Автор: Корнилова Екатерина Анатольевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Корнилова Е. А. Азбука общения // Школьная педагогика. — 2017. — №2.1. — С. 22-25. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/60/2403/ (дата обращения: 24.02.2018).



C:\Users\home\Desktop\СПЕЦВЫПУСК РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ\Корнилова фото.jpg

Вид деятельности: коммуникативная.

Форма: социально – психологическая мастерская общения.

Направление воспитания: развитие позитивной социализации в коммуникативной деятельности.

Направление развития личности: социальное.

Пояснительная записка

Данная программа является планированием интегрированного курса, которая включает в себя "Азбуку общения" (Санкт-Петербург, Российский педагогический университет) и курс "Мир вокруг нас" для общеобразовательной школы. Программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание на занятиях уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено особенностями вхождения ребенка в социальную среду и усвоения коммуникативного опыта.

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития связана с необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия с другими детьми, педагогом и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении основных коммуникативных компетенций - это и многое другое учитывается в программе «Азбука общения».

Теоретической основой создания программы внеурочной деятельности социально-психологической направленности «Азбука общения» стал новый образовательный стандарт. Методологической основой ФГОС НОО является системно - деятельностный подход, который нацелен на развитие личности и формирование гражданской идентичности.

Навыки общения детей, как правило, весьма ограничены. Без специально организованного обучения навыки цивилизованного поведения осваиваются крайне трудно или не осваиваются совсем. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Актуальностьпрограммы заключается в развитии одной из основных компетентностей новых образовательных стандартов новой школы – межкультурной коммуникативной компетентности. В качестве критерия эффективности работы используется диагностическая методика Тест уровня общительности (по Ряховскому) и педагогическое наблюдение за участниками группы.

Цель: содействие позитивной социализации детей через самосознание, общение и социально-коммуникативную деятельность.

Задачи:

1.Развитие коммуникативных навыков, развитие социальной активности детей, формирование навыков культуры поведения.

2.Формирование адекватной самооценки у детей, обучение детей пониманию себя и умению "быть в мире с собой".

3.Обогащение навыков культуры общения, выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения, овладение детьми речевыми средствами общения.

Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа) и предназначена для детей 11-12 лет, занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку.

Таблица 1

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма проведения

1.

Развитие навыков общения и взаимодействия

10

Путешествие в страну общения.

Диагностика социальных навыков. Коммуникационные игры. Видеолекторий.

Тренинг невербальных средств общения «Пойми меня».

Самодиагностика.

2

Познай себя

10

Лекция.

Арт-терапия.

Тренинг саморегуляции.

Самодиагностика.

Погружение в проблему через литературные образы.

3

Познание других

10

Игры – путешествия.

Игры-драматизации.

Тренинг коммуникативных умений.

Самодиагностика.

Дискуссия.

4

Общение с природой

4

Видеолекторий.

Погружение в проблему через литературные образы.

Экскурсии.

Содержание тем

Тема 1. Развитие навыков общения и взаимодействия (10 часов)

Отличие человека от других живых существ, общность людей с животными. Роль органов чувств человека (глаз, ушей, носа, рта, кожи). Взаимозависимость человека и природы. Связь между растениями и животными. Жесты, пантомимика, мимика. Эмоциональные состояния людей. Развитие навыков общения, развитие умения использовать при выражении собственного эмоционального состояния все доступные средства выражения.

Взаимодействие с окружающими. Понимание эмоционального состояния и поступков других людей. Моделирование поведения людей в различных ситуациях в процессе общения. Способы общения с людьми. Правила хорошего тона. Культура речи при обращении ("волшебные слова"). Правила общения по телефону. Умение начать, поддержать и вести разговор. Уметь участвовать в беседе; уметь слушать говорящего человека, не перебивая. Навыки культуры общения. Чувство симпатии, уважения и сопереживания.

Примерные задания

Игры и упражнения на распознавание различных жестов и мимических средств выражения определенных состояний ("Магазин зеркал"), на развитие эмоциональной сферы ("Вкусные конфеты", "Ласка", "Соленый чай", "Грязь", "Два сердитых мальчика", "Зайчик испугался", "Зоопарк", "Рисунок радости", "Выполни правильно", "Закончи предложение", "Ожившее чувство", "Рисунок чувств", "Море волнуется", "Шурум - бурум", "Попугай", "Я не знаю", "Возьми и передай!"). Работа с пиктограммами (задание: дорисовать к каждой пиктограмме туловище, раскрасить одежду человечка карандашами, цвет которых, по мнению ребят, подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы). Игры - драматизации по сказкам "Теремок", "Колобок", "Кот, петух и лиса", "Телефон". Конкурс чтецов, сказочников и т.д. Инсценировка "Звонит телефон". Игры "Подарки друг другу", "Будь всегда вежливый". Обсуждение прочитанной книги "Умей обождать" К.Ушинского, "Синие листья" В.Осеевой.

Тема 2. Познай себя (10 часов)

Принятие себя, своих достоинств и недостатков. Осознание собственной ценности. Позитивное отношение к своему "Я". Люди с ограниченными возможностями. Как видеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеры поведения, отдельные черты характера. Красота внешняя и внутренняя.

Примерные задания:

Игры, упражнения с использованием языка жестов, движений и эмоций ("Кто я?", "Маленький скульптор", "Удивление", "Круглые глаза", "Свет мой, зеркальце, скажи!". Игры "Мой автопортрет", "Что такое "Я", "Отражение в озере". Чтение и обсуждение книг, кинофильмов и совместная с детьми оценка человеческих поступков и отношений. Игра "Цыганка". Психологическая загадка. Упражнение "Скульптура", "Заполни таблицу", "Закончи предложение", "Что я слышу?", "Дружеское интервью".

