Автор: Садомова Любовь Алексеевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Садомова Л. А. Математический калейдоскоп // Школьная педагогика. — 2017. — №2.1. — С. 53-55. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/60/2421/ (дата обращения: 19.02.2018).



C:\Users\home\Desktop\СПЕЦВЫПУСК РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ\Садомова ЛА фото.jpg

Вид деятельности: познавательная

Форма: час математических открытий

Направление воспитания: воспитание математической компетенции

Направление развития личности: общеинтеллектуальное

Пояснительная записка

Содержание программы внеурочной деятельности для 6 класса «Математический калейдоскоп» построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных сферах нашей жизни, т. к. содержание задач носит практический характер.

Цель: формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач.

Задачи:

  1. Создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей младших подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
  2. Развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.

Таблица 1

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Форма проведения

1

Занимательная арифметика

5

Лекция

Защита творческих работ Виртуальная экскурсия Презентация

Игра

2

Занимательные задачи

9

Практическая работа

Презентация

Работа со справочным материалом Конкурсы

3

Логические задачи

11

Лекция

Беседа

Презентация

Практическая работа

Творческая работа

Знакомство с компьютерной программой «Живая математика»

4

Геометрические задачи

3

Лекция

Презентация

Практическая работа

Защита творческих работ

Знакомство с компьютерной программой «Живая математика»

5

Проекты

3

Работа со справочным материалом Творческая работа над проектом

Защита проектов

6

Решение задач

3

Практическая работа

Творческая работа

Математический КВН

Содержание тем

Тема 1. Занимательная арифметика (5 часов)

Запись цифр и чисел у других народов. Числа — великаны и числа- малютки. Приёмы быстрого счёта.

Тема 2. Занимательные задачи (9 часов)

Магические квадраты. Математические фокусы. Математические ребусы. Софизмы. Задачи с числами. Задачи — шутки, Старинные задачи.

Тема 3. Логические задачи (11 часов)

Задачи, решаемые с конца. Круги Эйлера. Простейшие графы. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Задачи на движение.

Тема 4. Геометрические задачи (3 часа)

Задачи на разрезание. Задачи со спичками. Геометрические головоломки

Тема 5. Проекты (3 часа)

Проектные работы.

Тема 6. Решение задач (3часа)

Решение задач. Составление и выпуск брошюры «Математическая шкатулка».

Контрольно-измерительные материалы

  1. Презентация по теме «Запись цифр и чисел у других народов».
  2. Вопросы к конкурсу «Приемы быстрого счета».
  3. Презентация по теме «Магические квадраты. Математические фокусы. Софизмы».
  4. Вопросы к викторине «Задачи-шутки».
  5. Материалы для проведения математического КВНа.

Фрагмент математического КВНа

Разминка «Весёлый урок»

Начинаем разминку. Отвечает любой из команды с поднятием руки.

Вопрос команде №1. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Нисколько, т. к. они сами войти в него не могут)

Вопрос команде №2. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое)

Вопрос команде №1. От чего плавает гусь? (От берега)

Вопрос команде №2. Вкаком месяце есть 28 дней? (В каждом)

Команда №1.Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться 8 таких сарделек? (6 минут)

Команда №2 2 отца и 2 сына купили 3 апельсина. Каждому досталось по одному апельсину. Как это могло случиться? (Дед, отец, внук)

Конкурс «Гонка за лидером»

Каждой команде дается по 5 вопросов, на которые нужно дать ответ сразу. За каждый ответ по 1 баллу.

Вопросы первой команде:

  1. Фигура, у которой 4 угла прямые, а все стороны равны. (Квадрат)
  2. Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности. (Радиус)
  3. Единица измерения площади. (Квадратный метр)
  4. Три кошки за три минуты ловят трех мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за сто минут поймать 100 мышей. (3 кошки)
  5. Какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты. (Арфа)

Вопросы второй команде:

  1. Единица измерения скорости. (км/ч)
  2. Треугольник, в котором две стороны равны. (Равнобедренный).
  3. В доме — 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек. Сколько чашек осталось без блюдечек? (4)
  4. 2. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)
  5. Сколько секунд в одном часе. (3600 секунд)

Шарады для болельщиков:

Возьмите наименьшее трехзначное число

И букву назовите рядом с ним одновременно.

И вы одно получите из слов,

Которым называют кучу сена. (Сто-г)

Я приношу с собою боль,

В лице больного искаженье,

А “Ф” на “П” заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложенья.

(Ф -люс — П-люс)

С буквой “Л” — в игре в футбол –

Часто слышим слово …

С “Д” уж в слове смысл не тот –

Мерой стало,

Просто… (год)

Я нелюбимая оценка в дневнике,

Из-за меня у школьников мрачнеет вся природа,

Но если внутрь меня поставить “Е”,

То среди женского я рода. (Два — Дева)

Число я — меньше десяти,

Тебе легко меня найти,

Но если букве “Я” прикажешь рядом встать,

Я все — отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь — семья)

Сначала назови ты за городом дом,

В котором лишь летом семьёю живём,

Две буквы к названью приставь заодно,

Получится то, что решать суждено. (Дача — задача)

Литература:

  1. Анфимова Т. Б. Математика. Внеурочные занятия. 5–6 классы. — М.:ИЛЕКСА, 2012. — 124 с.
  2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. –М.: Просвещение, 2010. — 223с. — (Стандарты второго поколения) 5–6 классы.
  3. Гаврилова Т. Д. Занимательная математика. 5–11 классы (Как сделать уроки математики нескучными)/Гаврилова Т,Д.- Волгоград: Учитель,2005. — 96 с
  4. Григорьева Г. И. Подготовка школьников к олимпиаде по математике. Методическое пособие/Г. И. Григорьева. М.: Глобус, 2009.- 152 с.
  5. Глейзер Г. И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5–6 классов. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1998. — 112 с.
  6. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5–6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.: Просвещение, 2009. — 287 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Вопрос команде, математической культуры школьников, Предполагаемая методика изучения, активном применении математической, повторение учебного материала, класса «Математический калейдоскоп», изученным темам базовых, Внеурочная деятельность школьников, Содержание программы внеурочной, процессе самостоятельной работы, коммуникативных способностей младших, навыков применения математических, различных жизненных задач, Единица измерения площади, новые методы решения, половину чашек, страницами учебника математики, Стандарты второго поколения, Григорьева Г, обыкновенный стакан.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос