Юный географ. Топонимика | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 1455 раз

Библиографическое описание:

Аникина, Т. Н. Юный географ. Топонимика / Т. Н. Аникина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1 (9.1). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2405/ (дата обращения: 23.12.2024).



Вид деятельности: познавательная

Форма: виртуальная экскурсия

Направление воспитания: воспитание социальной ответственности и компетентности

Направление развития личности: общеинтеллектуальное

Пояснительная записка

Происхождение названия любого географического объекта связано с историей и является памятником культуры каждого народа. Уходят века, люди, события, но память о них остаётся в делах, воспоминаниях, в том числе и топонимах, - названиях государств, городов, сёл, улиц, площадей, рек, морей, гор, имён и т. д. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков: как и когда заселялась та или иная территория, какие типы поселений были у наших предков, чем они занимались, как осваивали землю, какие пути сообщения были у них, какая природа окружала их. В настоящее время все больше обращается внимание на возвращение старинных названий, чувствуется стремление к сохранению оставшихся топонимов. Без знания топонимики невозможно воспитать сознательное восприятие особенностей окружающей природы и любовь к родному краю.

В школьном курсе географии и истории вопросы топонимики не рассматриваются, но являются одним из аспектов исторического подхода к изучению географии.

Актуальность введения курса «Юный географ. Топонимика»определяется тем, что систематизирует, обогащает и развивает те знания, умения и способы деятельности, которыми обучающиеся должны овладеть при изучении географии. Оно продиктовано задачами, которые ставит современное общество перед школьным образованием: связь обучения с реальной жизнью, всестороннее развитие личности, формирование активной жизненной позиции, новых ценностных ориентаций, привитие любви к природе, истории и культуре народов России.

Поскольку содержание курса находится на стыке наук, в нем отчетливо прослеживаются межпредметные связи. Курс рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, русскому языку и литературе, краеведению, биологии, экологии, обществознанию.

Программа построена с учетом изучения и освоения природы, населения, хозяйства России. Поэтому в одном случае содержание курса может быть направлено на изучение истории возникновения географических названий, в другом – на географию расположения географических объектов, в третьем – на изучение народной культуры и фольклора и, в-четвертых – на причины их исчезновения.

Курс имеет практическую значимость, предназначен для учащихся 7-8 классов и рассчитан на 34 часа.

Цель: Вовлечение обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов, формирование ценностного отношения к своему Отечеству, воспитание у учащихся чувства патриотизма, через изучение топонимов родного края помочь учащимся глубже познать свою малую Родину.

Задачи:

1.Ознакомление учащихся с топонимикой как наукой, видами топонимов.

2.Активизация познавательной деятельности школьников, повышение информационной и коммуникативной компетентности обучающихся в области изучения географических объектов.

3.Анализ и обобщение картографической информации.

4.Привитие уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре народов России.

Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:

- чтение и анализ исторических, географических и политических карт;

- составление таблиц;

- выдвижение гипотез;

- участие в обсуждениях и дискуссиях;

-подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет.

Таблица 1

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Форма проведения

1

Введение в курс

3

Лекция с элементами беседы
Практическая работа

Выбор тем для творческих проектов

Обсуждение плана работы над проектами

2

Топонимика и русский язык

2

Лекция с элементами беседы
Практическая работа

3

3. Топонимика на физико-географической карте

3

Лекция с элементами беседы
Практическое занятие

4

Топонимика и история географических открытий

3

Лекция с элементами беседы Практическая работа
Тестирование

5

Топонимика на политической карте мира

4

Лекция с элементами беседы
Практическая работа

6

Топонимия России

5

Лекция с элементами беседы
Практическая работа
Семинар
Тестирование

7

Урбанимика

2

Лекция с элементами беседы
Самостоятельная работа

8

Топонимия Московской области

2

Лекция с элементами беседы
Практическая работа

9

Ойконимия Московской области

3

Лекция с элементами беседы
Практическая работа
Тестирование

10

Годонимия Москвы

3

Лекция с элементами беседы
Практическая работа
Семинар

11

Ономастика

2

Лекция с элементами беседы
Семинар

12

Работа над творческими проектами

2

Практическое занятие


Содержание тем

Тема 1. Введение(3часа)

Лекция с элементами беседы. Определение понятий «топоним», «топонимика»; история развития топонимики как науки; значение науки для географии.

Практическая работа. Выбор тем для творческих проектов. Обсуждение плана работы над проектами.

Тема 2. Топонимика и русский язык (2часа)

Лекция с элементами беседы. Значение русского языка в расшифровке географических названий, отражающих формирование русской этнической общности. Названия географических объектов, с которыми связаны определённые события русской истории, жизнь и деятельность известных представителей русской культуры, мест развития промыслов и ремёсел, реалии социально-экономического и духовного развития русского общества.

Практическая работа: Составление карты «Зона преобладания суффиксов (-ск), (-горск) на территории России.

Тема 3. Топонимика и физико-географическая карта (3часа)

Лекция с элементами беседы. Происхождение названий природных объектов. Изучение гидронимов (водные объекты), оронимов (формы рельефа). Практическая работа. Работа в группах по изучению происхождения названий объектов природы. Отчет групп по темам. Составление презентаций.

Тема 4. Топонимика и история географических открытий (3часа)

Лекция с элементами беседы. Имена исследователей и путешественников в топонимике; географические открытия и связанные с ними названия объектов; топонимы, появившиеся с приходом путешественников и ставшиеся от коренных жителей.

Практическая работа. Составление таблиц «Имена русских первопроходцев на карте мира» и «Имена иностранных путешественников на карте мира». Тест: «Имена исследователей и путешественников в топонимике».

Тема 5. Топонимика на политической карте мира (4часа)

Лекция с элементами беседы. Политическая карта мира. Названия стран мира. Появление, изменение названий на мировой карте под влиянием политических процессов.

Практическая работа: Составление карты «Колониальное прошлое стран мира».

Практическая работа: Работа в группах «Историческое формирование названий стран мира». Отчет групп по темам. Написание эссе по теме.

Тема 6. Топонимия России (5часов)

Лекция с элементами беседы. О чем говорят названия на карте России? Географические названия природных объектов; изменение названий во времени; история изучения России в именах первопроходцев на карте.

Практическая работа: «Имена землепроходцев на карте России».

Практическая работа: «Изменение названий географических объектов на карте России».

Семинар. «Изменение названий географических объектов на карте России».

Тест. «Названия географических объектов на карте России».

Тема 7. Урбанимика (2часа)

Лекция с элементами беседы. Урбанимия – наука, изучающая названия городов. История возникновения названий городов; изменение названий городов во времени, города в советский период, переименование.

Самостоятельная работа. Разгадывание кроссвордов и загадок, связанных с названием городов. Работа с литературой.

Тема 8. Топонимия Московской области (2часа)

Лекция с элементами беседы. Формирование географических названий на карте Московской области. Факторы, повлиявшие на образование названий на карте Московской области

Практическая работа: Влияние центрального положения на топонимы Московской области. Составление карты.

Тема 9. Ойконимия Московской области (3часа)

Лекция с элементами беседы. Различие понятий «топонимия», «топонимика», «ойконимия»; знакомство с ойконимией Московской области

Практическая работа. Рассмотреть название городов, сел и поселков Московской области. Создание карты.

Тест. «Ойконимия Московской области»

Тема 10. Годонимы г. Москва (3часа)

Лекция с элементами беседы. Годонимия – наука, изучающая названия линейных объектов (улиц, проспектов, бульваров и др. Рассмотреть названия улиц Москвы, связанные с именами политических деятелей, ученых, деятелей культуры и искусства, с важнейшими историческими событиями, с природными объектами.

Практическая работа «История возникновения названий улиц Москвы».

Семинар. Подготовка сообщений учащихся по теме.

Тема 11. Ономастика (2часа)

Лекция. Ономастика - наука о собственных именах. Развитие ономастики; использование имен собственных в географических объектах. Люди стали пользоваться именами около 7 тыс. лет назад. Сначала - это названия стихий, идей, каких-либо человеческих качеств, они стали именами собственными, которыми начали наделять людей.

Семинар. «Что в имени твоём...».

Тема 12. Работа над творческими проектами (2часа)

Практическая работа Содержание и структура исследовательской работы. Оформление исследовательской работы. Представление и защита самостоятельных (как индивидуальных, так и коллективных работ) учащихся, выполненных за время изучения курса «Топонимика». Подведение итогов курса.

Практическая работа Творческий отчет учащихся.

Контрольно-измерительные материалы

Тесты, викторины, вопросы для обсуждения.

Вопросы для обсуждения по теме «Топонимия Московской области»

1. Сколько лет исполнилось нашему городу?

2. Какая река протекает около или через наш город?

3. Назовите улицы, которые есть в нашем городе.

4. Почему наш город называется Хотьково?

5. Какие озера есть около нашего города?

6. Как вы думаете, почему эти озера называются именно так?

7. Где находится музей, посвященный городу Хотьково? 8.Какие ближние населенные пункты вы знаете?

9. Какие еще географические названия есть в нашем городе?

Литература:

  1. Географические атласы для средней школы.
  2. Горбачёв С.К. Русские географические названия. Л.: Наука, 1965
  3. Исторические атласы для средней школы.
  4. Мурзаев Э.М. Слово на карте. М.: Армада-пресс, 2001
  5. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966
  6. Русская ономастика и ономастика России. Словарь, М.: Школа-пресс,1994
  7. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. Рассказы о географических названиях. М.: Армада-пресс, 2001
  8. Успенский Л.В. Имя дома твоего. Л.,1967
  9. Цымбалова Л.Н. 100 имён - 100 судеб. Как назвать вашего ребёнка. Ростов н/Д: Феникс, 2005
Основные термины (генерируются автоматически): элемент беседы, практическая работа, Московская область, лекция, город, топонимика, политическая карта мира, русский язык, составление карты, исследовательская работа.
Задать вопрос