Коррекция дизорфографии на школьном логопункте | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.09.2016

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Хомякова С. Е. Коррекция дизорфографии на школьном логопункте // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 36-38. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/42/1256/ (дата обращения: 21.07.2018).



Модернизация российского специального образования предполагает поиск оптимальных путей профилактики, диагностики и коррекции речевых нарушений у младших школьников. Основы деятельности учителя-логопеда предполагают не только традиционные, но и инновационные формы работы. В логопедической работе главное место принадлежит отношениям между ребёнком и педагогом, в процессе которых используются поисковые методы коррекции отклонений речевого развития детей, определяется индивидуальный план коррекции и компенсации имеющихся у них нарушений. Все методы, используемые в коррекционной работе, направлены на формирование человека, в котором должны сочетаться важнейшие качества: обученности, обучаемости, образованности на основе функциональной грамотности, воспитанности, информационной компетентности.

Значимость успешного овладения правописанием детьми очевидна. В связи с этим поиск оптимальных путей предупреждения и коррекции дизорфографии у учащихся начальных классов является актуальной, теоретически и практически значимой проблемой. В современной логопедической литературе дизорфография рассматривается как стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций. Дизорфография проявляется как изолированно, так и в структуре сложного нарушения-общего недоразвития речи. Часто на практике встречается смешанная дисграфия в сочетании с дизорфографией. Наибольшее количество ошибок дети допускают в следующих случаях:

  1. При правописании проверяемых безударных гласных в корне.
  2. В ходе воспроизведения слов с непроверяемым написанием в корне.
  3. В случаях переноса слов.
  4. При написании прописной буквы в именах, отчествах и т. д.

Симптоматика дизорфографии проявляется в особенностях их личностного и интеллектуального развития. У детей с трудом формируются способы продуктивной учебно-практической деятельности, адекватное отношение к своим способностям и результатам выполненной работы. В дальнейшем это приводит к неуравновешанности, беспечному отношению к учёбе. У детей отмечаются определённые особенности процесса протекания операций словесно-логического мышления, памяти и внимания. Выявляется резкое снижение тонуса познавательной активности в целом, и особенно в сфере языковых явлений. Для таких детей характерна слабая целенаправленность учебно-практической деятельности, что выражается в повышенной отвлекаемости и импульсивности. Уже при встрече с первыми орфографическими задачами школьники с дизорфографией стараются избежать волевого напряжения. Например, при выполнении задания по определению безударной гласной в корне слова дети прибегают к угадыванию.

Они затрудняются при распознавании «ошибкоопасных мест» в слове, «не узнают орфограмму». Навыки предварительного и текущего видов самоконтроля у младших школьников с дизорфографией значительно снижены, что отрицательно сказывается на формировании у них «орфографического чутья». Необходимо отметить, что становление умений и навыков правописания у детей с дизорфографией характеризуется не только увеличением сроков усвоения орфограмм, но и нарушением всего его хода. Остаются неосвоенными или до конца неавтоматизированными ряд операций, алгоритмов орфографических действий.

Логопедическая работа по коррекции дизорфографии осуществляется во время уроков по коррекции дисграфии и дислексии или в процессе индивидуальных занятий. Выбор методов и приёмов логопедического воздействия завися от уровня сформированности неречевой сферы и речевого развития детей.

На первоначальных этапах коррекционной работы создаются более простые предпосылки овладения орфографией (зрительные, оптико-пространственные представления). Большое внимание уделяется совершенствованию таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Развиваются моторные компоненты письма, навыки чтения и каллиграфии. Для закрепления формируемого навыка используются схемы, таблицы, условные обозначения.

Прежде всего формируется:

  1. Система интересов детей в правильном изложении своих мыслей на письме.
  2. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и учёт имеющейся у него речевой патологии.
  3. Создаются условия для усвоения школьниками грамматических знаний, правил правописания, способов проверки слов, овладения умениями применять их в творческих работах, выработки навыков самоконтроля.
  4. Особое внимание уделяется предварительному и текущему видам самоконтроля.

Это вызвано тем, что дети с дизорфографией не умеют прогнозировать и определять «ошибкоопасные места» слов до их написания и во время письма. Поэтому формирование орфографических навыков направлено прежде всего не на исправление, а на предупреждение ошибок.

Логопедическая работа опирается на развитие у детей сохранных анализаторов. Коррекционная работа по усвоению написания слов морфологического принципа (например, правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов) включает не только определение ударения в слове, подбор «цепочки» родственных слов, выбор проверочного, и определение места искомой гласной до её написания. Следующим этапом является сопоставление безударной гласной проверяемого слова с искомой гласной проверочного слова. Слова сравниваются на слух, изображаются в виде схем или конструируются с помощью раздаточного материала. Подбираются также соответствующие пословицы и крылатые выражения, отрывки из стихотворений.

Чтобы не допустить формирования ложных ассоциаций, в устные и письменные упражнения включают так называемые «конфликтные» слова: жираф, железо, живот; Машина, шестёрка, шинель.

Логопедическая работа строится с учётом психологической структуры процесса овладения орфографией. Сформированные в ходе коррекционных занятий фонематические, морфологические и синтаксические обобщения усваиваются детьми с дизорфографией сначала на практическом уровне, в дальнейшем-на уровне осознания.

Итак, логопедическая работа осуществляется в несколько этапов.

1 этап. Выполнение орфографических действий с помощью логопеда. Широко используется наглядный материал, карточки с гласными и согласными буквами, их условными обозначениями. Важно научить ребёнка «видеть» орфограмму в слове до её написания, учить её прогнозировать и находить «ошибкоопасные места» в словах.

2 этап. Закрепление орфографических знаний с использованием разнообразных схем, графических и условных обозначений букв и их сочетаний, таблиц.

3 этап. Выполнение орфографических действий, сопровождаемых громким комментарием в виде рассуждений и выводов.

4 этап. Перевод полученных знаний, умений и навыков в умственный план. Наданном этапе учащиеся выполняют орфографические и грамматические упражнения письменно, «в уме» и выделяют условными обозначениями встретившиеся в словах орфограммы.

Литература:

  1. Парамонова Л. Г. «Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция». –Спб., «Детство-Пресс», 2006г.
  2. Корнев А. Н.«Нарушение чтения и письма у детей». — С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г.
  3. Садовникова И. Н.«Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» — М., Владос, 1995г.
  4. Ефименкова Л. Н.«Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» — М., 2001г.

5. Ястребова А. В. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы»- М.: Просвещение, 1984 г.

Основные термины (генерируются автоматически): логопедическая работа, коррекционная работа, ребенок, этап, речевое развитие детей, текущий вид, слово.

Похожие статьи

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

ребенок, этап, ранний возраст, развитие, логопедическая работа, логопед, III, речевая деятельность, речевое высказывание, речевой материал.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения. Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды... Существует множество методик, позволяющих регулировать процесс развития речи у детей.

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

В коррекционной логопедической работе с детьми

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

связная речь, III, ребенок, развитие, общее недоразвитие речи, уровень, речевое недоразвитие, формирование, связная монологическая речь, занятие.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу. В настоящее время логопедическую работу с детьми ОНР надо начинать в раннем возрасте.

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

Основные задачи коррекционной работы: обогащать и уточнять словарный запас детей

Занятия по развитию речи строятся с учетом таких важнейших принципов логопедической коррекции

Речевое развитие детей — основной принцип всех занятий по русскому языку...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе...

произносительная сторона речи, ребенок, коррекционная работа, формирование, просодическая сторона речи, дошкольный возраст, логическое ударение, речевой аппарат, фонационное дыхание, логопедический пункт.

Алалия. Основные направления и содержание...

Ключевые слова: моторная алалия, коррекционно-логопедическая работа, дети дошкольного возраста, речевое развитие. Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его...

Рабочая программа коррекционной деятельности по...

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР... ребенок, речевое развитие, связная речь, развитие речи, обучение детей, дошкольный

звук, показ модели артикуляции, заданный звук, слово, ребенок, модель, артикуляционный аппарат, коррекционная работа...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

ребенок, этап, ранний возраст, развитие, логопедическая работа, логопед, III, речевая деятельность, речевое высказывание, речевой материал.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения. Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды... Существует множество методик, позволяющих регулировать процесс развития речи у детей.

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

В коррекционной логопедической работе с детьми

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

связная речь, III, ребенок, развитие, общее недоразвитие речи, уровень, речевое недоразвитие, формирование, связная монологическая речь, занятие.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу. В настоящее время логопедическую работу с детьми ОНР надо начинать в раннем возрасте.

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

Основные задачи коррекционной работы: обогащать и уточнять словарный запас детей

Занятия по развитию речи строятся с учетом таких важнейших принципов логопедической коррекции

Речевое развитие детей — основной принцип всех занятий по русскому языку...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе...

произносительная сторона речи, ребенок, коррекционная работа, формирование, просодическая сторона речи, дошкольный возраст, логическое ударение, речевой аппарат, фонационное дыхание, логопедический пункт.

Алалия. Основные направления и содержание...

Ключевые слова: моторная алалия, коррекционно-логопедическая работа, дети дошкольного возраста, речевое развитие. Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его...

Рабочая программа коррекционной деятельности по...

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР... ребенок, речевое развитие, связная речь, развитие речи, обучение детей, дошкольный

звук, показ модели артикуляции, заданный звук, слово, ребенок, модель, артикуляционный аппарат, коррекционная работа...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос