Динамическая электронейростимуляция в коррекции речевых нарушений | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 07.06.2017

Статья просмотрена: 849 раз

Библиографическое описание:

Бурачевская О. В., Бурачевская Н. И. Динамическая электронейростимуляция в коррекции речевых нарушений // Школьная педагогика. — 2017. — №2. — С. 5-10. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/60/2553/ (дата обращения: 23.10.2018).



В статье описывается метод динамической электронейростимуляции. Рассматриваются методические рекомендации по проведению аппаратного воздействия. Выделяются комплексы коррекционного воздействия средствами динамической электронейростимуляции при нарушениях речевого развития.

Ключевые слова: динамическая электронейростимуляция, аппаратное воздействие, речевые нарушения, логопедическая помощь

Нарушения речевого развития являются одним из наиболее распространенных нарушений в формировании высшей психической деятельности. Ранняя диагностика и коррекция нарушений речи в развитии ребенка позволяет скорректировать имеющиеся отклонения речевого, интеллектуального, эмоционально-волевого и поведенческого развития, но и предупредить появление новых нарушений, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная коррекционно-развивающая помощь позволяет предупредить появление вторичных отклонений в развитии.

В работе логопедической практике использование «обходных путей» и поиск специфических средств воздействия при коррекции речевых нарушений является одним из средств повышения эффективности работы. В современном мире все больше отмечается необходимость применения постоянно совершенствующихся аппаратов и устройств в качестве средства коррекции [2]. В исследованиях, занимающихся данной проблемой, имеются многочисленные указания на то, что в генезе речевых нарушений значительное место принадлежит органическим нарушениям [4], проявляющимся мышечной и иннервационной недостаточностью органов артикуляции [3], являющихся, по сути, проявлением минимальной мозговой дисфункции [4]. Таким образом, можно говорить, что для достижения стойкого положительного результата работы необходима интеграция педагогических и медицинских методик. Значимое место среди новых методов коррекции отводится динамической электронейростимуляции.

Современная наука в комплексном воздействии давно и успешно применяет методы электростимуляции акупунктурных точек и рефлексогенных зон. Электрический ток является универсальным раздражителем для всех возбудимых тканей организма и вызывает возникновение потенциалов действия в любых типах периферических нервных рецепторов и волокон [1; 3; 4; 5; 6]. Динамическая электронейростимуляция — новый метод аппаратного лечения и профилактики (Регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ № ФС-2005/004 от 04 марта 2005 г.) [3].

Динамическая электронейростимуляция основывается на стимуляции области сегментарных зон, акупунктурных точек, а также рефлексогенных зон. Под воздействием данной стимуляции появляются компенсаторные реакции, восстанавливающие гомеостатическое равновесие. Вначале динамической электронейростимуляции превалируют нервные реакции, оказывающие медленное регулирующее действие, которые воздействие затрагивает гуморальные системы. Клинические исследования демонстрируют, что центральное место в динамической электронейростимуляции отводиться многоуровневым рефлекторным и нейрохимическим реакциям, запускающим каскад регуляторных и адаптационных механизмов в организме. В ходе данного воздействия ликвидируются болевые синдромы, совершенствуется местное и системное кровообращение, оказывается противовоспалительное действие, активируется образование биологически активных веществ и обменные процессы в тканях, что способствует удалению продуктов метаболизма из патологических очагов, нормализуется тонус мышц и сосудов, усиливаются защитные механизмы, снимаются последствия стрессовых воздействий [5]. Динамическая электронейростимуляция является средством подъема настроения, улучшения общего самочувствия и повышения работоспособности.

При коррекционном воздействии средствами динамической электронейростимуляции рекомендуется учитывать возраст, вид речевого нарушения, особенности нервно-психического развития и время непосредственного воздействия. Все зоны воздействия при нарушениях речевого развития можно объединить в две группы — основные и дополнительные. Основные — это классические зоны, с обработки которых следует начинать коррекцию. Дополнительные зоны используются совместно с основными для усиления коррекционного эффекта. При речевых нарушениях коррекционное воздействие оказывается на следующие зоны (Рис.1,2):

‒ Зона языка — 1–3 минуты;

‒ Речевые зоны — 2 минуты;

‒ Подчелюстная зона — 1–3 минуты;

‒ Зона «Шейное кольцо» — 2 минуты;

‒ Шейно-воротниковая зона — 1–3 минуты;

‒ Зона «6 точек» (кожная зона прямой проекции выхода ветвей тройничного нерва с двух сторон — тройничная зона) — 2 минуты;

‒ Зона «3 дорожки» в режиме «Тест» — 1–3 минуты;

‒ Зона второго шейного позвонка — 2 минуты;

‒ Зона седьмого шейного позвонка — 2 минуты;

‒ Круговая мышца рта по методике «креста» — 1–3 минуты;

‒ Зоны соответствия по Су-Джок (зона перчатки, подушечки пальцев) — 2 минуты;

‒ Зона околоногтевого ложа — 2 минуты;

‒ Иммунные зоны: «хэ-гу», «цзу-сань-ли» — 2 минуты;

‒ Зона лобной и височной области головы в прямой проекции — 1–3 минуты [3; 5].

Таким образом, общее время аппаратного воздействия при динамической электронейростимуляции составляет в среднем 15–30 минут. Коррекционное воздействие средствами динамической электронейростимуляции может проводиться на рефлексогенные зоны различной площади и биологически активные точки. Воздействие может осуществляться тремя способами: стабильным, лабильным или стабильно- лабильным.

Рис. 1. Зоны динамической электронейростимуляции (основной комплекс)

Результаты динамической электронейростимуляции проявляются в работе с детьми, имеющими нарушения подвижности артикуляционного аппарата. Проведение сеанса динамической электронейростимуляции непосредственно перед логопедическим занятием способствует улучшению подвижности мышц артикуляционного аппарата и пальцев рук. Улучшение состояния тонуса мышц речевого аппарата и мелкой моторики проявляется в повышении уровня речевой активности, ускорении темпов развития всех сторон речи [1; 6]. При изучении нервно-психического развития отмечается значимая динамика интеллектуального и речевого развития.

Рис. 2. Зоны динамической электронейростимуляции (дополнительный комплекс)

Применение динамической электронейростимуляции в комплексном воздействии при речевых нарушениях способствует повышению эффективности коррекционной работы. Включение динамической электронейростимуляции в комплекс других методов и средств, позволяет сократить сроки коррекции, быстрее добиться улучшения состояния мышечного тонуса и качества подвижности артикуляционного аппарата; ускорения темпов развития речи; повышения активности со стороны импрессивной и экспрессивной речи; качественного улучшения всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.

Литература:

  1. Агошкина Н. И. Использование аппарата ДЭНАС в работе логопеда // Динамическая электронейростимуляция. Новый виток спирали познания: Сб. мат-лов междунар. мед. симпозиума «ДЭНАС МС». — Екатеринбург, 2005. — С. 188–190.
  2. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Прогрессивные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (24–28 апреля 2017 г.) / Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2017. — С. 8–18. URL: http://birskin.ru/index.php/2012–02–07–11–31–02/46–6-/296–2017–04–24–04–57–58 (дата обращения: 15.05.2017).
  3. Кушнина Т. В. Предварительные результаты использования динамической электронейростимуляции у детей с дизартриями и алалиями // Динамическая электронейростимулирующая терапия. Эволюция продолжается: Сб. мат-лов междунар. симпозиума «ДЭНАС МС». — Екатеринбург, 2004. — С. 172–179.
  4. Смирнова А. А. К вопросу возможности эффективного применения метода динамической электронейростимуляции в формировании и исправлении произносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / А. А. Смирнова, А. Н. Горнова, Е. А. Кобялековская // Рефлексотерапия. — С. 48–51.
  5. Черемхин К. Ю. Возможности применения динамической электронейростимуляции в восстановительной медицине / К. Ю. Черемхин, А. А. Власов, Е. В. Губернаторова, М. В. Умникова // Вестник восстановительной медицины. — 2008. — № 2 (24). — С. 17–19.
  6. Черемхин К. Ю. Метод динамической электронейростимуляции в комплексной реабилитации детей с нарушениями речи / К. Ю. Черемхин, А. А. Власов, Т. В. Нехорошева, Р. С. Леер // Тез. X Междунар. конф. «АСВОМЕД: Современные технологии восстановительной медицины». — Сочи, 2008. — С. 272–273.
Основные термины (генерируются автоматически): зона, минута, коррекционное воздействие, речевое развитие, нарушение, артикуляционный аппарат, аппаратное воздействие, комплексное воздействие, нервно-психическое развитие, шейный позвонок.

Ключевые слова

речевые нарушения, логопедическая помощь, динамическая электронейростимуляция, аппаратное воздействие

Похожие статьи

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

Различные нарушения влияют на развитие ребенка не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы...

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

Надо отметить также, что огромное воздействие музыки на организм ребенка объясняется наличием в ней ритмического компонента. Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме.

Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый

Цель: преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Цель: развитие мелкой моторики, снятие умственной усталости, снижение напряжения артикуляционного аппарата, повышение тонуса организма и усиление оздоравливающего...

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых...

Закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи. Самостоятельное использование Су-джокмассажера в игре. Вариативность воздействия на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании комплексов кинезиологии...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции...

развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания

— Мелкая моторика; — Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание.

Как известно, речевая деятельность — это могучий фактор психического развития человека.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими...

Во-первых, коррекция речевых нарушений является уже сама по себе основной для логопеда здоровьесберегающей технологией.

Включение этих упражнений связано с тем, что, воздействие на рефлекторные зоны ладоней улучшает состояние отдельных органов и...

Спастическая дисфония. Этиопатогенез.

Предметом исследования является специфика развития неврологического расстройства, такого как дистония.

4. Провести анализ методик, направленных на коррекционное воздействие в плане восстановления голосовой функции при спастической дисфонии.

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, дизартрия, психическое развитие детей, форма дизартрии.

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних...

) В статье представлена практика организации коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

Различные нарушения влияют на развитие ребенка не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы...

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

Надо отметить также, что огромное воздействие музыки на организм ребенка объясняется наличием в ней ритмического компонента. Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме.

Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый

Цель: преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Цель: развитие мелкой моторики, снятие умственной усталости, снижение напряжения артикуляционного аппарата, повышение тонуса организма и усиление оздоравливающего...

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых...

Закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи. Самостоятельное использование Су-джокмассажера в игре. Вариативность воздействия на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании комплексов кинезиологии...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции...

развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания

— Мелкая моторика; — Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание.

Как известно, речевая деятельность — это могучий фактор психического развития человека.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими...

Во-первых, коррекция речевых нарушений является уже сама по себе основной для логопеда здоровьесберегающей технологией.

Включение этих упражнений связано с тем, что, воздействие на рефлекторные зоны ладоней улучшает состояние отдельных органов и...

Спастическая дисфония. Этиопатогенез.

Предметом исследования является специфика развития неврологического расстройства, такого как дистония.

4. Провести анализ методик, направленных на коррекционное воздействие в плане восстановления голосовой функции при спастической дисфонии.

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, дизартрия, психическое развитие детей, форма дизартрии.

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних...

) В статье представлена практика организации коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос