Автор: Гусева Татьяна Николаевна

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (8) март 2017 г.

Дата публикации: 17.01.2017

Статья просмотрена: 251 раз

Библиографическое описание:

Гусева Т. Н. Организационно-педагогические особенности работы в коррекционных классах для детей с задержкой психического развития // Школьная педагогика. — 2017. — №1. — С. 10-12. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/53/1889/ (дата обращения: 22.02.2018).



В современной общеобразовательной школе часто создают так называемые классы КРО для детей, испытывающих трудности в обучении и воспитании, имеющие по результатам дошкольной (школьной) диагностики низкий уровень школьной зрелости, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности, соматической ослабленности.

Основная цель обучения в таком классе — создание комфортных условий для освоения детьми с задержкой психического развития (ЗПР) программы основного общего образования, компенсация и коррекция имеющихся недостатков развития, укрепление физического, психологического и нравственного здоровья, предупреждение школьной и социально-психологической дезадаптации указанной категории обучающихся.

Современный учитель должен быть компетентным в работе с такими детьми; быть готов к своевременному выявлению трудностей; уметь организовать разнообразные виды помощи обучающимся с учетом отставания в развитии социальных или познавательных способностей.

В этих классах особенно важно подобрать методы работы на каждом этапе. И здесь нужно отметить, что для учащихся классов КРО характерна несформированность необходимого для данного возраста уровня психического развития — это ведет к тому, что определяемые школьной программой знания, умения и навыки не могут быть усвоены в должной мере.

Выделяют несколько этапов работы в коррекционных классах:

− Диагностика (изучение индивидуальных особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, состояния здоровья, условий семейного воспитания). Обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы.

− Коррекционно-развивающая работа (коррекция недостатков развития, составление индивидуального плана развития учащегося). Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ЗПР в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

− Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

− Проведение контрольных и итоговых диагностик (анализ усвоения программы). Результаты диагностик сводятся в мониторинг учебной успешности. Результаты коррекционного обучения доводятся до сведения администрации школы с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы: принцип развития динамичности, принцип продуктивной обработки информации, принцип развития и коррекции психических функций, принцип мотивации к учению, соблюдение интересов ребёнка, системность, непрерывность, вариативность, рекомендательный характер оказания помощи.

Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения должны осуществляться одновременно.

Литература:

  1. Панфилова Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья. /Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск: два комсомольца, 2012. — с. 141–143.
  2. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Под редакцией Г. Ф. Кумариной. — М.: АСАДЕМА, 2001.
  3. Щербо И. Н. Управление системой коррекционно-развивающего образования в школе/ М.: Сентябрь, 2003. — 160 с.
  4. Королева Ю. А. Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях интеграции // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов XV междунар. науч. -практ. конф. / под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): задержкой психического развития, ограниченными возможностями здоровья, недостатков развития, принцип развития, коррекционных классах, коррекция недостатков развития, принцип развития динамичности, уровня психического развития, коррекционной работы, индивидуальных особенностей, плана развития учащегося, Основная цель обучения, уровень школьной зрелости, КРО характерна несформированность, психолого-педагогических условий обучения, школьной программой знания, принцип продуктивной обработки, создание комфортных условий, условиях образовательного учреждения, успешности коррекционной работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос