Авторы: Екимова Марина Михайловна, Копылова Валентина Анатольевна, Койра Ирина Владимировна

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Екимова М. М., Копылова В. А., Койра И. В. Инновационные педагогические технологии в системе физического воспитания и оздоровления детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве // Школьная педагогика. — 2017. — №2. — С. 33-36. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/60/2504/ (дата обращения: 22.02.2018).



Для детей с ОВЗ актуально применение на уроках физической культуры специальных оздоровительных методик обучения, которые учитывают функциональную связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных органов, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребёнка.

Ключевые слова: инклюзивное образование, двигательная активность, инновационные методики

Приоритетом стандарта второго поколения при работе с детьми ОВЗ обеспечить формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, что является социальной политикой РФ. Это связано с тенденцией к увеличению детей с ограниченными возможностями, а также с увеличением интеграции, в которых необходимо соблюдение прав и свобод по отношению к лицам с ограниченными возможностями.

В нашей стране с каждым годом начинает развиваться инклюзивное образование, оно востребовано как в школах, так и детских садах.

Благодаря инклюзивному образованию дети с ОВЗ получают индивидуальный подход к обучению более гибкий и адаптированный к их возможностям. В результате этих изменений обучение станет более эффективным и результативным, от этого выиграют все дети.

В результате совместного обучения детей с ОВЗ и обычных детей между ними устанавливаются крепкие дружеские взаимоотношения. Обычные дети учатся взаимодействовать с особенными детьми

Особенными, в хорошем смысле слова, становятся и здоровые дети, проходящие через инклюзивное образование с детьми ОВЗ. Они научаются сочувствовать, сопереживать и понимать, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для нашего общества, они становятся более толерантными.

Перед учителями физической культуры встала задача, как привлечь детей с ОВЗ к активному образу жизни. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.

Правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает сопротивляемость к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является эффективным средством профилактики, гармоничного роста и развития детей.

Двигательная активность и развитие речевой функции, тесно связаны с функциями головного мозга, что даёт ребёнку правильно развиваться. У детей существует связь между мышечной системой и мозговой, мышечной системой и эмоциональной сферой ребёнка, органами чувств.

Поэтому на уроках физкультуры необходимо (через игру) применять массаж ушей, рук, ног, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в течение всего учебного дня.

Для детей с ОВЗ сегодня актуальным стало применение на уроках физической культуры инновационные, оздоровительные методики обучения: Су-джок, массаж кистей рук, стоп, ушных раковин, дыхательной гимнастики Стрельникова, упражнения для мелкой моторики, логоритмика и ритмопластика.

Пример стихотворений, используемые при проведении массажа, нетрадиционных методах гимнастики.

Мышка мыла деткам лапки –каждый пальчик по порядку.

Вот помылила большой, сполоснув потом водой.

Не забыла и «указку» — смыв с нею и грязь, и краску.

Средний мылила усердно — самый грязный был наверно.

Безымянный терла пастой- кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла — очень он боялся мыла. [1]

Массаж выполняется на внутренней стороне ладони, сначала орех (спичка, гимнастическая палка, су-джок) перекатывается по часовой стрелке, а потом — против; аналогично выполняется массаж стопой ноги.

Массаж стоп — ходьба по коврику с пуговицами

Хлопаем в ладошки, пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки по ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке…. Устали наши ножки,

Устали наши ножки. Вот наш дом, где мы живем:

«Ножки накрест» — опускайся и команды дожидайся.

А когда скажу «Вставай» — им рукой не помогай.

Ножки вместе, ножки врозь, ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там. Что за шум и что за гам? [1]

(При проговаривании стихотворения массируются уши, тыльная и внутренняя стороны кисти рук, голеностоп).

Мыли свои ушки, мыли свои лапки,

Наряжались зайчики, надевали тапочки. [1]

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами — большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… (несильные нажимы пальцами,

Вниз до мочек добежали. с постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

И к макушкам вновь придём. [1]

Профилактические дыхательные упражнения

Подуй на одуванчик, как дует этот мальчик.

Подуй, подуй сильнее, станешь здоровее. [1]

(Сначала глубоко подышать. Делать длинный выдох, будто хочешь сдуть с одуванчика пух. Затем, сделать глубокий вдох носом).

Мы как учителя физической культуры, ставим перед собой задачу раскрыть возможности каждого ребёнка и дать им поверить в свои силы.

Мы убеждены, что учителю необходимо простроить свою деятельность так, чтобы ребёнок мог почувствовать себя успешной личностью. В ребёнка нужно вложить не только знания об окружающем его мире, но и научить его самого видеть главное и добиваться своей цели, выбирать для этого доступные способы и возможности в соответствии с возрастом.

Научить ребенка самостоятельно заботиться о своем здоровье, организовать свой активный отдых средствами физической культуры, вести здоровый образ жизни.

Воспитать устойчивою мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, научить получать радость от этой деятельности.

Литература:

  1. Авилова С. А., Калинина Т. В. Игровые и рифмованные формы физических упражнений. / Волгоград издательство «Учитель», 2008г. — с 13–14,18–19 /
  2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. / Е. И. Рогов– М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.- 384 с.
  3. Симанский А. Э. Развитие творческого мышления детей./ А. Э. Симанский -Я.:Академия развития, 1997. -188 с.
  4. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей./ Л. Ф. Тихомирова — Я.:Академия развития, 1996.- 192 с.
  5. Фатеева Л. П. 300 подвижных игр для младших школьников./ Л.П Фатеева. — Я.: Академия развития, 1998.- 224 с
  6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь./ В. В. Цвынтарный — СПб.: Лань, 1996. 31с.
  7. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей./ Л. В. Черемошкина — Я.: Академия развития, 1997.- 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физической культуры, мышечной системой, инклюзивное образование, уроках физической культуры, эмоциональной сферой ребёнка, детьми ОВЗ, ограниченными возможностями, физической культуры специальных, ножки врозь, физической культуры инновационные, Академия развития, учителями физической культуры, физическое воспитание детей, совместного обучения детей, инклюзивному образованию дети, занятиям физической культурой, мыла деткам лапки, средствами физической культуры, деятельностью органов чувств, массаж кистей рук.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос