуры спасает дерево.

Образовательная деятельность с детьми старшей группы...

Просмотр мультимедиа с беседами о деревьях, ягодах.

Ребята, наша с вами Земля — прекрасная планета, полная чудес и загадок.

Ребята из детских садов участвуют в этой игре, которая называется «Лес — наш общий дом».

Интегрированный урок по математике и окружающему миру во...

 формировать чувство сплоченности и умение работать в команде

Станция «Легкие нашей планеты». Цель: расширение представлений детей о пользе леса в жизни человека.

Из древесины какого дерева мы получаем искусственный шелк, вискозу, бездымный порох...

Вырубка лесов — экологическая катастрофа | Статья в журнале...

Ключевые слова: вырубка лесов, лесные экосистемы, лесной биоценоз

Как известно, леса покрывают 31 % территории нашей планеты.

Восемьдесят процентов наземных животных и растений Земли живут в лесах, и многие не могут выжить в результате обезлесения.

Консультация для родителей «Земля — наш общий дом»

Во- первых, любовь к природе, бережное отношение к ней, экологически грамотное поведение человека стали залогом, не побоимся этих слов, выживания человечества в общем для все нас Доме — на планете Земля.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Капитаны выбирают себе команду. Выбор содержания деятельности. − Что будешь складывать: коврик для котенка или заборчик для домика Наф-Нафа?

− Как козляткам не пустить волка в дом? − Как Маше не заблудиться в лесу?

Классный час в 3 классе на тему «Сбережем все живое»

Экологический Ринг: «Сбережем все живое!» Берегите Землю, берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики

За правильный ответ – 2 балла. Команда №1:  Придя с классом в лес, одноклассники увидели муравейник.

«Путешествие в мир природы». Конспект организованной...

Планета Земля наш общий дом, где все вместе существуют и животные, и растения, объекты неживой природы. И я хочу пригласить вас в путешествие в мир природы.

Молодцы, много назвали деревьев и кустарников, целый лес получится.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос