Автор: Васильцова Елена Владимировна

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (8) март 2017 г.

Дата публикации: 10.01.2017

Библиографическое описание:

Васильцова Е. В. Создание условий для адресной работы учителя с одаренными детьми в урочной деятельности // Школьная педагогика. — 2017. — №1. — С. 39-41.



Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.

Ф. Бэкон

Безусловно, одаренность это Богом данный дар, но вместе с тем, требующий заботы и внимания. Каждый ребенок наделен уникальными талантами, которые мы, учителя и родители, призваны распознать и взрастить. Именно поэтому своей главной задачей ставлю создание в образовательном процессе эффективных условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности на основе выявления (распознавания) индивидуальных способностей и поддержке ранних их проявлений.

Работа по направлению с «Одаренные дети» состоит из 4 этапов и начинается с предварительного поиска одаренных детей, осуществляемого уже на дошкольной ступени.

Ведь уже на этапе детского сада дети начинают проявлять свои таланты. На этом этапе, в ходе предварительного поиска, опираюсь на характеристики, которые дают воспитатели. В подборе информации мне также помогают родители, врачи и сами дети.

В моей практике нормой является также посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями.

Одаренность детей можно определить, образно выражаясь, «невооруженным глазом».

Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом поступившим в первый класс ребенке.

Начало обучения в 1 классе — следующий этап работы с одаренными детьмиэтап сопровождения. Системность и последовательность работы обеспечивает ведение индивидуальных личностных карт.

Такие карты позволяют составить максимально развернутый портрет одаренного ребенка и спроектировать траекторию развития его талантов. При этом заметим, что в классе учатся не только одаренные дети, но и дети, находящиеся в различных жизненных ситуациях, с различиями в состоянии здоровья, имеющие поведенческие особенности и др.

А потому в целом системность и эффективность работы с разными категориями учащихся достигается введением социального паспорта класса.

Такой паспорт постоянно пополняется и корректируется.

К концу I полугодия в 1 классе завершается формирование индивидуальной стартовой характеристики каждого первоклассника.

Таким образом, мною были выявлены учащиеся с опережающим развитием и склонностями к той или иной сфере деятельности, а именно — 18 % учащихся, имеющих предметную одаренность; 41 % — творческую одаренность; 22 % детей — спортивную одаренность и 19 % учащихся, обладающих явно — выраженными лидерскими качествами.

Третий этап работыоценочно-коррекционный — создание условий для опережающего развития и максимального раскрытия талантов и способностей одаренных детей.

Конечно важно, чтобы работа с одарёнными учениками охватывал все формы организации учебной деятельности: урочную, внеурочную, внеклассную.

В этой статье мне хотелось бы раскрыть некоторые методические приемы, которые я использую в урочной деятельности.

  1. Поручение одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий в момент, когда идёт доработка учебного материала другими учащимися. На уроке окружающего мира при изучении темы «Вода и ее свойства» учащимся был предложен текст, в котором спрятаны пять разных видов напитков, которые нужно найти.
  2. Принимая во внимание, что способные учащиеся быстрее, чем другие дети в классе видят предполагаемый результат учебного труда, назначаю таких школьников консультантами на уроке при освоении наиболее сложного учебного материала в помощь другим детям в классе.
  3. Учащимся с предметной одарённостью, успешно осваивающим учебную программу, вместо упражнений на отработку учебного навыка предлагаю творческие задания, в которых полученные знания необходимо применить в новых условиях задачи. В числе таких заданий, например, подготовка доклада, презентации, выступления, сбор дополнительного материала по теме.

Хотелось бы отметить, что подготовка доклада не равносильна скачиванию текста в интернете и распечатке. Поэтому с одаренными учащимися ведется индивидуально-групповая работа с целью научить такому виду самостоятельной учебной деятельности. При том важным остается интерес самого школьника к такой работе.

Например, Алексей Мельяненко не раз проявлял инициативу к подготовке таких работ и высокую степень познавательной активности. Так, после урока по окружающему миру им была проведена большая исследовательская работа по теме «Изучение отрицательного влияния таких веществ как соль, сахар, сода на флору, а в дальнейшем и на человека». Чекулаев Матвей провел исследование по теме «Качество яиц», включающее все этапы исследовательской работы от постановки цели, проведения эксперимента до анализа результатов и формирования выводов.

Для того, чтобы занятия с одаренными детьми были по-настоящему интересными, я провожу параллели между русским языком и литературой. Предоставляю классу на изучение отрывок из литературного произведения, или стихотворение, в котором одаренные дети намеренно создают несколько грамматических ошибок. Остальные ученики должен найти эти ошибки и объяснить правила, которыми они руководствовались.

  1. Зная о том, что одарённые дети имеют нередко завышенную или заниженную самооценку, в своей педагогической практике предлагаю таким учащимся задания на разработку тестовых заданий и соответствующих критериев оценки результатов выполнения.

Например, Абянли Адриана разработала тестовые вопросы и свои критерии оценок по кубановедению по трём темам «Животный мир моей местности», «Красная книга Краснодарского края», «Правила защитников природы». Выступая в роли помощника учителя Адриана предложила на выбор учащимся на уроке бланки с заданиями по указанным темам.

  1. В учебной работе широко использую словари, детские энциклопедии, справочники, Интернет.

Современные инфокомуникационные технологии расширяют возможности учителя в профессиональной деятельности. Особое значение приобретают методы дистанционного обучения. В своей работе я применяю такие его формы как:

  1. Он-лайн проверка домашнего задания «одаренными» детьми.
  2. Организация обсуждений группой одаренных детей при подготовке к учебным проектам в режиме видеоконференции с использованием технологии Skype.
  3. Организация он-лайн консультаций «одаренными» детьми по некоторым предметам, таким как математика, русский язык в режиме видеоконференции по заранее составленному расписанию с использованием технологии Skype.

Результативность урочной работы с учащимися проявляется в результативности их участия в предметных конкурсах, где мои ученики занимают высокие места.

Четвертый этап работы с одаренными и способными детьми — заключительный: он включает формирование преемственности образования, начиная со II полугодия 4 класса основанное на моем сотрудничестве с учителями основной школы. Это сотрудничество осуществляется с целью успешной адаптации учащихся на следующей общеобразовательной ступени и соблюдения приемов в работе с одаренными детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): одаренными детьми, одаренных детей, одаренные дети, использованием технологии skype, этап работы, одаренными учащимися, урочной деятельности, учебной деятельности, учебного материала, адресной работы учителя, детского сада дети, следующий этап работы, подготовка доклада, режиме видеоконференции, способностей одаренных детей, предварительного поиска одаренных, доработка учебного материала, сложного учебного материала, этап работы— оценочно-коррекционный, уроке окружающего мира.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов