Автор: Долгина Тамара Георгиевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.12.2017

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Долгина Т. Г. Классный час «Безбрежная ширь океана и тихая заводь пруда», посвященный Всемирному Дню Воды (6-7 классы) // Школьная педагогика. — 2017. — №3. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/71/2825/ (дата обращения: 18.02.2018).



Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление: на доске – эпиграф:

Человек, запомни навсегда!

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги –

Мы ведь на планете не одни!

Аудиозаписи: шелест дождя, журчания ручья, шум морского прибоя, пьесы фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года».

Ход классного часа

1. Вступительное слово

Классный руководитель:

22 марта – Всемирный День Воды. Он был учрежден частниками Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года. Сегодня усилия мирового сообщества направлены на привлечение внимания общественности к проблемам обеспечения населения водой гарантированного качества и рационального, бережного водопотребления. А ведь, по оценкам Программы ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП), Россия обладает третьей частью мировых запасов пресной воды. Из ни около 80 процентов сосредоточено в озере Байкал.

Всемирный День Воды – праздник всех живущих на Земле людей.

ВЕДУЩИЙ: Наша сегодняшняя встреча посвящена удивительному веществу – воде. Вода. Разве это только та бесцветная жидкость, что налита в графин? Посмотрите вокруг и на географическую карту. Океан, покрывающий нашу Землю, – это вода. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, – это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину планеты, – и это вода. Знаменитый греческий мыслитель Платон писал: «Тартар – огромный подземный водоём, из которого берут начало все океаны, моря и реки, отсюда вода течет сквозь землю по руслам тамошних рек и заполняет их, а они бегут подземными потоками, и каждая к тому месту, куда проложила себе путь, и образует моря и озера, дает начало рекам и ключам».

ЧТЕЦ:

Вода!

Тебе мы посвящаем

Стихи, и песни, и дела!

Тебя сегодня прославляем,

Чтоб ты у нас всегда была,

Чтоб реки были полноводны

И мирно бы текли всегда,

Была б прозрачно в них Вода!

Чтоб дождем нас поливала

Ты с чистых голубых небес.

И злился бы на нас поменьше

Могучий и всесильный Зевс.

Тебе, ВОДА, поем мы славу!

Живи на счастье и забаву!

И радуй нас собой всегда.

Да пусть же славится ВОДА!

ВЕДУЩИЙ: Вода – единственный из всех минералов, существующих одновременно в твердом, жидком и газообразном состояниях. В газообразном состоянии вода содержится в атмосфере, образует туман и облака, в твердом – снега и льды.

(звучат аудиозаписи шелеста дождя, журчания ручья, шума морского прибоя).

ЧТЕЦ:

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода!

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

Как пухом, зимой одевает

Снег белый родные поля.

Но время придет – и растает,

И будет простая вода.

И в кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода

И кажется сказкою это,

А в сущности только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А все это только вода.

ВЕДУЩИЙ: Вода – добрый друг и помощник человека. Человечество использует воды Мирового океана, они играют важнейшую роль в производстве энергии. Существуют электростанции, использующие силу прибоя, волн, мощь, заключенную в морских и океанических течениях, и тепло, накопленное водами океанов.

Эта жидкость нужна не только для поддержания жизни человека, без воды немыслима ни одна сфера производства. Незаметный, но неизменный спутник миллионов тонн добытых угля и нефти, выплавленных чугуна и стали, всех произведенных станков, машин, тканей, бумаги, выращенных хлеба, овощей, фруктов – миллионы и миллионы кубометров самой обыкновенной воды.

Вода – универсальный растворитель, весьма активный химический реагент.

ЧТЕЦ:

Люблю тебя, Вода,

За теплоёмкость и летучесть,

За прозрачность и бесцветность,

За испаряемость и текучесть,

Люблю тебя я, ВОДА.

За то, что дышу и мечтаю,

И радуюсь солнцу и светлому дню, –

За это тебя я, ВОДА, люблю.

ВЕДУЩИЙ: Вода! Голубая, нежная, чистая! Что может быть лучше её? Она даёт жизнь всему живому. Вода входит в состав каждой клеточки! Вод – одно из главных природных богатств человечества. От нее зависит не просто благополучие, но и само существование целых народов. Не случайно с давних пор люди селились по берегам крупных и малых рек и озёр. Французский писатель А. де Сент-Экзюпери писал: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».

ЧТЕЦ:

Вода – чудесный дар природный,

Живой текучий и свободный,

Картины нашей жизни красит

В своих трёх важных ипостасях.

То ручейком, то речкой вьётся,

То из стакана наземь льётся.

То застывает тонкой льдинкой,

Красиво названной снежинкой,

То обретает лёгкость пара,

Была – и вдруг её не стало.

ВЕДУЩИЙ: свойства воды обусловили красоту природы. В весенние дни ручьи, сверкающие под лучами солнца, олицетворяют пробуждение природы, пробуждение чувств человека, самой жизни.

ЧТЕЦ:

Звенеть сосульки перестали,

У крыш застыли бахромой,

Холодным светом заблистали,

Заледенели, как зимой.

Но завтра снова солнце встанет,

Оно возьмется припекать,

И по крыльцу забарабанит

Капель веселая опять.

(Звучит аудиозапись пьесы фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года».)

ВЕДУЩИЙ: Морскую воду часто называют жидкой рудой, потому что в ней содержится 60 химических элементов. Человек научился извлекать из воды лишь небольшую долю их. Моря, океаны, крупные реки – не только источники сырья, а иногда и единственное средство обеспечения постоянно растущего товарооборота между странами. Кроме того, путешествия по воде – это один из самых приятных и увлекательных видов отдыха.

Давайте сейчас мысленно мы все совершим путешествие по стране её величества Воды.

Итак, мы начинаем наш конкурс.

«ГОЛУБАЯ ЛАГУНА»

1. Как называются все моря и океаны вместе взятые? (Мировой океан)

2. Как называется водная оболочка Земли? (Гидросфера)

3. Какой самый мощный водопад в мире? (Ниагарский)

4. Какие вы знаете «цветные моря»? (Белое, Желтое, Черное, Красное, Мраморное)

5. В каком море ловят рыбу жители трех частей света? (Средиземное)

6. Какая часть света омывается всеми четырьмя океанами? (Азия)

7. Какие государства омываются водами 2-х океанов? (Колумбия – Атлантическим и Тихим, Индонезия – Тихим и Индийским, Россия – Тихим и Северным Ледовитым)

8. Назовите место, расположенное на территории России, где за 2-3 часа можно пройти от одного моря до другого. Какие это моря? (Перекопский перешеек между Черным и Азовскими морями)

9. Назовите реку, озеро и море в России, которые носят название одного цвета. (Река Белая, озеро Белое, Белое море)

10. Назовите три реки нашей страны, названия которых созвучны с фамилиями трех героев известных произведений русской классической литературы. (Онега-Онегин, Лена-Ленский, Печора-Печорин)

«КЛАДОВАЯ ВОДЯНОГО»

1. Это один из жидких оксидов является самым распространенным в природе. Он – основа всех жизненных процессов, присутствует во всех организмах. Это единственный источник кислорода в главном движущем процессе на Земле – фотосинтезе. Что это за оксид? (Вода).

2. Кто впервые доказал, что вода сложное вещество? (француз А.Л. Лавуазье)

3. Почему в море вода солёная? (Больше всего в морской воде поваренной соли)

4. Почему вода тушит огонь, хотя она состоит из горючих газов: водорода и кислорода? (Если предмет покрыт водой, то кислород воздуха уже не имеет к нему доступа, вода, испаряясь в огне, поглощает много теплоты, поэтому температура горящего предмета падает так сильно, что его горение не может продолжаться.)

5. Какой процесс сопровождается понижением температуры? (Испарение)

6. Какая физическая величина указывает на наличие водяного пара в атмосфере? (Влажность)

7. Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О и Е… А. Пушкин. «Евгений Онегин»)

О каком явлении писал поэт? (О насыщенном паре)

8. Что такое накипь? (Это осадок нерастворимых карбонатов кальция и магния, образующихся на дне и стенках чайника при кипячении воды)

«ВОДА И ЗДОРОВЬЕ»

1. Почему водопроводную воду перед употреблением лучше отстаивать?

2. Назовите эффективные способы обеззараживания воды в походе?

3. Почему современные дожди бывают «кислыми»?

4. Какую долю в организме человека составляет вода?

5. Какой процент воды, имеющийся на Земле, пригоден для питья?

6. Почему морская вода не пригодна для питья?

7. Содержание каких химических веществ в воде способно предупредить кариес зубов?

8. Какие существуют способы дезинфекции воды?

9. А вы знаете химическую формулу воды?

ВЕДУЩИЙ: Человек, бесспорно, влияет на природу. И не всегда его действия благотворны. Примеров пагубных последствий хозяйственной деятельности человека множество и черпать их можно, начиная с древности.

В V веке до н.э. персидский царь Кир переправлялся со своим войском через реку Диала. Во время переправы утонул любимый конь царя, его унесло потоком на глазах хозяина. Разгневанный царь приказал воинам наказать реку. По царском слову было прорыто 360 каналов. Примерно за год вода ушла, а затем засуха обрушилась на крестьянские поля. Места стали бесплодными, крестьяне были вынуждены уйти из этих мест. Более 1000 лет понадобилось, чтобы на месте некогда полноводной реки возник слабый ручеек, но до сих пор он не превратился в нормальную реку. Сейчас географы относят этот район к полупустынным.

Безумная эксплуатация природных вод становится причиной истощения благодатной влаги. В реки, моря и океаны сбрасываются отходы человеческой деятельности – промышленные и бытовые стоки, это ведет к истощению водных ресурсов.

Завершая путешествие по удивительной стране её величества ВОДЫ, я хочу напомнить: «Не забывайте, что вода – это богатство, красота и жизнь нашей планеты и её нужно беречь!».

Итог классного часа (рефлексия)

Классный руководитель:

 Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора?

 Какую роль в жизни человека играет вода?

 Почему земляне должны беречь и правильно использовать водные ресурсы?

ЧТЕЦ:

За нежные рассветы, багряные закаты,

Сверкающие молнии – небесные раскаты,

За тайны все природные,

За недра плодородные,

Что матушка-Земля веками там хранит.

За капельки росы хрустальные,

За облака печальные.

За шум весеннего дождя,

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ Я!

Основные термины (генерируются автоматически): морская вода, Всемирный День Воды, газообразном состоянии вода, море вода солёная, морского прибоя, вода сложное вещество, простая вода, журчания ручья, Всемирному Дню Воды, шум морского прибоя, запасов пресной воды, химическую формулу воды, способы дезинфекции воды, воды Мирового океана, способы обеззараживания воды, шума морского прибоя, Классный час «Безбрежная, тихая заводь пруда», реки возник слабый, Ход классного часа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос