Разработка технологической карты урока по теме «Обозначение согласных звуков [в] и [в’] на письме буквой В» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: разное

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (29) май 2023 г.

Дата публикации: 12.04.2023

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Москвина, Н. А. Разработка технологической карты урока по теме «Обозначение согласных звуков [в] и [в’] на письме буквой В» / Н. А. Москвина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 3 (29). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/249/8288/ (дата обращения: 16.11.2024).



ПУ: Представление о букве «В»

Технологические процедуры:

  1. Создание ситуации успеха

Основная задача этапа: создать положительную мотивацию у учащихся.

Учитель предлагает детям задание практического характера, которое они могут выполнить известным способом действия.

Требования к языковому материалу:

1. Слова должны состоять из уже изученных букв (А, Я, О, Ё, У, Ы, И, Э, Е, Л, М, Н, Р, Г, К, Д, Т,);

2. В словах не должно быть орфограмм;

3. Звуковой состав слова должен совпадать с его написанием;

4. Учащимся должно быть понятно лексическое значение слова;

5. Слова должны быть короткие.

Языковой материал: кукла, дым, море, Люда, мода, кино, укол, Гена, дядя, тётя.

Учитель: Ребята, давайте на доске запишем слова звуками и буквами и выясним, какую работу выполняют гласные буквы в каждом слове.

Ученики: Учащиеся выходят к доске по одному и выполняют задание.

  1. Введение учебно-практической задачи

Основная задача этапа: Создать интеллектуальный конфликт

Учащиеся пытаются выполнить задание практического характера известным способом действия, но у них не получается, поэтому возникает интеллектуальный конфликт.

Языковой материал : волны.

Ученики: Записывают слово «волны» в виде звуковой модели

Учитель: Что мы уже знаем?

Ученики: Мы знаем, какими буквами на письме обозначаются звуки [о], [л], [н], [ы]. Знаем, что гласные буквы О и Ы выполняют две работы — 1. Обозначают свой гласный звук и 2. Являются показателем твердости предыдущего согласного звука. И что есть другие гласные звуки, показатели мягкости предыдущего согласного звука (область знания).

Учитель: Ребята, в чем проблема?

Ученики: Мы не знаем, какой буквой обозначить первый звук в слове «волны» (область незнания)

  1. Формулирование учебной задачи

Основная задача этапа: Учащиеся формулируют учебную задачу.

Учитель организует работу так, чтобы учащиеся сами поставили учебную задачу.

Учитель: Что нам нужно будет узнать на этом уроке?

Ученики: Нам нужно узнать, какой буквой обозначается звук [в] на письме.

  1. Моделирование учебной задачи в знаковой, графической или буквенной форме

Основная задача этапа: Представить учебную задачу в виде знаковой модели, на которой будут отражены «область знания» и «область незнания».

Учитель: Давайте составим модель учебной задачи

(дети предлагают свои варианты и совместно с учителем выбирают подходящий).

Модель учебной задачи:

Ученики: На этой модели видно, какими буквами на письме обозначаются звуки [о], [л], [н], [ы], и что гласные буквы О и Ы выполняют две работы — 1. Обозначают свой гласный звук и 2. Являются показателем твердости предыдущего согласного звука. (область знания), но мы ещё не знаем какой буквой обозначить звук [в] (область незнания).

  1. Решение учебной задачи

Основная задача этапа: Выделить способ деятельности, который является предметом усвоения.

Учитель: Как вы думаете, как мы можем решить эту задачу?

Ученики: Мы можем найти букву для звука [в] в Алфавите.

СК: Алфавит

Учитель: Давайте попробуем. Ваня будет называть нам буквы, а вы остановите его, когда посчитаете нужным.

Ваня читает буквы, показывая на них карандашом, а ученики останавливают его на букве « В ».

Ученики: Эта буква нам подходит.

Учитель: Почему вы так решили?

Ученики: В названии этой буквы слышится звук [в]. На предметной картинке изображена ваза, а в этом слове отчетливо слышится звук [в], значит, мы можем обозначить звук [в] буквой «В». А также гласные буквы О и Ы выполняют две работы — 1. Обозначают свой гласный звук и 2. Являются показателем твердости предыдущего согласного звука.

Учитель: Хорошо. Давайте подставим эту букву в слово и прочитаем.

Ученики: ВОЛНЫ.

Учитель: У нас получилось найти букву для звука [в] в Алфавите?

Ученики: Да.

Учитель: Отлично! Давайте еще раз прочитаем получившееся слово все вместе.

Читают — волны.

  1. Моделирование решенной учебной задачи

Основная задача этапа: организовать деятельность учащихся по доработке модели УЗ

Учитель: Итак, как нам нужно скорректировать нашу модель?

Ученики: Мы сотрем знак вопроса и подставим вместо него букву В.

Учитель: Молодцы! У нас получилась готовая модель учебной задачи!

  1. Введение учебно-практической задачи

Основная задача этапа: Создать интеллектуальный конфликт

Учащиеся пытаются выполнить задание практического характера известным способом действия, но у них не получается, поэтому возникает интеллектуальный конфликт.

Языковой материал : вёдра.

Учитель: Хорошо, давайте запишем следующее слово «вёдра».

Ученики:Записывают слово «вёдра» в виде звуковой модели

Учитель: Что мы уже знаем?

Ученики: Мы знаем, какими буквами на письме обозначаются звуки [о], [д], [р], [а].

Знаем, что гласная буква А выполняет две работы — 1. Обозначает свой гласный звук и 2. Является показателем твердости предыдущего согласного звука. Гласная буква Ё — выполняет две работы — 1. Обозначает гласный звук [о] и 2. Является показателем мягкости предыдущего согласного звука. (область знания).

А еще, мы знаем, что парные по твёрдости — мягкости звуки могут обозначаться одной и той же буквой (область знания).

Учитель: Ребята, а почему у нас не получилось обозначить все звуки буквами?

Ученики: У нас снова проблема. Мы не знаем, какой буквой обозначить первый звук в слове «вёдра» (область незнания).

  1. Формулирование учебной задачи

Основная задача этапа: Учащиеся формулируют учебную задачу.

Учитель организует работу так, чтобы учащиеся сами поставили учебную задачу.

Учитель: Что нам нужно будет узнать на этом уроке?

Ученики: Нам нужно узнать, какой буквой обозначаются звук [в’] на письме.

  1. Моделирование учебной задачи в знаковой, графической или буквенной форме

Основная задача этапа: Представить учебную задачу в виде знаковой модели, на которой будут отражены «область знания» и «область незнания».

Учитель: Давайте составим модель учебной задачи (дети предлагают свои варианты и совместно с учителем выбирают самый подходящий).

Модель учебной задачи:

Ученики: На этой модели видно, какими буквами на письме обозначаются звуки [о], [д], [р], [а], и что звук [о] на письме обозначается буквой «Ё», потому что она выполняет две работы: 1. Обозначает гласный звук [о], 2. Является показателем мягкости предыдущего согласного звука. (область знания), но мы ещё не знаем какой буквой обозначить звук [в’] (область незнания).

  1. Решение учебной задачи

Основная задача этапа: Выделить способ деятельности, который является предметом усвоения.

Учитель: Как вы думаете, как мы можем решить эту задачу?

Ученики: Мы знаем, что мягкость предыдущего согласного может быть обозначена гласной буквой, которая выполняет две работы. В слове «вёдра» мы обозначили звук [о] буквой «Ё», потому что она: 1. Обозначает гласный звук [о], 2. Является показателем мягкости предыдущего согласного звука. И в алфавите на предметной картинке изображена ветка, а в этом слове отчетливо слышится звук [в’], значит, мы можем обозначить звук [в’] буквой «В».

Учитель: Какой вывод мы с вами можем сделать?

Ученики: Что первый звук [в’] в слове «вёдра» тоже можно обозначить буквой «В», потому что после него стоит гласный звук, который указывает на мягкость предыдущего согласного звука.

Учитель: Хорошо. Давайте подставим эту букву в слово и прочитаем.

Ученики: ВЁДРА.

Учитель: У нас получилось найти букву для звука [в’]?

Ученики: Да.

Учитель: Отлично! Давайте еще раз прочитаем получившееся слово все вместе.

Читают — вёдра.

  1. Моделирование решенной учебной задачи

Основная задача этапа: организовать деятельность учащихся по доработке модели УЗ

Учитель: Итак, как нам нужно скорректировать нашу модель?

Ученики: Мы сотрем знак вопроса и подставим вместо него букву В.

Учитель: Ребята, а почему нам подходит эта буква?

Ученики: Потому что в алфавите на предметной картинке изображена ветка, а в этом слове отчетливо слышится звук [в’], значит, мы можем обозначить звук [в’] буквой «В». И мягкость предыдущего согласного может быть обозначена гласной буквой, которая выполняет две работы. В слове «вёдра» мы обозначили звук [о] буквой «Ё», потому что она: 1. Обозначает гласный звук [о], 2. Является показателем мягкости предыдущего согласного звука.

Литература:

  1. Репкин, В. В. Букварь. 1 класс. Учебник. В 2-х частях. / В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, В. А. Левин. — Москва: Просвещение/Бином, 2022. — 112 c. — Текст: непосредственный. стр. 76

Похожие статьи

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Дифференциация звуков [Б]-[Б’]. Знакомство с буквой Б»

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе на тему «Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ»

Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Рь] с детьми старшего дошкольного возраста (малой подгруппой) на тему «В поисках буквы Р»

Непосредственно образовательная деятельность по развитию фонетико-фонематической стороны речи «Формирование представлений о звуках «З»-«ЗЬ»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизации звука [Л] в словах и в предложениях «В поисках клада»

Мастер-класс. Занятие в подготовительной речевой группе. Дифференциация звуков т — ть, д — дь в слогах, словах, предложениях

Занятие по обучению грамоте детей в коррекционной группе: дифференциация звуков К — Кь, Г — Гь в слогах, словах и предложениях

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л». «Наш гость Лунтик»

Буквы о-а в корнях -лаг-/-лож- (план-конспект урока русского языка в 5-м классе)

Похожие статьи

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Дифференциация звуков [Б]-[Б’]. Знакомство с буквой Б»

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе на тему «Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ»

Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Рь] с детьми старшего дошкольного возраста (малой подгруппой) на тему «В поисках буквы Р»

Непосредственно образовательная деятельность по развитию фонетико-фонематической стороны речи «Формирование представлений о звуках «З»-«ЗЬ»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизации звука [Л] в словах и в предложениях «В поисках клада»

Мастер-класс. Занятие в подготовительной речевой группе. Дифференциация звуков т — ть, д — дь в слогах, словах, предложениях

Занятие по обучению грамоте детей в коррекционной группе: дифференциация звуков К — Кь, Г — Гь в слогах, словах и предложениях

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л». «Наш гость Лунтик»

Буквы о-а в корнях -лаг-/-лож- (план-конспект урока русского языка в 5-м классе)

Задать вопрос