Автор: Кульдубаева Наталья Леонидовна

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 03.11.2016

Библиографическое описание:

Кульдубаева Н. Л. Нетрадиционные методы изобразительной деятельности младших дошкольников // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 28-29.



Для развития творческих способностей детей, раскрытия творческого потенциала и личностных качеств дошкольников используются различные техники и жанры изобразительного искусства. Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении.

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности способствуют умственному развитию детей благодаря тому, что в основе создаваемого ими изображения лежат впечатления, полученные детьми из окружающей жизни непосредственным путём через восприятие предметов и явлений, выделение их свойств и качеств (формы, величины, строения, цвета, фактуры и др.)

При проведении непосредственно-образовательной деятельности «Художественно- эстетическое развитие» решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребёнка; задачи по речевому развитию и развитию мелкой моторики ребёнка.

В формировании художественно-творческих способностей дошкольников важную роль способен играть процесс интеграции разных видов искусств и художественно- эстетических видов деятельностей. Это информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоническое развитие на основе полихудожественного восприятия мира (когда освоение одного искусства ведется через привлечение разных видов искусства, разных видов художественного мышления) и выражения себя в разных видах деятельности. Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности с другими образовательными областями в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).

«Художественно-эстетическое развитие». В детском саду решаются задачи всестороннего развития детской личности.

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию.

Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

умение находить новые способы для художественного изображения;

умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Поэтому для раскрытия творческих способностей детей мною был выбран способ: рисование бросовым материалом (работа карандашной стружкой, работа с салфеткой).

Работа карандашной стружкой.

Такой обычный материал как карандашная стружка способен предоставить огромный простор для детской фантазии, пробудить творческий потенциал ребёнка, подарить радость общения с натуральной тонкой древесиной, краешек которой ярко окрашен.

Я использовала этот приём работы с детьми первой младшей группы.

Тема: Создание образа детской игрушки — Чебурашка.

Цель: Продолжать формировать умение работать аккуратно и доводить работу до конца: развивать творческую фантазию, самостоятельность, продолжать воспитывать доброжелательное отношение к персонажам сказки; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Этапы работы:

  1. Предложить детям рассмотреть игрушку «Чебурашку».
  2. Описать его.
  3. Предложить детям силуэты Чебурашки, изображённые простым карандашом на листе формата А4.
  4. Ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что надо сделать любимым игрушкам шерстку.
  5. Перейти за столы.
  6. Силуэты «Чебурашек» намазываем клеем, сыплем равномерно стружку от карандашей по всему силуэту.
  7. В конце работы обязательно прижимать стружку салфеткой, чтобы она лучше приклеилась к основе.

Итог:

Сравнение работ.

Диалог с детьми о выполнении работы и результатах.

Выставка работ.

Работа ссалфеткой.

Тема: «Платье для куколки».

Цель: Помочь овладеть зрительным анализом и синтезом фигуры человека, состоящей из нескольких частей;

Учить скатывать комок из салфетки между ладонями прямыми движениями обеих рук;

Продолжать воспитывать доброжелательные отношения к игровым персонажам, вызвать сочувствие к ним и желание помочь.

Этапы работы:

  1. Предложить детям рассмотреть платье.
  2. Педагог ненавязчиво подводит детей к мысли о том, что надо украсить свитер своей куколки.
  3. За столами педагог показывает и объясняет работу с салфетками.
  4. Трафареты кукол намазывать клеем.
  5. Скатать комок из салфетки между ладонями прямыми движениями обеих рук и приклеить на трафарет куколки.
  6. Итог:
  7. Сравнение работ.
  8. Диалог с детьми о выполнении работы и результатах.
  9. Выставка работ.

Вывод.

Использование бросового материала для развития творческих способностей младших дошкольников стимулирует активность и самостоятельность детей в изодеятельности.

Дошкольники приобретают умение находить новые способы для художественного изображения образов любимых героев, учатся передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительной деятельности, методы изобразительной деятельности, Нетрадиционные методы изобразительной, разных видов, творческих способностей, творческих способностей детей, изобразительной деятельности младших, способностей дошкольников важную, личностных качеств дошкольников, умственному развитию детей, разных видах деятельности, разных видов художественного, развития творческих способностей, формированию творческих способностей, раскрытия творческих способностей, видов художественно-эстетической деятельности, разных видов искусства, работы детей целесообразно, проведении непосредственно-образовательной деятельности, развитию мелкой моторики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов