Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы) | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шеховцова, Л. Д. Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы) / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Р. И. Маркова, Н. А. Овсянникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 36-37. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2771/ (дата обращения: 20.04.2024).



Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а средством для самореализации каждого человека. Общество вышло на качественно новый уровень своего развития, предъявляется новый социальный заказ на качественно новую личность, в рамках ФГОС второго поколения, а школа как исполнитель социального заказа ищет новые подходы к формированию компетентностей обучающихся.

Сегодня в эпоху стремительного прогресса, век компьютеризации ребенок подчас не замечает окружающий его мир. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее — одна из задач учителя. Использование краеведческого материала на уроках способствует формированию более глубоких и прочных знаний учащихся, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. В актуальности использования краеведческого материала в процессе преподавания сомневаться не приходится. Использование краеведческого аспекта помогает школьникам лучше понять особенности окружающей природы и уяснить, что свой край — это органическая и неотъемлемая часть всей России.

Школьное краеведение заключается во всестороннем изучении учащимися определённой территории — своего края. При этом выполняется задача накопление краеведческого материала. Огромную помощь в сборе материала для уроков оказывает проведение краеведческих экскурсий, туристических походов и проведение летних экологических экспедиций по краю. Это помогает собрать уникальный краеведческий материал, оживить содержание урока, сделать его более эффективным.

Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Эффективность данной работы находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности и от степени самостоятельности. Главное создать ситуацию для успешной деятельности каждого, учитывая, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями. Собственные исследования — это наиболее эффективный путь показания. Целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности, и знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь они не избрали. Одно из плодотворных направлений модернизации географического и краеведческого образования — проектная деятельность школьников, которая развивает у детей самостоятельность, творческое отношение к делу, способствует формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, созданию условий для подготовки к продолжению образования.

Исследовательская работа выполняется под руководством учителя. Работа учителя — заключается в мотивизации проектной деятельности, в организации юного краеведа на определение замысла проекта, в стимулировании их поисковой деятельности, в консультациях по вопросам получения, обработки информации, выбора форм реализации проекта, его апробации и презентации.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:

Первый этапорганизационно-подготовительный. Работа над проектом начинается с выбора темы и определения задачи, которая должна быть решена учеником, конкретизации явлений и объектов, которые будут охвачены исследованием, т. е. должна быть сформулирована реальная проблема, подлежащая решению. Второй этап — познавательный. Изучение литературы, касающейся поставленной проблемы. Третий этаппоисково-исследовательский. Полученная информация должна отвечать требованиям новизны, достоверности и объективности, доказательства, полноты. Четвёртый этап — отчётно-оформительский. Название проекта должно определять основной результат. При изложении содержания выполненного проекта необходимо чётко сформулировать проблему исследования, описать условия её постановки, указать цель, общий метод исследования. В выводах, необходимо отметить из каких вспомогательных результатов и предпосылок следует основной результат. Новизну полученного результата необходимо обосновать путём сравнения с другими, показав отличия. Пятый этап — информационно — презентативный. Проводится защита и обсуждение готовой работы в классе, школе.

Необходимо отметить эстетическую направленность краеведения и воспитание патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед учащимися величия и красоты родной природы.

Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность — вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность. Проектно-исследовательская деятельность среди учащихся — новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях развития общества.

Реализация такого подхода в педагогической практике учителя необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Основные термины (генерируются автоматически): краеведческий материал, исследовательская деятельность, окружающая природа, основной результат, ребенок, родная природа, социальный заказ, этап.

Похожие статьи

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие.

Тенденции познавательного развития детей старшего...

Природа родного края — это явления природы, живая и неживая природа, за которыми наблюдает ребенок; в процессе ежедневных наблюдений и исследовательской деятельности у детей формируется интегральный «образ» знаний о природе («образ...

Изучение уровней краеведческой компетенции детей старшего...

По мнению А. И. Алейник, краеведческая компетенция — это погружение ребенка во всестороннее изучение им родного края, усвоение краеведческого материала, природоведческого, социального

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ.

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей...

родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир, ребенок, педагогический процесс, жизнь города, вид деятельности, составление рассказов, Формирование.

Формирование экологической культуры средствами...

Основные термины (генерируются автоматически): природа, школа, экологическая культура, окружающий мир, формирование, эколого-краеведческий кружок, бережное отношение, краеведческая деятельность, проектно-исследовательская работа, творческое общение.

Использование краеведческого материала на уроках и во...

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения, краеведение, краеведческая работа...

Познание родного края посредством эколого-туристической...

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, природа, ребенок, реализация проекта, бережное отношение, Красная книга, образовательная деятельность, дошкольный.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

окружающий мир, ребенок, природа, знание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, дошкольный возраст, Детское экспериментирование, детская деятельность, детский сад.

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Для качественного проведения опытно-исследовательской деятельности важен правильный подбор дидактического материала и оборудования.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательно-исследовательская деятельность, ребенок, окружающий...

Похожие статьи

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие.

Тенденции познавательного развития детей старшего...

Природа родного края — это явления природы, живая и неживая природа, за которыми наблюдает ребенок; в процессе ежедневных наблюдений и исследовательской деятельности у детей формируется интегральный «образ» знаний о природе («образ...

Изучение уровней краеведческой компетенции детей старшего...

По мнению А. И. Алейник, краеведческая компетенция — это погружение ребенка во всестороннее изучение им родного края, усвоение краеведческого материала, природоведческого, социального

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ.

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей...

родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир, ребенок, педагогический процесс, жизнь города, вид деятельности, составление рассказов, Формирование.

Формирование экологической культуры средствами...

Основные термины (генерируются автоматически): природа, школа, экологическая культура, окружающий мир, формирование, эколого-краеведческий кружок, бережное отношение, краеведческая деятельность, проектно-исследовательская работа, творческое общение.

Использование краеведческого материала на уроках и во...

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения, краеведение, краеведческая работа...

Познание родного края посредством эколого-туристической...

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, природа, ребенок, реализация проекта, бережное отношение, Красная книга, образовательная деятельность, дошкольный.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

окружающий мир, ребенок, природа, знание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, дошкольный возраст, Детское экспериментирование, детская деятельность, детский сад.

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Для качественного проведения опытно-исследовательской деятельности важен правильный подбор дидактического материала и оборудования.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательно-исследовательская деятельность, ребенок, окружающий...

Задать вопрос