Повышение экологической грамотности школьников. Тренинговое занятие. Профилактика здорового образа жизни среди подростков и юношей. Работа над ценностями | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.12.2017

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Сухушина А. А. Повышение экологической грамотности школьников. Тренинговое занятие. Профилактика здорового образа жизни среди подростков и юношей. Работа над ценностями // Школьная педагогика. — 2017. — №3. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/71/2824/ (дата обращения: 12.11.2018).



http://school25.tomsk.ru/images/Main-menu/Kollektiv/Pedagogicheskiy-Kollektiv/Sukhushina_Anna/Sukhushina_AA.jpgЦель:

Сформировать устойчивое понимание положительных жизненных ценностей у подростков, научить их противостоять рискованным формам поведения.

Задачи тренинга:

1) Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику жизненных ценностей.

2) Сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни вообще.

3) Сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными поколениями.

Необходимый материал:

1. Музыка спокойная, под которую можно думать и писать.

2. Доска.

3. Листы А4 с изображением ромашки (как в Приложении) по количеству участников.

4. Фломастеры (6-12 цветов) – желательно каждому участнику.

5. Ножницы – желательно каждому участнику.

6. Карточки для упражнения «Конфликт ценностей»

План занятия:

 Вводные слова 5-10 мин

 Разминка: упражнение «Делимся по признаку» 10 мин.

 Основная часть занятия: упражнение «Ромашка» 30 мин. Распечатать ромашки из приложения.

 Перерыв.

 Обсуждение ценностей. Здоровье как ценность. 10 мин.

 Упражнение «Клиника по пересадке органов» 20 мин.

 Упражнение «Конфликт ценностей» 20 мин. Заранее распечатать карточки

Рефлексия всего занятия: Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше? 5-10 минут. Если осталось мало времени от занятия и/ или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии.

Упражнение на разогрев «Делимся по признаку»

Пояснение: Один человек выходит за дверь, группа тем временем договаривается о том, по какому признаку она делится и расходится на две подгруппы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача вошедшего – угадать, по какому признаку группа разбита на две части. При желании упражнение можно повторить несколько раз.

Инструкция: Сейчас один из вас выйдет за дверь и войдёт только тогда, когда мы его позовём. Кто хочет быть таким человеком? Отлично. (Участник-доброволец выходит)

Инструкция группе: Сейчас вы все должны будете разделиться на две части. Но разделить вас сможет только какой-то один признак, например, «мальчики и девочки», или «светлые и темные волосы», или «есть шнурки на обуви – нет шнурков», или другие внешние признаки, какие сами придумаете.

А тот, кто вышел, наш любимый доброволец, должен будет угадать, по какому признаку вы поделились. При этом вы ему ни в коем случае не подсказывайте. Запутывать можно. Все понятно? Отлично, тогда выберите признак и поделитесь.

Инструкция добровольцу: В твоё отсутствие группа поделилась по какому-то признаку – заметному или не заметному с первого взгляда. Твоя цель – угадать этот признак и назвать его. Далее можно повторить это упражнение с другим добровольцем.

Анализ упражнения:

 Трудно ли было угадывать?

 Какие признаки было угадывать легче?

 Какие – сложнее?

 Почему?

Отлично! Ну что ж, вы хорошо справились с этим упражнением, с чем я вас и поздравляю! Мы еще раз потренировались в наблюдательности. Это очень важное качество!

Дело в том, что вокруг много информации, которую мы просто не замечаем. Но если быть хоть чуточку наблюдательней, можно открыть много интересного вокруг себя. Наблюдайте за собой и другими, и вам легче будет избежать неприятных ситуаций.


Приложение

Упражнение «Ромашка»

Пояснение: Это упражнение направлено на осознание участниками всего, что для них ценно, оно помогает ребятам ответить на вопросы: без чего мы не можем себя помыслить? Что для нас по-настоящему важно и значимо? Для этого упражнения необходим специальный реквизит: каждому участнику выдать лист А4 с изображением ромашки (см. Приложение), по одному набору фломастеров (по 6-12 цветов) и ножницы.

Комментарий: Приложение можно распечатать на разной цветной бумаге и дать эти листы всей группе.

Инструкция-1: Сейчас каждому из вас предстоит сделать ромашку. Но это будет не простая ромашка. Раздайте листы с ромашками и фломастеры (ножницы пока не давайте), попросите участников разместиться за столами поудобней, так, чтобы им никто не мешал. Ведущий тоже должен будет сделать свою ромашку.

Примечание:Если время для проведения занятия ограничено, ромашки можно заготовить заранее, предварительно распечатав и вырезав из бумаги.

Комментарий: Далее ведущий может воспользоваться доской, чтобы показать, как и где писать. В центре этой ромашки, прямо на сердцевине напишите «Я».

Подождите, пока участники это сделают. Хорошо, пойдем дальше.

Основное задание – сделать надписи на лепестках. На каждом из лепестков вы должны 6 раз ответить на такие вот вопросы (сколько лепестков – столько и ответов): Желательно эти вопросы записать на доске после прочтения.

 «Без чего я не был бы я?»,

 «Что мне особенно дорого, ценно и важно в жизни?»

 «Без чего я себя не представляю?».

Напишите каждый свой ответ на отдельном лепестке.

Ведущий может помочь участникам, немного направив их мысль: на лепестках, например, могут быть написаны

 какие-то важные вам люди: родители, друзья;

 важные чувства: любовь, понимание;

 ваше хобби, учеба;

 какие-то очень важные для вас вещи: плеер, чей-то подарок.

В общем, пишите все, что угодно, все, что для вас действительно значимо и без чего вы себя не представляете. Также вы можете украсить свою ромашку, но только после того, как подпишете все лепестки. Все ли понятно? Какие есть вопросы? Дайте на эту работу время около 5-7 мин. (В это время можно включить спокойную музыку, желательно без слов). А после того как все подписали лепестки ромашки, раздайте ножницы.

А сейчас вырежьте цветок так, чтобы лепестки были присоединены к сердцевине. Покажите на своем примере, для этого заранее вырежьте одну ромашку сами.

Готово? Отлично!

Инструкция-2: Давайте теперь сядем в круг. Посмотрите, пожалуйста, все на свои ромашки. Какие они у вас получились красивые и непохожие друг на друга!

Сейчас нам всем предстоит сделать вот что. Ведущий тоже должен быть со своей ромашкой.

Вы должны будете аккуратно оторвать от своей ромашки лепесток со словами:

«Я самодостаточная личность, поэтому смогу потерять и/или обойтись без…, и вы произносите то, что написано на одном из лепестков. Затем отрываете его. Например, «Я самодостаточная личность, поэтому смогу обойтись без Интернета». Отрывая лепесток, вы должны представлять себе, как вы на самом деле теряете то, что написано на лепестке.

Отнеситесь к этому упражнению серьезно, с полной ответственностью и отдачей. Лепесток, который вы оторвали, мы бросаем в центр нашего круга. Примечание: можно усилить эффект «погружения», участники будут выкидывать лепестки ромашки в мусорное ведро, вместо простого складывания на середину круга.

Далее ведущий начинает и отрывает один лепесток от своей ромашки. Все это выполняется по кругу. Сначала все по очереди отрывают один лепесток от своих ромашек, потом второй и так далее, пока у участников не осталось по 2 лепестка или сами участники не задали вопрос: «А если я не хочу расставаться с моими лепестками»? Вы говорите: «Вы можете оставить 1-2 лепестка, которые вы точно не можете потерять или без которых вы стопроцентно не сможете обойтись в своей жизни».

Важно! Как показывает практика, участники с легкостью и, возможно, даже с некоторым сарказмом начинают отрывать лепестки. Здесь важна роль ведущего: он должен призывать к серьезности и просить слушать друг друга. Человек, который отрывает лепесток, должен быть в центре внимания. Однако ближе к концу, подростки сами становятся серьезными. Им все труднее и труднее отказываться от того, что они написали на лепестках.

Ведущий должен настаивать, когда дойдет очередь до конкретного человека, чтобы тот обязательно оторвал лепесток. Однако известны случаи, когда ребята отрывали лепесток с надписью «любовь», выкидывали себя (сердцевину ромашки «Я»), а любовь оставляли. Один подросток не смог оторвать последний лепесток с надписью «родители», сказав при этом: «Без них я никто».

Ведущий обычно настаивает, чтобы ребята отрывали лепестки, но когда сами ребята высказывают подобные мысли или наотрез отказываются отрывать последний лепесток (а такое часто бывает), ведущий должен уступить.

Анализ упражнения:

 Каково вам было раз за разом, отрывая от ромашки лепестки, расставаться с тем, что для вас ценно?

 Что вы сейчас чувствуете?

 Как вам без всего того, что вам дорого?

 Как вы думаете, что за лепесточки были на ваших ромашках?

 Что же вам так не хотелось от себя отрывать?

Ведущий должен прислушаться к ответам участников, чтобы услышать ответ – «ценности». Если участники такого ответа не дали – назовите его сами.

Мы с вами при помощи этого упражнения не только узнали, что для нас ценно, но и как бы проранжировали наши ценности. Проранжировали – значит, расположили в порядке значимости: от менее ценного – к более ценному. То, в какой последовательности мы отрывали лепестки, говорит о том, что для нас менее значимо, а что – более. Те лепестки, которые дольше всего продержались, для нас важнее всего (точнее, важнее всего то, что на них написано). Посмотрите на центр нашего круга, здесь – наши ценности.

Комментарий: Иногда подростки предлагают не отрывать лепестки от ромашки, а просто загибать их. Это значительно снижает психологический эффект упражнения. Подростки еще не в полной мере ощущают возможность потери того, что им дорого, или того, что они еще не совсем осознают как ценность (это относится в первую очередь к здоровью). Именно отрывая лепестки, мы моделируем ситуацию потери.

Упражнение дает подросткам возможность пережить эти тяжелые эмоции в игре. И таким образом, в жизни учиться беречь и ценить то, что они могут потерять. И уж, конечно, в своей собственной жизни ни в коем случае не «отрывать своими руками» свои ценности как лепестки от ромашки. Это важно подчеркнуть именно в отношении здоровья.

Упражнение «Клиника по пересадке органов»

Пояснение: Упражнение может выполняться как в микрогруппах, если количество участников тренинга достаточно большое, так и в одной группе, если группа достаточно маленькая (до 15 человек).

Суть упражнения заключается в том, что ребята должны договориться, кому из «пациентов» клиники необходимо пересадить почку. Условие: почка одна, и каждому пациенту она жизненно необходима.

Упражнение выявляет ценности, существующие у участников тренинга.

В этом упражнении нет правильных или неправильных ответов. В нем важен сам процесс поиска решения, рефлексия участников по поводу ценностей – индивидуальных и существующих в обществе.

Инструкция: Представьте себе, что все вы являетесь хирургами медицинской клиники. У вас в больничном отделении лежат четыре пациента:

 старый профессор, разрабатывающий вакцину против рака. Его работа уже близка к завершению;

 шестнадцатилетняя беременная девушка-сирота;

 мать двух детей, муж которой недавно погиб в автомобильной катастрофе;

 известный актёр.

Всем им необходима пересадка почки. Без этой операции они погибнут. Но сейчас в клинику была доставлена только одна почка, и неизвестно, когда появится возможность получить следующую.

Вам нужно за 10 мин. решить – кому из пациентов операция необходима в первую очередь, иначе почка испортиться и к пересадке будет не годна. Тогда ее не получит никто.

Важные правила:

1. Нельзя принимать решение голосованием.

2. С групповым решением должен согласиться каждый из участников.

3. Нельзя оставаться в стороне от обсуждения.

4. Каждый должен в ходе дискуссии высказать своё мнение.

Комментарий: Возможно, кто-то останется при своем мнении, и к нему даже присоединяться другие участники. Тем самым, может стихийно образоваться вторая группа со своим мнением.

Сначала ведущий, если есть время, должен попробовать сделать так, чтобы группы смогли найти общее решение, но если это не получается, то оставить, как есть: 2 группы со своими решениями. Понятно? Можно добавить 1 мин., сказав об этом всей группе.

Анализ упражнения: Вопросы необходимо задавать постепенно, а не все сразу.

 Почему вы отдали предпочтение именно этому пациенту?

 Какая разделяемая вами ценность стоит за этим выбором?

 Какие ценности стояли за отвергнутыми вами вариантами?

 Как вам кажется, кому бы врачи отдали почку в нашем обществе?

Скорее всего, вы столкнетесь с тем, что ребята в ответе на последний вопрос будут осуждать общество, скажут, что для него сейчас основной ценностью являются деньги и врачи отдали бы почку известному актеру или тому, кто больше заплатит. Не спешите их разубеждать. Просто уверенно и четко придерживайтесь своей точки зрения.

После того, как все выскажутся по поводу упражнения, спросите: Вы заметили такой факт, что большинство наших ценностей являются социально одобряемыми. Почему, как вам кажется? Выслушайте ответы ребят.

А не потому ли, что они образовались из общественных ценностей? Может, общество на самом деле не такое плохое, как вам кажется? Выслушайте ответы ребят.

Да, я вижу, что попотеть нам пришлось сильно, пребывая в роли хирургов и принимая судьбоносные решения. Главное, что мы узнали из этого упражнения: наши собственные ценности часто расходятся с общественными, а, точнее, общественные ценности вмешиваются в наши и тем самым создают внутри нас противоречия и конфликты.

Увы, с этим мы будем сталкиваться почти всю свою жизнь. А особенно часто это происходит в нашем возрасте, так как мы именно сейчас пытаемся примерить на себя общественные ценности, и некоторые из них нам не нравятся.

И тут дилемма: если исходишь только из собственных ценностей – ты обречен на одиночество. Если хочешь быть с людьми – надо уважать их ценности, ведь общественные ценности складываются десятилетиями, а иногда и веками.

Давайте сделаем сейчас упражнение, которое поможет нам в кое в чем разобраться.

Упражнение «Конфликт ценностей»

Пояснение: В этом упражнении участники готовят и разыгрывают сценки малыми группами. Необходимо разбить группу на 2-4 подгруппы.

Каждая подгруппа получает задание – разыграть конфликт между ценностями в различных возрастных группах (подростки – взрослые).

Инструкция: Вы разбились на команды. Сейчас каждая команда получит задание. Ваша задача – придумать и разыграть коротенькую сценку о том, как проявляется конфликт ценностей взрослых и подростков.

На обдумывание сценки вам даётся 5 минут, на подготовку сценки – 7 минут, а на её проигрывание – 3 минуты.

Если вопросов больше нет, подходите ко мне за карточками (карточки нужно заранее распечатать). В каждой карточке есть описание конкретной ситуации.

Карточки для подгрупп:

Ситуация 1. Отец хочет, чтобы сын уделял больше времени учебе, т.к. в следующем году ему поступать вуз. А сын, между тем, тратит много времени на общение с друзьями: ходит гулять, приводит друзей домой.

Ситуация 2. Родители считают, что «девушку украшает скромность», а их дочь одевается «сексуально» и пользуется косметикой.

Ситуация 3. Родители и дедушки-бабушки хотят, чтобы их сын и внук поступал на юридический факультет. Сын хочет быть музыкантом, все вечера он проводит на репетициях своей начинающей рок- группы.

Ситуация 4. Соседи жалуются родителям подростков на то, что те шумят поздно вечером под их окнами. Подростки не считают, что они в чем-то виноваты.

После показа сценки (какой бы она ни была), обязательно надо поблагодарить группу аплодисментами.

Комментарий: Если у вас мало времени для разыгрывания сценок, можно ограничиться просто обсуждением каждой ситуации.

Анализ упражнения: Обсуждение проводится после показа каждой сценки по следующим вопросам.

Вопрос подгруппе, которая смотрела сценку:

 Какая ценность лежала в основе поведения взрослых?

 Какая лежала в основе поведения подростков? Для ответа на эти вопросы можно обратиться к списку ценностей (на доске).

 В чем выражался конфликт ценностей в сценке, которую вы увидели?

Вопрос подгруппе, которая показывала сценку (задается только тогда, когда все из первой подгруппы ответили на вопрос):

 Что вы хотели показать этой сценкой?

 Согласны ли вы с мнениями «зрителей»?

 Конфликт каких ценностей вы хотели изобразить?

Вопрос ко всем: Сталкивались ли вы с подобными ситуациями в вашей жизни?

Приведите свои примеры ситуаций, в которых конфликтуют ценности подростков и взрослых. Обычно люди с разными системами ценностей тяжело уживаются друг с другом.

Отказаться от того, что для нас значимо – такой вариант нас не устраивает. Это ведь наша ценность (вспомните ромашку, которую мы делали в самом начале нашего занятия).

Единственным выходом из подобного противоречия является поиск некоего третьего, нейтрального для обеих конфликтующих сторон варианта. Это может быть компромисс или решение, построенное на взаимоуважении ценностей друг друга.

Завершите занятие традиционными блоками:

Рефлексия всего занятия

 Что запомнилось на занятии?

 Что нового вы узнали?

 Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше? 5-10 минут

Итоговый вывод: Сегодня мы столкнулись со сложной темой, которая затрагивает каждого из нас, потому что у всех нас есть ценности. Мы живем, и, значит, у нас уже есть то, что мы не хотим потерять. Это и есть ценность. Как мы сегодня узнали, ценности бывают разными: более значимыми и менее значимыми, общественными, личными и групповыми.

Ценности формируются на протяжении всей нашей жизни. Это своеобразный фундамент, на котором мы стоим и живем. Именно поэтому одна из важных ценностей – это здоровье. Без этой ценности все человечество бы уже давно вымерло. И мы бы с вами сегодня здесь не встретились и не размышляли бы о наших жизненных ценностях.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, лепесток, упражнение, ромашка, участник, группа, анализ упражнения, какой признак, ведущий, время.

Похожие статьи

Использование активных форм учебной работы на уроках русского...

По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны представить свой проект.

Рекомендации: если педагог сам выполняет упражнение, он может

Дети отрывают разноцветные лепестки ромашки, передают их по кругу и отвечают на главные вопросы...

Формирование ценностных ориентаций младших школьников...

Методика 3. «Ромашка».

упражнения на развитие выразительноймимики; – театральные этюды; – отдельные упражнения по этике во время драматизации.

Знакомите ли Вы детей своей группы с упражнениями по ритмопластике?

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание»...

В статье раскрыта сущность понятия «задание» с позиции известных психологов и дидактов, охарактеризованы функции упражнений и заданий применительно к урокам родного языка. Ключевые слова: анализ, наблюдение, группировка, обобщение, цель, средство...

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность

Составить букет. Правила игры. Подобрать лепестки: сначала только по цвету, далее по цвету и форме.

Затем объясняют, по какому признаку подобрана пара. Игрушки благодарят детей, хвалят за...

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно

Обучение звуковому анализу и синтезу проводится в игровой форме на протяжении всего этапа коррекционного воздействия, так как ведущим...

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного...

Ведущей деятельностью обучения детей пению на занятиях является — игра.

В основу применяемой артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В. В. Емельянова.

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные...»

Упражнение проводится в центре группы, когда один из участников пытается начать разговор, а другой должен поддержать его или отказаться.

Анализ типов коммуникаций (отмечаем результаты по таблицам 1 и 2). НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ.

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе...

‒ закрепить характерные признаки времен года

Задания вы найдете на обратной стороне лепестков цветика- семицветика. Знайка».

Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой.

Роль музыкального сопровождения во время физической...

Использование музыки во время занятий может сыграть большую роль, так

Причина этого лежит не только в использовании одних и тех же мышечных групп, но и в

Немаловажное значение для музыкального управления процессом выполнения упражнений имеет...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование активных форм учебной работы на уроках русского...

По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны представить свой проект.

Рекомендации: если педагог сам выполняет упражнение, он может

Дети отрывают разноцветные лепестки ромашки, передают их по кругу и отвечают на главные вопросы...

Формирование ценностных ориентаций младших школьников...

Методика 3. «Ромашка».

упражнения на развитие выразительноймимики; – театральные этюды; – отдельные упражнения по этике во время драматизации.

Знакомите ли Вы детей своей группы с упражнениями по ритмопластике?

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание»...

В статье раскрыта сущность понятия «задание» с позиции известных психологов и дидактов, охарактеризованы функции упражнений и заданий применительно к урокам родного языка. Ключевые слова: анализ, наблюдение, группировка, обобщение, цель, средство...

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность

Составить букет. Правила игры. Подобрать лепестки: сначала только по цвету, далее по цвету и форме.

Затем объясняют, по какому признаку подобрана пара. Игрушки благодарят детей, хвалят за...

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно

Обучение звуковому анализу и синтезу проводится в игровой форме на протяжении всего этапа коррекционного воздействия, так как ведущим...

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного...

Ведущей деятельностью обучения детей пению на занятиях является — игра.

В основу применяемой артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В. В. Емельянова.

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные...»

Упражнение проводится в центре группы, когда один из участников пытается начать разговор, а другой должен поддержать его или отказаться.

Анализ типов коммуникаций (отмечаем результаты по таблицам 1 и 2). НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ.

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе...

‒ закрепить характерные признаки времен года

Задания вы найдете на обратной стороне лепестков цветика- семицветика. Знайка».

Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой.

Роль музыкального сопровождения во время физической...

Использование музыки во время занятий может сыграть большую роль, так

Причина этого лежит не только в использовании одних и тех же мышечных групп, но и в

Немаловажное значение для музыкального управления процессом выполнения упражнений имеет...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос