Нейробика как здоровьесберегающая технология в образовательном процессе
Автор: Наумова Нина Викторовна
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (5) апрель 2016 г.
Дата публикации: 30.03.2016
Статья просмотрена: 3045 раз
Библиографическое описание:
Наумова, Н. В. Нейробика как здоровьесберегающая технология в образовательном процессе / Н. В. Наумова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 2 (5). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/27/714/ (дата обращения: 17.12.2024).
Уверена, многие слышали или читали, что нервные клетки не восстанавливаются. Но в 1998 году группа американских учёных в ходе экспериментов впервые продемонстрировала, что у взрослых людей могут появляться новые нервные клетки. Было установлено, что причиной уменьшения наших умственных способностей с возрастом является не отмирание нервных клеток. Они уменьшаются по причине истощения дендритов, отростков нервных клеток, через которые проходят импульсы от одних нейронов к другим. Если дендриты периодически не стимулировать, то они атрофируются и теряют способность проводить нервные импульсы.
Ряд дальнейших экспериментов показал, нейронные сети, имеющиеся внутри взрослого человеческого мозга, способны меняться, хотя ранее считалось, что эта способность исчезает вместе с детством.
Находки учёных стали основой для новой теории головного мозга и разработки нейробики.
Можно сказать, что нейробика — это зарядка для ума. Разработчик нейробики — американский учёный, профессор нейробиологии Лоренс Кац — доказал, что при постоянном выполнении одной и той же задачи человеку становится труднее сконцентрироваться на новом материале, деле или проблеме. Однотипные дела приводят к ухудшению памяти и уменьшению концентрации внимания. Связь нейронов ухудшается, а это приводит к снижению умственных способностей.
Отличием данной методики от других можно назвать то, что в ней работают все пять чувств человека. Причём функционируют они непривычным для них образом. Это помогает мозгу создавать ассоциативные связи между разными видами информации. Основной принцип нейробики — каждый день привычную рутину разбавлять новыми впечатлениями, задействующими хотя бы один из органов чувств. Также смысл зарядки для ума заключается в выполнении необычным способом обычных действий.
Нейробические упражнения очень просты, заниматься ими может любой человек в любом возрасте, в любое время и в любом месте. Для выполнения упражнений не нужна какая-либо специальная подготовка.
Что же даёт нейробика человеку? И зачем она нужна современным ученикам?
Нейробика обостряет память и стимулирует работу мозга, когда нужно многое удержать в голове или выучить наизусть. Она помогает сосредоточиться на уроках и лучше усваивать новый материал.
С помощью нейробики ребёнок модифицирует своё поведение, вводя в мозг новую, неожиданную информацию и мобилизуя все органы чувств для активной деятельности на протяжении всего дня.
Для эффективной работы мозга очень важны ассоциации. Упражнения нейробики рассчитаны на то, чтобы создавать в мозгу новые ассоциации. Они заставляют человека видеть мир по-новому.
Для активизации мыслительной деятельности я предлагаю своим ученикам различные нейробические упражнения, которые в первую очередь характерны выполнением рутинных и привычных дел необычным и непривычным способом. Вот некоторые их них.
Меняйте привычные маршруты дороги до школы (в спортшколу, в магазин), по которым привыкли ходить каждый день, даже если они займут больше времени. Привычная дорога притупляет восприятие реальности. Ищите новые маршруты.
Знаете ли вы, сколько шагов проходите по пути от дома до остановки автобуса? Помните, какой рекламный щит весит возле супермаркета, в который вы заходите вечером за продуктами? А вы никогда не замечали, что по утрам в одно и тоже время вам постоянно встречаются одни и те же люди?
Так развивайте свою пространственную память!
Если вы правша, то всё, что вы обычно делаете правой рукой (причёсываетесь, чистите зубы, держите ложку во время еды и т. д.), попытайтесь делать левой. Если левша — правой. Каждый день по несколько строчек пишите левой рукой (ели вы правша), а левши — правой.
Данное упражнение отлично стимулирует проводящие пути и укрепляет связи между обоими полушариями мозга, что положительно сказывается на развитии интеллекта.
Задействовать новые цепочки нейронов помогут новые запахи. Попробуйте, проснувшись, разнообразить обычный запах утреннего кофе, понюхайте какой-нибудь новый аромат.
Вообще новые запахи и звуки — это новая информация для мозга, и он сразу же создаёт и запоминает комбинации шумов, ароматов и видов, которые встречаются вам по дороге в школу. Пусть на протяжении всего пути вас сопровождают запахи, которые нужно приготовить заранее. Для этого возьмите губку и нарежьте её на кубики 1,5х1,5 см. В небольшие пластмассовые коробочки, например от киндер-сюрприза положите по нескольку кубиков, капнув на них несколько капель духов или ароматического масла. Плотно закройте футляры и возьмите с собой.
В пути вам встречаются какие-либо интересные здания или другие примечательные объекты. Проходя мимо, откройте коробочку с одним из запахов и вдохните аромат в течение пары секунд, чтобы создать ассоциацию выбранного вами объекта с этим запахом. И теперь, когда вы будете проходить мимо этого места или уловите этот запах, ваш мозг активирует созданную ассоциацию. На следующий день выберете другой запах и другой объект.
Это упражнение позволит вам наравне с визуальной картой местности создать ещё и ароматическую карту. Кроме того, создание ассоциаций запахов с людьми, предметами и местами является эффективным методом запоминания.
Одно из важных упражнений нейробики — выполнение рутинных дел с закрытыми глазами или передвижение на ощупь. Это активизирует мало задействованные в повседневной жизни сенсорные участки головного мозга.
Научитесь печатать тексты по «слепому» десятипальцевому методу печати. Знание клавиатуры на ощупь даст вашему мозгу возможность работать по-другому. Вы интегрируете визуальные, пространственные и тактильные ощущения без принудительного завязывания глаз. А помимо этого, разовьёте навык скоростной фиксации информации, что даст возможность быстро фиксировать приходящие на ум мысли и значительно повысит ваше удовольствие от работы за компьютером.
Попробуйте построить модель парусника или автомобиля, закрыв один глаз. В этой ситуации мозг теряет восприятие глубины пространства и ему приходится полагаться только на ощущения, которые поступают от других органов чувств. Чтобы теперь точно подогнать мелкие детали друг к другу вам понадобиться осязание и навык ориентирования в двухмерной плоскости.
•Развивайте свои тактильные ощущения. Научитесь исключительно прикосновением пальцев различать монеты разного достоинства. Засуньте руку в карман и постарайтесь на ощупь определить, сколько и каких монет там лежит.
Если вы, допустим, едете в автобусе, закройте глаза и ощутите, как он движется. Его скорость, повороты и остановки. Послушайте «работу» автобуса: трение шин по асфальту, открывание дверей. Постарайтесь определить, в какой точке пути вы находитесь, и что сейчас вокруг вас.
Посоветуйте своим родителям, водящим машину, надеть во время езды на руки перчатки. Это притупляет чувство осязания и даёт возможность другим органам чувств активно включиться в работу. Можно разнообразить процесс вождения наждачной бумагой разной зернистости, закрепив её скотчем на руле или рычаге переключения скоростей. Или купить несколько чехлов для руля — один с тиснением, другой с бахромой, третий рифлёный — и чередовать их еженедельно.
Одним из лучших вариантов можно считать освоение системой письма и чтения для слепых (шрифт Брайля).
Чаще посещайте новые места и заводите новые знакомства. Если вы путешествуете, постарайтесь как можно больше узнать, увидеть и услышать.
Нейробика рекомендует овладеть чем-нибудь для себя новым и непростым. К вашим услугам видеокамера и телескоп, музыкальные инструменты и фотоаппарат, сноуборд, лыжи, коньки, стрельба из арбалета или лука, резьба по дереву, и множество других занятий, на которые можно обратить внимание.
Читайте новые журналы, газеты (обращайте внимание на статьи, которые вас раньше не интересовали) и книги.
Нейробика рекомендует обязательно читать книгу вслух. Почитайте вечером своим родителям или братьям-сёстрам.
Отвечая на вопросы, придумывайте нестандартные ответы.
Мои ученики ищут в интернете или сами придумывают интересные вопросы и задают их друг другу. Перед вами пример таких вопросов.
Готовьте новые блюда. Если пришли в кафе, закажите себе что-нибудь необычное, то, что вы никогда не пробовали.
Самостоятельно придумывайте новые анекдоты и шутки и обязательно делитесь ими со своими друзьями и знакомыми. Помимо того, что таким образом вы делаете зарядку для ума, вы ещё и занимаетесь развитием креативности и креативного мышления.
Попробуйте смотреть телевизор с выключенным звуком. При этом старайтесь понять, что происходит, воспроизвести диалог (монолог). А во время завтрака с родными можно заткнуть уши кусочками ваты. А поскольку большинство фраз за завтраком вам уже давно знакомы, попробуйте понять их без помощи слуха.
Хотя бы раз в неделю перекладывайте на новые места вещи или школьные принадлежности своём рабочем столе. Изменение расположения знакомых предметов, доступ к которым ранее не требовал участия мозга, активирует нейронные сети, отвечающие за ориентацию в пространстве, требует от осязательных и зрительных зон мозга дополнительной работы, чтобы откорректировать наше представление о рабочем пространстве с учётом внесенных изменений.
Изменение окружения не стоит ограничивать лишь предметами, можно поменять порядок выполнения обязательных задач. Например, попробуйте не проверять почту сразу после включения компьютера (если вы привыкли это делать), а сделать это только после выполнения другого намеченного на сегодня дела.
Ежедневно обновляйте фон компьютера. Будет ещё лучше, если вы перевернёте вверх ногами любимую фотографию, календарик или рабочий стол на экране компьютера.
Когда вы видите знакомую фотографию, расположенную в пространстве привычным образом, аналитическая часть мозга тут же присваивает ей ярлык и переводит ваше внимание на другие предметы или задачи. Когда же фотография расположена вверх ногами, она тут же становится головоломкой, и левому полушарию не удаётся моментально навестить ярлык, и в процесс анализа вынуждено включиться правое полушарие, чтобы интерпретировать видимый объект.
Рассматривание перевёрнутых объектов — одна из важнейших частей метода пробуждения способностей человека к рисованию.
Привожу ребятам один малоизвестный пример. Когда Стивен Спилберг обдумывал декорации для своего фильма «Ближние контакты третьего рода», он вышел полюбоваться на вид Лос-Анджелеса. Вдруг, повинуясь какому-то необъяснимому порыву, режиссер сделал стойку на голове прямо на крыше своего автомобиля. То, что ему открылось, стало идеей оформления фильма. Ибо с этого ракурса городской пейзаж сильно напоминал днище летающей тарелки. Вот так нейробика помогла великому режиссёру в съёмках фильма.
• Нейробиологи считают, что одежда воздействует на образ мыслей человека и его ощущения. Старайтесь сделать свой гардероб более разнообразным и не бойтесь менять имидж.
•Вносите разнообразие в свой досуг.
Мы, например, очень любим играть с ребятами в игру от Леонардо Да Винчи, которую можно смело отнести к нейробическим упражнениям.
Суть её проста и может быть передана всего в одном правиле: независимо от того, какие два предмета вы выберите, между ними всегда можно найти множество взаимосвязей. Находим эти взаимосвязи между такими не связанными между собой вещами как: ёж и искусственный спутник земли, или лягушка и подводная лодка.
Эту игру можно разнообразить, воспользовавшись словарём. Откройте словарь на любой странице, закройте глаза и выберите слово, затем запишите это слово и закройте словарь. Для нахождения второго слова следует повторить весь вышеописанный цикл.
Выстраивая ассоциативные связи между несвязанными предметами, мы активизируем в мозгу новые межклеточные связи или реанимируем старые, увеличивая эффективность, гибкость и мощность работы нашего мозга.
• Нейробика приветствует изучение любого иностранного языка. Ведь в процессе его изучения и использования задействуются практически все наши чувства. Знакомство с новым языком и, как следствие, с новой культурой, даёт нашему мозгу нескончаемый поток новых впечатлений и материала для работы и развития.
Один из вариантов — изучение языка жестов. Общение с помощью жестов потребует от ваших рук и участков головного мозга, отвечающих за их управление, сделать совершенно новое, ранее для них неизвестное — передать мысли другому человеку. А глазам необходимо научиться сопоставлять жесты с их значениями. Осваивая язык жестов, вы формируете в коре головного мозга новые связи, отвечающие за межличностную коммуникацию и лексический запас языка.
Иногда человек даже не подозревает, насколько автоматически он выполняет различные действия, насколько он предсказуем и просчитываем. Чтобы нейробика дала определённый эффект, необходимо регулярное выполнение упражнений. Нейробика должна являться необходимостью для вас, в какой-то мере стать частью вашей жизни. Главный принцип нейробики — постоянно меняться самому и изменять что-то вокруг себя. Тогда выполнение упражнений для развития мозга станет образом жизни.
Но это вовсе не означает, что нужно срочно сменить причёску, сегодня же распрощаться со всеми своими друзьями и отправиться на край света изучать пустынные территории. Новизна ради новизны — это не нейробика!
Для активизации работы клеток головного мозга вполне достаточно просто изменить свою жизнь в мелочах. При занятиях нейробикой, как и любыми другими упражнениями, необходима умеренность. Не нужно стремиться к тому, чтобы любой свой шаг сделать нейробическим. Вполне хватит нескольких упражнений в день. Будет здорово, если удастся изменить привычное для вас течение событий каким-нибудь неожиданным, нетривиальным путём!
И пусть для нашего тела будет аэробика, а для ума — нейробика! А в жизни всегда присутствуют новизна, яркие ощущения и позитив!
Литература:
- Кац Лоренс К., Рубин Мэннинг Нейробика: экзерсисы для тренировки мозга — Изд. «Попурри», 2014. — ISBN: 978–985–15–2259–6
- Кац Лоренс К., Рубин Мэннинг Фитнес для мозга — Изд. «Попурри», 2009. — ISBN 978–985–15–0706–7, 0–7611–1052–6
- Кац Лоренс К., Рубин Мэннинг Не дай своим мозгам засохнуть. Серия: Здоровье в любом возрасте — Изд. «Попурри», 2003. — ISBN: 0–7611–1052–6, 985–438–776–3
- http://fitnessbrain.ru/razvitie-mozga/neyrobica/neyrobika
- http://constructorus.ru/zdorovie/nejrobika.html#more-6141
- http://lisavika.ru/zdorove/24-nejrobika-uprazhnenija