Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 27.03.2017

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Мархоцкая И. Н. Исследовательский проект семьи «Речевой колорит моей малой родины — Брянщины» // Школьная педагогика. — 2017. — №2. — С. 51-51. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/60/2168/ (дата обращения: 24.05.2018).



Холмы, перелески, луга и поля – родная зелёная наша Земля. Земля, где я сделал свой первый шажок, где вышел когда-то к развилке дорог. И понял, что это раздолье полей отчизны моей.

Г. Ладонщиков

Одна из важных задач школы в современном обществе — сделать родителей активными участниками учебно-воспитательного Успешность ребенка в школе, особенно в начальной, во многом зависит от того, насколько родители помогают своему ребенку, поддерживают его.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью разных форм деятельности:

− проведение открытых уроков и внеурочных мероприятий;

− вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

− участие в организации и проведении внешкольных мероприятий.

Большинство родителей стремятся взаимодействовать со школой, участвуют в различных школьных мероприятиях, контролируют учебную деятельность своего ребенка. Тем самым они демонстрируют своему ребенку уважение к его деятельности, подчеркивают важное значение школы в его жизни.

Совместная проектная или творческая деятельность, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники, дает положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.

Вот один из примеров. В начале этого учебного года мы планировали проектную деятельность в классе с учётом интересов ребят. Родители принимали активное участие в выборе тем.

В классе учится девочка Аня, которая вместе с родителями приехала из Брянской области. Девочке очень любознательная. Ей нравится учится, участвовать во всех мероприятиях. А, главное, родители воспитали в Ане любовь к родным местам. Тема проекта «Речевой колорит моей малой родины — Брянщины» сразу была понятна и принята.

Родители приняли активное участие в реализации проекта. Во время осенних каникул на Брянщине семьей была проделана большая и плодотворная исследовательская работа. Когда проект был готов, Аня представила его всему нашему классу. Ребята слушали с интересом. Девочка с таким энтузиазмом рассказывала о своем исследовании, что некоторые ученики даже пожалели, что отказались от участия в проектной деятельности.

Работа над проектом сплачивает семью, класс, развивает личность ребёнка и придаёт ему уверенность в своих силах, учит не бояться публичных выступлений. Подробнее с проектом можно познакомиться а Приложении1.

В марте 2017 года проект Ани Ракута был удостоен диплома 1 степени на межрайонной конференции Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся (секция: языкознание и лингвистика). Девочка достойно защитила свой проект среди участников средней и старшей школы Западного округа Москвы.

Это позитивный результат нашего творческого треугольника «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК-РОДИТЕЛИ».

Можно привести еще много примеров такого вида деятельности. В 2014 году мои ученики, которые сейчас учатся уже в 6 классе, тоже с удовольствием участвовали в проектной деятельности вместе с родителями. Выбранные темы имели отношения к семьям, к родственникам, дорогим местам нашей России. У семьи Щербаковых был замечательный проект «История границы –история страны» (о прадедушке –пограничнике). Алексеев Кирилл с родителями подготовили интереснейший проект о родном городе Санкт-Петербурге. Володя Шабалин представил проект семьи «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ! РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ». Все ребята класса слушали с большим интересом материалы этих проектов, принимали активное участие в их обсуждении.

Семья и школа должны всегда быть рядом. Такое сотрудничество всегда будет способствовать развитию личности наших ребят, духовно-патриотическому воспитанию, семейным ценностям и традициям.

О родителях своих учеников скажу следующее:

Родители у нас — народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен,

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут!

Приложение 1.

Речевой колорит моей малой родины – Брянщины.

Говор жителей Брянской области имеет свои особенности и значительно отличается от говора соседних регионов. Авторам захотелось узнать, в чем причина такого отличия, что повлияло на формирование брянского говора, а также какие основные отличительные черты имеет брянский говор.

Цель исследования заключается в изучении характерных особенностей брянского говора и основных причин, повлиявших на его формирование.

Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

− Знакомство с историей Брянской области и ее географическим расположением;

− Выявление основных причин, повлиявших на формирование брянского диалекта;

− Ознакомление с особенностями произношения отдельных звуков и слов жителями региона;

− Знакомство с культурой, традициями и фольклором региона.

Для наглядности было снято несколько коротких видеозаписей, а также с запись выступления самобытного семейного фольклорного коллектива из Брянской области.

Авторы подробнее остановились на особенностях речи села Ржаница, которое находится недалеко от города Брянска.

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

− Брянская область не была полностью изолирована от остальной России, но очень долго находилась под властью польского и литовского княжеств, что сказалось на культуре и традициях ее жителей;

− Основное влияние на культуру и речь жителей Брянской области оказало соседство и тесные связи с Белоруссией и Украиной, с которыми область граничит на западе и юге;

− Существенные различия между говором коренных жителей области и переселенцев из центральных районов России, прибывших сюда в XVII веке, свидетельствуют о том, что географическое расположение оказало решающее влияние на формирование брянского диалекта.

− «Визитной карточкой» брянского говора является произношение звука «г». Также в словах присутствует характерное «якание» и «икание».

− Характерные особенности брянского говора можно изучать по видеозаписям разговоров местных жителей, а также изучая культуру и фольклор Брянской области.

Литература:

  1. https://yadi.sk/i/pMHUAiIj3ECZM9
  2. https://yadi.sk/i/Xrl7ZtMu3ECZNe
Основные термины (генерируются автоматически): Брянской области, малой родины, брянского говора, активное участие, жителей Брянской области, проект семьи, формирование брянского, проектной деятельности, проект семьи «Речевой, формирование брянского говора, формирование брянского диалекта, проект Ани Ракута, речь жителей Брянской, проект семьи «РОССИЯ, замечательный проект «История, карточкой» брянского говора, родителей активными участниками, особенности брянского говора, особенностей брянского говора, коренных жителей области.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос