Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Патриотическое воспитание сельских школьников (из опыта работы)

Вопросы воспитания
03.03.2023
395
Поделиться
Библиографическое описание
Бабуева, Д. Д. Патриотическое воспитание сельских школьников (из опыта работы) / Д. Д. Бабуева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 2 (28). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/244/8146/.


Встатье раскрывается понятие «патриотическое воспитание» сельских школьников, его сущность, содержание, актуальные задачи на современном этапе. Раскрывается решение задач патриотического воспитания на примере МБОУ «Дульдургинская СОШ № 2». Подчеркивается роль классных часов в формировании патриотического сознания школьников.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание в сельской школе, этнопедагогика.

На современном этапе развития общества проблема воспитания подрастающего поколения актуальна. Особенно остро стоит вопрос патриотического воспитания школьников. Это подчеркивается в ряде государственных документов. Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится, что патриотическое воспитание должно включать в себя «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания» [1], в Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в качестве основных целей выдвигает развитие и последующее совершенствование системы патриотических чувств россиян [2]. В Федеральном государственном образовательном стандарте провозглашается воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения [3].

Специфика патриотическая воспитания школьников заключается в единении жителей всех возрастных и социальных групп, где сама атмосфера села пропитана историческим прошлым, которым нужно гордиться. Историческое прошлое нашего села является ориентиром для молодежи. Наличие богатой на события истории села, осознание значимости личности в историческом времени малой Родины и делает наших учащихся патриотами. Патриот села не может не стать патриотом страны. Моя задача как классного руководителя — полнее использовать потенциал истории села.

Духовно-нравственные ценности можно и нужно формировать в школе — это мнение бытует еще со времен великого ученого, наставника русских учителей, Д. К. Ушинского. Продуманное планирование программы воспитания обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. В МАОУ «Дульдургинская СОШ № 2» реализуется программа воспитания школьников, методологической основой воспитания в первую очередь становятся нормы и традиции народной культуры, представленные в разных аспектах: нравственно-этическом, культурно-историческом, этнокультурном. В ней утверждается: «Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания».

В жизни сельского школьника классный руководитель занимает второе по значимости место после родителей. При осуществлении воспитательной работы по патриотическому воспитанию в 10 классе учитываем возрастные особенности учащихся.

Приведем примеры из практики. Одна из основ формирования патриотизма в школе — глубокие и обширные знания о своей стране, ее богатом историческом прошлом и настоящем, которые учащиеся получают на уроках истории, обществознания, литературы и географии. Поэтому так значимы данные науки в патриотическом воспитании. Мы участвуем во всероссийских акциях, например, «Панфилов с нами». Участие в акции — это яркий пример того, как молодёжь включается в сохранение исторической памяти о священном подвиге поколения дедов и прадедов. Ребята с большим интересом посмотрели документальные фильмы «Имя Победы: Панфилов Иван Васильевич» и «Легенды армии. Иван Панфилов», прослушали отрывок из книги А. Бека «Волоколамское шоссе», прочитали самостоятельно отрывок и выполнили тестовые задания, ответили на вопрос «Что такое Родина?», написали мини-сочинение «Родина — это ты!». По окончании Акции некоторые ребята захотели выразить свои эмоции в иллюстрациях и рассказах о легенде армии Иване Панфилове.

Иван Васильевич Панфилов — известный военачальник Великой Отечественной войны, генерал-майор, Герой Советского Союза. И. В. Панфилов прославился во время боев за Москву осенью 1941 г. В районе Волоколамска. Проявив личную храбрость и героизм, Панфилов умело организовал сопротивление частей 316-й стрелковой дивизии наступлению вермахта на волоколамском направлении. Солдаты Панфилова стояли насмерть против превосходящих сил противника, удерживая позиции.

Для большинства ребят Родина — это родные и близкие люди, родной дом, родная школа, родное село, родная страна — Россия. «Родина — это многонациональный народ», «Родина внутри тебя», «надо защищать Родину в трудную минуту», «Родина — это ты. Это наш народ. Когда ты защищаешь себя — ты защищаешь Родину». «Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью: радоваться, когда у нее праздники, страдать, когда ей тяжело; не давать в обиду, когда на нее идут с оружием и защищать ее». «Я думаю, что ты можешь жить, где хочется, а там, где родился, там твоя Родина. Если ты защищаешь себя — значит ты защищаешь Родину». «Каждый человек любит свою Родину, в минуту опасности ее защищает, не жалея жизни», «Каждый солдат, каждый офицер Великой Отечественной войны — герой, ведь они сражались с фашистами, не жалея жизни».

Ребята изучают не только историю своей страны, но и историю своей семьи, участвуя в международной акции «Бессмертный полк», они уже знают, где воевал их прадед, в каких боях участвовал, какими медалями и орденами награжден. Этим воспитывается в них гордость за историю рода, семьи.

Важное место при реализации воспитательного плана класса занимает проектно-исследовательская деятельность, предполагающая «открытие» нового для школьника знания, в ходе выполнения которого они могут обращаться к учителям-предметникам. Учащиеся выбирают темы, близкие им по душе. Например, «Балдан Дугаров — человек-легенда» про уроженца села Алханай, воина-интернационалиста, участника военных действий в Демократической Республике Афганистан, награжденного медалями «За отвагу», орденом Красной Звезды.

В школе патриотическое воспитание происходит в единстве с проводимыми образовательными событиями, основой которых является проектная и коллективно-исследовательская деятельность.

Знакомим старшеклассников с литературным наследием наших земляков, писателей и поэтов Забайкалья: Н. Е. Пахомова, В. Балдоржиева, В. Казакова и др. Самая эффективная форма — мастер-класс. Для активизации внимания школьников используем современные цифровые технологии, разные методы и приемы, в том числе и визуализации: скетчи, сторителлинг, синквейн, снек-контент, буктрейлеры, литературные постеры, виммельбух, шебби-бук.

В дни праздника Белого месяца — Сагаалгаана — в школе проходит турнир «Шагай наадан». С 2022 года в Забайкалье, Республике Бурятия и Иркутской области начали возрождать народную игру «Баргай наадан». Доржиева Санжайла и Жаргалова Дари выбрали проект «Баргай наадан». Эта бурятская народная игра помогает не только формировать навыки XXI века, но и приобщать к народным традициям, к культуре своего народа и популяризовать ee. В школе на длинных переменах они рассказывают правила игры и показывают, как надо играть, чтоб не проиграть соперникам. Такие моменты очень ценны в воспитательном плане.

Приведем примеры форм организации воспитательного процесса в школе, как экскурсия в сельский краеведческий музей, Агинский национальный музей им. Гомбожаб Цыбикова, тематические виртуальные экскурсии, викторины, экскурсия в школьный Зал боевой славы, тематические выставки, уроки, классные часы, через которые красной нитью проходит мысль, что мы — граждане России.

Действительно, «проблема формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения, являясь комплексной и трудоемкой, приобретает особую педагогическую значимость, и ее решение в полном объеме затрагивает все уровни современного образования» [4].

Таким образом, разнообразная, разносторонняя работа классного руководителя, учителей-предметников помогают реализовать воспитательный план класса, способствует. Мы уверены, что, полюбив и познав свое село, край, страну — Родину, подрастающее поколение сможет обогатить ее в будущем, сделать привлекательнее. Учителя нашей школы показывают могущество России, раскрывают уникальность ее культуры, богатство природы и воспитывают к ним уважение.

Литература:

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / Москва. ИПО «Гарант», — 2015. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/566284989 (Дата обращения: 15.01. 2023 г.).
  2. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» / Москва. ИПО «Гарант», — 2020. https://base.garant.ru/71296398/ (Дата обращения: 15.01. 2023 г.)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / Москва. ИПО «Гарант», — 2020. Режим доступа: http://aero.garant.ru/internet/?utm_source=base&utm_medium=button&utm_content=Poluchit_demo&utm_campaign=knopka-v-shapke (Дата обращения: 15.01. 2023 г.).
  4. Антонова Ю. П. Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях и его практические аспекты/ Москва. МГППУ, — 2019. Режим доступа: http:// https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-v-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-i-ego-prakticheskie-aspekty/viewer (Дата обращения: 15.01. 2023 г.)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
патриотизм
патриотическое воспитание в сельской школе
этнопедагогика

Молодой учёный