Библиографическое описание:

Штина Л. А., Чувасова А. А., Корж И. Н. Формирование лексического и грамматического навыка говорения при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения // Школьная педагогика. — 2016. — №3. — С. 45-48.



В настоящее время в Российской Федерации фиксируется ежегодное увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Все чаще в педагогической науке ученые и педагоги-практики используют по отношению к таким детям термин «дети с особыми образовательными потребностями». На наш взгляд, это является правомерным в силу того, что ограничение возможностей участия этих детей в образовательном процессе обуславливает развитие у них особых потребностей в специализированной помощи, которая позволяет им преодолевать ограничения. А это значит, что любой учитель должен уметь создавать адекватные условия для их обучения. Именно этот факт делает возможным внедрение в образовательные учреждения инклюзивного образования, что актуализирует проблему обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми.

Известно, что во всем мире ежегодно увеличивается количество детей с нарушениями зрения. К сожалению, Россия не стала исключением из этой общей тенденции

Все эти факты позволяют говорить об особой актуальности проблемы обучения детей с различными патологиями зрения, а именно о создании таких условий обучения, которые способствовали бы достижению максимального уровня важнейших компетенций, а также социальной реабилитации слабовидящего ребенка и его интеграции в общество.

Недостаточная готовность детей с нарушенным зрением к восприятию учебного материала и к установлению социальных контактов в условиях общеобразовательной школы неизбежно ведет к высокой потребности в получении методической помощи.

Иностранный язык — один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира.

В школах и классах слабовидящих обучение английскому языку начинается со второго класса и ведется по общеобразовательной программе. Поэтому к окончанию начальной школы уровень обученности детей с патологиями зрения должен соответствовать уровню обученности учащихся общеобразовательных школ.

Сложившаяся ситуация и определила то, что актуальность нашего исследования обусловлена тем, что обучение иностранному языку школьников с нарушениями зрения является малоизученной областью. Оно представляет собой проблему для учителя и стимулирует его творческий потенциал в связи с недостаточным теоретическим и практическим материалом. Таким образом, задачи нахождения новых методов и приемов в обучении детей с патологией зрения английскому языку являются особенно актуальными в современной системе образования.

Объект исследовательской работы — условия и особенности овладения лексико-грамматическим строем речи на английском языке детьми с нарушением зрения.

Предмет исследовательской работы — формирование практических умений и навыков у детей с патологией зрения в сфере накопления словарного запаса и его грамматически правильного использования в речи.

Цель исследования — разработка и обоснование наиболее эффективных методов для формирования лексических и грамматических навыков говорения при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения.

Исходя из поставленной цели, нами определены задачи исследовательской работы:

  1. Исследовать психолого-педагогические особенности учащихся с нарушением зрения.
  2. Проанализировать трудности овладения иноязычной речью у детей с нарушением зрения.
  3. Теоретически обосновать проблему выбора эффективных методов для формирования лексических и грамматических навыков при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения на основе анализа специальной литературы.
  4. Экспериментально апробировать и определить эффективность выбранных методов в процессе обучения школьников с нарушением зрения лексике и грамматике английского языка.

Гипотеза. Если в процессе обучения иностранному языку учащихся с нарушениями зрения разработать специальные упражнения, направленные на расширение объема слуховой памяти и произвольного внимания, а также применять эффективные средства наглядности, то активизируются не только компенсаторные механизмы усвоения иностранного языка слабовидящими школьниками, но и будет развиваться их познавательная активность и расширяться возможности использования английского языка как средства общения.

Методы исследования:

– эмпирические методы;

– психодиагностические методы;

– методы математической статистики.

Мы считаем, что проведенное нами исследование имеет практическую ценность с точки зрения пополнения методического багажа учителя, работающего со слабовидящими учащимися

Теоретическая часть нашего исследования была посвящена изучению особенностей развития детей с нарушениями зрения и их педагогическому сопровождению в процессе обучения иностранному языку.

Анализ особенностей развития детей с нарушениями зрения, а также причин возникновения дефектов зрения позволил нам дать развернутую психолого-педагогическую характеристику таких детей. Прежде всего, нас интересовали особенности учебной деятельности слабовидящих детей и связанные с ними задачи педагогического сопровождения Мы выявили факторы, влияющие на эффективность образовательного процесса при обучении этой категории учащихся и сделали вывод о том, что только правильная организация их педагогического сопровождения будет гарантией эффективности всего образовательного процесса.

Для успешной адаптации слабовидящих учащихся в социальной среде необходима целенаправленная работа по развитию речевых и коммуникативных навыков, основанная на исследованиях речевого и коммуникативного развития этих детей

Экспериментальная часть нашего исследования включала в себя апробацию и определение эффективности применения специально разработанных методов, приемов и средств наглядности для формирования лексических и грамматических навыков говорения и повышения уровня мотивации и интереса при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения.

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе Железногорской санаторной школы-интернат для детей нуждающихся в длительном лечении. В эксперименте участвовало 20 учащихся в возрасте 9-10 лет, имеющих различные нарушения зрения.

В экспериментальной группе уроки проводились с использованием различных видов наглядности, постоянной смены деятельности, физкультурных минуток для глаз, работы в группах и парах. Занятия в контрольной группе проводились в полном соответствии с рекомендациями УМК Биболетовой М.З. Дополнительная наглядность и специальные упражнения, направленные на коррекцию зрения, не использовались.

Рис. 1. Сравнительные показатели уровня сформированности лексических и грамматических навыков говорения по теме «Food»

Рис. 2. Сравнительные показатели уровня сформированности лексических и грамматических навыков говорения по теме «Food»

Из представленных таблиц и диаграмм очевиден эффект использования специальных упражнений и различных видов наглядности, при формировании лексических и грамматических навыков говорения у детей с нарушением зрения.

Таким образом, проведенная экспериментальная работа показала, что использование специально созданного блока упражнений для учащихся с дефектами зрения коренным образом улучшает успеваемость слабовидящих учащихся и служит развитию их речевой компетенции при обучении иностранному языку. Несомненно, это является главным достижением, которое предопределяет успешность всей дальнейшей работы с этой категорией учащихся. Проведенное нами теоретическое исследование и результаты педагогического эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Цель исследования — достигнута, задачи, поставленные в начале исследования, полностью решены.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушениями зрения, английскому языку, английскому языку учащихся, обучении английскому языку, нарушением зрения, грамматических навыков говорения, иностранному языку, зрения английскому языку, патологиями зрения, патологией зрения, слабовидящих учащихся, формирования лексических, иностранному языку учащихся, обучение английскому языку, обучения детей, нарушением зрения лексике, обучении иностранному языку, патологиями зрения должен, различными патологиями зрения, иностранному языку школьников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос