Анализ работы по теме самообразования «Развитие коммуникативно-речевых способностей обучающихся начальной школы с ОВЗ средствами театральной деятельности» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 29.05.2017

Статья просмотрена: 650 раз

Библиографическое описание:

Мизюра, Л. В. Анализ работы по теме самообразования «Развитие коммуникативно-речевых способностей обучающихся начальной школы с ОВЗ средствами театральной деятельности» / Л. В. Мизюра. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2 (9). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2510/ (дата обращения: 19.04.2024).



Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов

Рубакин Н. А.

На первом этапе — поисково-теоретическом (2016–2017 гг.) — осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, была обоснована проблема, изучался уровень ее разработанности в теории воспитания. Определились цель, задачи, объект, предмет, рабочая гипотеза исследования. Это позволило сформулировать основные теоретические положения исследуемой проблемы, разработать программу работы. Была определена тема, поставлены цель и задачи работы над данной проблемой.

Первый год я работаю над темой самообразования: «Развитие коммуникативно — речевых способностей воспитанников начальной школы с ОВЗ средствами театральной деятельности». Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, коммуникативных способностей и т. д.

Изучив литературу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность требует использования разнообразных приемов, различных интересных форм проведения развлечений, праздников, досуга, где все являются равноправными участниками.

В течение всего года я изучала литературу по театрализованной деятельности: Т. С. Григорьева программа «Маленький актер», О. В. Гончарова программа «Театральная палитра». Взяв за основу эти программы, согласно возрастным особенностям воспитанников, я разработала ежегодное перспективное планирование, куда входило: знакомство с театральными профессиями, с театральной лексикой, с различными видами кукольного театра, разучивание стихов, работу над этюдами.

Чтобы реализовать поставленные цель и задачи, в гостиной был создан театрализованный уголок с различными видами театров:

  1. настольный театр,
  2. театр резиновой игрушки,
  3. театр мягкой игрушки,
  4. театр масок, пальчиковый театр,
  5. театр картинок (фланелеграф).

Главных героев спектакля совместно с воспитанниками склеивали из бумаги, лепили из пластилина, глины, теста и эти же материалы использовали для создания декораций к спектаклю.

Особое внимание уделила методической литературе по работе с детьми со сказками — «Сказкотерапия» Васьковой О. Ф., Политыкиной А. А.; «Развитие речи, и творческого мышления: работаем по сказке» Шняк О. А. Вышеперечисленную литературу использовала потому, что сказка, как и театр — тоже волшебство. На основе сказок можно сделать множество театральных постановок, с их помощью можно рассмотреть различные конфликтные ситуации, решить вопросы нравственного, экологического воспитания, безопасности. Читая воспитанникам мини-диалоги в стихах, мы тут же разбирали характеры героев, и дети изображали их. При прочтении сказки мы с воспитанниками старались обыграть её по ролям, используя при этом различные виды театров. Например, в рамках календарного планирования с воспитанниками обыгрывали сказку: «Рукавичка», «Мешок яблок». Для драматизации сказки использовался настольный театр.

Часть воспитанников моего класса играют роли в общешкольных спектаклях, все ребята принимают участие в изготовлении костюмов и атрибутов. На протяжении года дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Воспитанники моего класса участвовали в театрализованном новогоднем представлении «Принцесса на горошине».

Также в течение года приняла участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий: участие в торжественной линейке, посвященной 1 сентября «Добро пожаловать в страну знаний!», «С Днем Учителя!», новогодней дискотеке «Танцующая елка», «С праздником Святой Пасхи!», «Этот День Победы!»

В ходе проекта «Дом, в котором я живу» с воспитанниками провела объёмную работу. Проведено проектное занятие: «Моя Москва». В процессе проектной деятельности воспитанники познакомились с историей Москвы, ее достопримечательностями, обсудили любимые места, нарисовали и сделали аппликации по теме, написали сочинения о столице, совместно с параллельными классами изготовили макет Московского Кремля. Также разработала конспект и провела открытое занятие «Жилища народов мира», на котором воспитанники получили знания о жизни людей в разных уголках планеты, их национальных культурах, традициях, быте и жилищах.

В ходе проекта «Великая Отечественная война» было проведено занятие «Великие сражения — битва под Москвой». Воспитанники актуализировали знания по теме: «Родина, Отчизна, страна», закрепили имеющиеся представления о Великой Отечественной войне, продолжали учиться активно участвовать в коллективной беседе, выслушивать ответы других людей.

В течение года старалась привлечь родителей к участию в наших общешкольных праздниках, досугах. В родительском уголке я выставляла рекомендации по театральной деятельности:

«Как поддержать интерес к театру».

«Развитие коммуникативно — речевых способностей воспитанников через театральные игры».

«Развитие речи посредством театрализованной деятельности».

В конце года я могу сказать, что театрализованная деятельность благоприятно влияет на развитие речевой культуры детей, его разговорную и диалогическую речь, коммуникативные навыки. В процессе творческой деятельности, достигнут и определенный педагогический результат: воспитанники уверенно справляются со сложными творческими заданиями, они музыкальны, могут импровизировать, общительны и раскрепощены. Я, как педагог, занимаясь развитием коммуникативно-речевых способностей детей средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой работы.

Литература:

  1. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста». Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.

2. Гончарова О. В. Программа художественно-эстетического воспитания «Театральная палитра». Издательство: Сфера, 2010 г.

  1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актер» для детей 5–7 лет Издательство: Сфера, 2012 г.
  2. Шиян О. А. «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Издательство: Мозаика-Синтез, 2016 г.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, воспитанник, мой класс, настольный театр, развитие речи, различный вид театров, речевая способность воспитанников, театральная деятельность, ходя проекта.

Похожие статьи

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Продолжая знакомить детей с различными видами театра (пальчиковый театр, настольный кукольный театр, вязаный театр, театр

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность...

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Театрализованная деятельность включает в себя разные виды театрализованных игр.

Здесь дети играют с помощью кукол и других игрушек, просто озвучивая их. На первый план в такой игре выходит развитие речи.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе...

ребенок, театрализованная деятельность, детский сад, игра, кукольный театр, театр, родной язык, различный вид театра, дошкольный возраст, вид театра.

Театрализованная деятельность как средство развития речи...

ребенок, театрализовано-игровая деятельность, речевая коммуникация, кукольный спектакль, художественная деятельность, театрализованная деятельность, родной язык, развитие ребенка, нарушение речи...

Театрализованная деятельность — важнейший фактор...

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая способность детей, кукольный театр.

Творческое развитие дошкольников в процессе... | Молодой ученый

театрализованная деятельность, ребенок, творческая способность детей, театральный кружок, театральное искусство, III, театральная деятельность, ребенок стали, дошкольный возраст, этап. Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь, способность, ребенок, развитие детей, навык

Развитие диалогической речи неслышащих младших... Театральная деятельность — это форма коллективной деятельности, а значит...

Использование различных видов театров в работе с детьми...

Театрально-игровая деятельность развивает и активизирует речь детей, их творческие способности и таланты.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, кукла, вид театра, театрально-игровая деятельность, слуховое внимание, настольный...

Похожие статьи

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Продолжая знакомить детей с различными видами театра (пальчиковый театр, настольный кукольный театр, вязаный театр, театр

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность...

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Театрализованная деятельность включает в себя разные виды театрализованных игр.

Здесь дети играют с помощью кукол и других игрушек, просто озвучивая их. На первый план в такой игре выходит развитие речи.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе...

ребенок, театрализованная деятельность, детский сад, игра, кукольный театр, театр, родной язык, различный вид театра, дошкольный возраст, вид театра.

Театрализованная деятельность как средство развития речи...

ребенок, театрализовано-игровая деятельность, речевая коммуникация, кукольный спектакль, художественная деятельность, театрализованная деятельность, родной язык, развитие ребенка, нарушение речи...

Театрализованная деятельность — важнейший фактор...

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая способность детей, кукольный театр.

Творческое развитие дошкольников в процессе... | Молодой ученый

театрализованная деятельность, ребенок, творческая способность детей, театральный кружок, театральное искусство, III, театральная деятельность, ребенок стали, дошкольный возраст, этап. Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь, способность, ребенок, развитие детей, навык

Развитие диалогической речи неслышащих младших... Театральная деятельность — это форма коллективной деятельности, а значит...

Использование различных видов театров в работе с детьми...

Театрально-игровая деятельность развивает и активизирует речь детей, их творческие способности и таланты.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, кукла, вид театра, театрально-игровая деятельность, слуховое внимание, настольный...

Задать вопрос