Развитие художественной одаренности младших школьников
Авторы: Агафонова Галина Николаевна, Семибратченко Татьяна Владимировна, Сотникова Вера Анатольевна
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 07.11.2016
Статья просмотрена: 744 раза
Библиографическое описание:
Агафонова, Г. Н. Развитие художественной одаренности младших школьников / Г. Н. Агафонова, Т. В. Семибратченко, В. А. Сотникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1538/ (дата обращения: 16.12.2024).
На сегодняшний день одной из проблем, которые стоят перед школой, считается формирование личности ребенка, способного по-новому размышлять и развивать в себе различные способности. Ключевыми направлениями работы со школьниками, на наш взгляд, должны стать:
‒ создание благоприятных критерий для удачного обучения талантливых детей в младших классах;
‒ развитие системы внеурочной системы работы для развития художественной одаренности школьников.
На уроках изобразительного искусства дети учатся понимать и оценивать, где сталкиваются добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть. Учитель должен управлять детским творчеством, а для этого ему важно знать особенности изобразительной деятельности младших школьников. Эти познания помогут отыскать точки соприкосновения с малышом, выйти с ним на контакт для общения, взращивать его возможности и эстетические ощущения себя в творчестве.
Одаренность в изобразительном искусстве выделяет два обязательных этапа:
‒ овладение спецификой содержания и формой художественной работы через приобщение к ценностям мировой и отечественной культуры;
‒ навык художественной работы, осознание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека во вселенную общечеловеческих ценностей.
Следующим этапом является создание условий для развития талантливых ребят, способности которых пока не выражены. Успех этого этапа будет зависеть от правильной организации урока или внеурочной деятельности по художественному творчеству. Заинтересованность младших школьников в уроках рисования и есть показатель пробуждающихся способностей к художественному творчеству. А задачей учителя является развитие интереса к творчеству, с учетом индивидуальных способностей. Если говорить о ведущих принципах, реализуемых в нашей деятельности, то к ним мы отнесем:
‒ максимальное разнообразие возможностей для самореализации,
‒ увеличение количества внеурочных занятий,
‒ индивидуальные занятия с детьми,
‒ оказание корректной помощи при выполнении проектов,
‒ создание ситуаций для работы с другом,
‒ предоставление полной свободы при выборе сфер дополнительного образования.
Для развития художественной одаренности в младшем школьном возрасте как нельзя лучше подходят нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие непривычное употребление знакомых в быту материалов и инструментов, раскрывающие огромные возможности для презентации широкой аудитории особенностей индивидуального внутреннего мира. Одним из достоинств этих техник считается универсальность их применения. Разработка их выполнения увлекательна и доступна как зрелому человеку, так и ребенку. Учащиеся с большим желанием испытывают себя в новых видах работы, с огромным наслаждением пробуют себя и в нетрадиционной технике, виды которой мы рассмотрим ниже.
Пальчиковая живопись
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
Рисование углем
Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, отношение к нему.
Монотипия
Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, стекле которое переносится потом на бумагу. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Детские работы поражают нас своей эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.
Кляксография
Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. Он заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы, а затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным
Рисование на мокрой бумаге.
Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Идет дождь», и т. д.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Коллаж
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью. Рисунок свечой остается белым.
Точечный рисунок
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
На первых уроках изобразительного искусства уместно для оценивания творческой деятельности ребенка предложить задание, в котором необходимо превратить какую-либо фигуру в различные изображения, проиллюстрировав свое творчество через добавление любых деталей или линий к основному изображению.
Любимые, эмоциональные моменты детей происходят в игре, при просмотре мультфильмов, а значит, возможно, использование этих элементов и на уроке. Так при изучении темы «Разноцветные краски» можно использовать мультфильм про Лунтика, который так и называется «Краски». На примере ситуации с главным героем мультфильма, происходит знакомство с наукой цветоведение. Дети узнают о трех основных цветах, с помощью которых можно получить другие цвета, а затем сами учатся смешивать и получать новые краски.
Это малая доля, того, что используется на уроках и на занятиях по развитию творческих способностей у учеников, работы которых нередко украшают школьные выставки детских работ и поделок. Благодаря нетрадиционным технологиям развития художественной одаренности младшие школьники начинают чувствовать красоту своего творения и не боятся нестандартных решений в решении различных творческих задач.
Литература:
- Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с младшими школьниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». — СПб.: КАРО, 2007г.
- Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
- О. Л. Иванова, И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
- Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.