Формирование чувства собственного "Я". Познание самого себя. Формирование нравственных качеств. Черты характера. Оценка человеческих поступков и отношений. Хорошие и дурные привычки. Развитие умения видеть и передавать эмоциональное состояние партнеров по общению.

Примерные задания:

Игры на сопоставление различных черт характера "Два друга", "Мальчик - наоборот"; моделирование положительных черт характера (упражнения и игры: "Часовой", "Добрый мальчик"); нежелательного поведения (упражнения и игры "Ябедник", "Кривляка", "Злюка", "Жалко"). Беседы по прочитанным сказкам, просмотренным мультфильмам "Мой любимый герой". Чтение и обсуждение стихотворения "Что такое хорошо и что такое плохо" В. Маяковского.

Развитие произвольности. Сосредоточенность и работоспособность. Управление поведением. Умение снимать напряжение и вхождение в состояние расслабленности.

Примерные задания:

Комплекс релаксационных упражнений и игр на снятие напряженности, уменьшения тревожности ("Шалтай - Болтай", "Тряпичная кукла и солдат", "На берегу моря", "Бумажные мячики", "Танцующие руки","Насос и мяч", "Пузырь"). Подвижные игры с правилами "Воробушки и автомобиль", "Совушка", "У медведя во бору", "Скучно, скучно так сидеть", "Лисонька, где ты?".Упражнения и игры на развитие внимания "Четыре стихии", "Слушай звук", "Чем отличаются", "Скажи, что не нарисовано", "Найди одинаковые", "Слушай хлопки!", "Буквы алфавита".Игры на преодоление застенчивости "Лохматый пес", "Дедушка и внуки".Психологическая загадка (по описанию детям необходимо догадаться, какое качество загадал ведущий).Упражнения на развитие умения управлять и контролировать свое поведение и поступки ("Темные и светлые мешочки", "Светофорики", "Флажок", "Стой!", "Игра в мяч", "Волшебное слово"."Поссорились два петушка"). Использование художественного слова.

Тема 3. Познание других (10 часов)

Формирование представления о гендерных различиях, о внешних различиях мальчиков и девочек. Тренировка умения начать и поддержать дружеские, доброжелательные, уважительные отношения с противоположным полом.

Примерные задания:

Игровые ситуации на развитие умения познакомиться, умение держать себя, правильно вести себя в различных ситуациях, используя мимику, жесты, позы. Игры на развитие основных эмоциональных состояний (внимания, интереса, радости, сосредоточенности и др.). Упражнения "Неоконченные предложения", "Представление себя"; игры "Какого цвета твои глаза", "Топните те, кто". Беседы о внешнем облике мальчика и девочки, об уважительном отношении к женщине, женственности и мужественности.

Принятие других людей. Осознание ценности и уникальности каждого человека. Знакомство с понятиями "милосердие", "сочувствие", "терпимость", "юмор".

Примерные задания:

Беседы о дружбе, чтение художественной литературы "Вместе тесно, а врозь скучно" К.Ушинского. Выставка портретов друзей "Словесный портрет друга". Создание игровых ситуаций "Почему ты так поступил?".Упражнения "Что это?", "Доверие", "Пантомима", "Похвальная грамота", "Похвальное слово", "Кричалки", "Собираем добрые слова", "Скажи мишке добрые слова".

Моя родословная. Знакомство со взрослым миром. Правила поведения в общественных местах. Тренировка умения видеть и понимать окружающих ребенка взрослых и умения активно вступать в контакты с окружающими людьми.

Примерные задания:

Сюжетно-ролевые игры "Семья", "Магазин", "Путешествие", "День рождения". Конкурсы рисунков "Моя семья", "Как я провел выходной день", "День рождения". Подвижные игры "Ловишки", "Дедушка и внуки".

Тема 4. Общение с природой (4 часа)

Лето. Дождь. Радуга. Осенняя карусель В гости к зиме. Весенний перезвон. Прогулка по временам года. Экскурсии (в том числе виртуальные).

Контрольно-измерительные материалы

Оценка уровня общительности (по Ряховскому)

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да – 2 балла», «иногда – 1 балл». «нет – 0 баллов»

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
  3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
  7. Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
  15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов:

«да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков. Полученные очки суммируются.

30-31 очко. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. Но эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми.

9-13 очков. Вы весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.

4-8 очков. Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

Литература:

  1. Колмогорова Л.С., Гуляева Е.Н. От самопознания - к саморазвитию. Барнаул, 1997г.
  2. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Санкт - Петербург, "Образование - культура", 2002г.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., "Сфера" 2002г.
  4. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. М., "Сфера" 2002г.
  5. Плешаков А.А. Мир вокруг нас (учебное пособие). М., "Просвещение" 2003г.
  6. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). М., 1992г.
Основные термины (генерируются автоматически): Примерные задания, развитие умения, положительных черт характера, новыми людьми, программы внеурочной деятельности, Тренировка умения, культуры общения, процессе общения, Навыки общения детей, «Азбука общения», Подвижные игры, Развитие навыков общения, человеческих поступков, навыков культуры общения, Закончи предложение, Навыки культуры общения, эмоционального состояния, речевыми средствами общения, различных ситуациях, добрые слова.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос