Автор: Юсуфкулова Гузалия Гарафиевна

Рубрика: Типы и виды общеобразовательных учреждений

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 15.10.2016

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Юсуфкулова Г. Г. О проектировании адаптированных программ для обучающихся с ОВЗ // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 74-75.



На современном этапе развития образования особое внимание уделяется образованию и воспитанию детей с особыми возможностями здоровья, и ее актуальность повышается в связи с увеличением числа детей в образовательных организациях с проблемами в психофизическом развитии.Это связано с исполнением Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ. В статье 3 этого закона говорится «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностями развития, способностям и интересам человека». Право каждого человека и отдельным категориям граждан на образование, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) гарантируется статьей 5 вышесказанного закона. Согласно приказа Министерства Образования и науки РФ № 1598 и № 1599 от 19.12.2014, утверждены и применяются в правоотношениях с 1 сентября 2016 г. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — (ФГОС) предоставляет возможность всем детям с ОВЗ, вне зависимости от выраженности трудностей развития, законные основания для обучения и воспитания в образовательных организациях разного типа. В ФГОС (Стандарте) предусмотрены 4 варианта введения ребенка с ОВЗ в школу. Полную интеграцию в обычный класс с освоением начального школьного образования в общие с другими детьми сроки предполагает первый вариант. Три других варианта дают возможность вести обучение в специальных классах в составе той же школы либо в специализированных школах, но с продленным сроком обучения и по программа, адаптированным к возможностям, вплоть до отказа цензового уровня образования, опираясь на индивидуальные возможности самого ребенка.

Цель стандартов — определить необходимые условия получения образования для детей с ОВЗ, утвердить примерные образовательные программы, адаптированные для различных категорий обучающихся, обозначить требования к результатам освоения программ и к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения школьного образования для каждого уровня образования. В достижении индивидуализации и доступности образования для различных категорий обучения основными механизмами являются:

– проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации;

– проектирование образовательных маршрутов обучающихся с особыми образовательными потребностями.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».Адаптированная основная образовательная программа (АООП) образования обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) — это общеобразовательная программа, адаптированная для данной категории обучающихся, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. В этом учебно-методическом документе определяются рекомендуемые Стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности, включающая, примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации. АООП в образовательной организации разрабатывается специалистами и утверждается руководителем данной организации, с согласия родителей (законных представителей), нуждающегося в ней ребенка. В проектировании АООП следует обратить особое внимание, на возможность включения родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития, в ее реализацию.

В приказе Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г. № 2357 определено, что основная образовательная программа начального общего образования должна состоять из трех разделов: целевой, содержательный и организационный. В структуре АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сохраняются те же требования. В целевом разделе, в пояснительной записке определяются цели, задачи АООП в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимся образовательной программы НОО, а также планирование и способов достижения обучающимся результатов освоения АООП. В предметных, метапредметных и личностных результатах обучающегося по каждому направлению, для каждой образовательной области отражаются планируемые результаты освоения обучающимися АООП. Наряду с оцениванием достижений планируемых результатов освоения АООП, должны оцениваться использование умений и знаний на практике, активное и самостоятельное, а также специальное требование к развитию жизненной компетенции обучающегося в соответствии с его индивидуальными возможностями. Особое внимание в содержательном разделе АООП заслуживает программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая область представлена следующими обязательными курсами:

– Ритмика;

– Логопедические коррекционные занятия;

– Психокоррекционные занятия.

Содержание коррекционно-развивающей области у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осваивающие АООП по 2 варианту (на основании которой разработан СИПР), представлено следующими образовательными коррекционными курсами:

– Сенсорное развитие;

– Предметно-практические действия;

– Альтернативная коммуникация;

– Коррекционно-развивающие занятия.

В содержательной части коррекционно-развивающей области как в первом, так и во втором варианте, может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.

Согласно ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программа коррекционной работы должна обеспечивать:

– своевременное выявление особых образовательных потребностей детей ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

– осуществление индивидуально-ориентированной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

– возможность овладения обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач с учетом индивидуальных возможностей.

Организационный раздел АООП содержит систему условий реализации АООП. В нее включены описание условий и ресурсов образовательной организации, обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и требованиями ФГОС, описание системы оценки условий реализации АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью.

Таким образом, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) задают целевые и содержательные ориентиры в обеспечении права детей с ОВЗ на образование посредством создания АООП с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ, организации комплексной помощи в процессе развития и обучения, обеспечения оптимальных условий для социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [http://www.constitution.ru/]Режим доступа: СистемаКодекс-клиент.
  2. Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.14 № 1599.
  4. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т.-М.: 1983.—Т. 5.
  5. Грабов А. Н. Олигофренопедагогика / А.Н Грабов, Кузьмина Н.Ф, Новик Ф. М. — М., 1941.
  6. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учебное пособие для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / С.Д Забрамная — М.: Просвещение, 1988. — 94 с.
  7. Занков Л. В., Певзнер М. С., Шмидт В. В. Трудные дети в школьной работе.—М.—Л., 1933.
  8. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей интеллекта / Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева. — Спб.: Институт специальной психологии и педагогики, 2000. — 96 с.
  9. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р Маллер, Г.В Цикото. — М.: Академия, 2003. — 202 с.
  10. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф.-М., 1969.
  11. Трошин Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей.— Пг., 1915.
  12. Шипицина Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицина. — Спб.: Речь, 2005. — 477 с.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальными нарушениями, умственной отсталостью, начального общего образования, ограниченными возможностями здоровья, образовательной организации, результатов освоения АООП, образовательной программы, психофизического развития, условий реализации АООП, стандарт начального общего, образовательных потребностей детей, образовательный стандарт начального, закона «Об образовании, особенностей психофизического развития, Федерального закона «Об, требованиями ФГОС, основная образовательная программа, учетом особенностей психофизического, особых образовательных потребностей, Федеральный Государственный.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос