Технологическая карта урока в 9 классе на тему «Свойства и применение серы»
Ховалыг Айдана Даш-ооловна, учитель химии
МБОУ «СОШ № 18 имени О. М-Д. Лопсана-Кендена г. Кызыла»
Предмет: химия
Класс: 9 класс
УМК: Химия, 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман_М.:Просвещение,2021.- 65–67 с.
Технологии, применяемые на уроке: технология критического мышления, коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность
Тема урока |
Свойства и применение серы |
Тип урока |
Комбинированный, урок изучения нового материала |
Цель урока |
используя проблемный подход, раскрыть взаимосвязь строения атома, свойств серы и ее применения в жизнедеятельности человека, химические свойства серы рассмотреть в свете окислительно-восстановительных реакций; расширить знания о значении химических элементов в формировании здорового организма. |
Планируемые результаты |
Личностные: —формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностную и гражданскую позицию через формирование химической базы знаний, на примере данной темы. Метапредметные: —организовать учебное взаимодействие в группе. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. Использовать мысленное моделирование, как знаковое моделирование. Предметные —владение учащимися ключевыми понятиями по теме урока. Флотация. Демеркуризация. Химические свойства серы. |
Основные понятия |
Флотация, демеркуризация. |
Межпредметные связи |
Биология (влияние соединений серы на организм), включение регионального компонента. |
Методы и приемы |
словесные (эвристическая беседа),наглядные (презентация), практические (демонстрационный — химический эксперимент, лабораторный опыт, выполнение поставленных задач);частично-поисковый, информационный, проблемный, использование ИКТ. |
Формы работы |
Индивидуальная, парная, фронтальная. |
Оборудование |
Химические стаканчики на 100 мл с водой, сера, шпатель, спиртовка, спички, пробирки, пробиркодержатель, палочки для перемешивания, штатив, кусочки натрия, цинковая пыль, компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме «Свойства и применение серы», учебник Г. Е. Рудзитис «Химия. 9 класс», видеоопыты, ПСХЭ, компьютер, штатив для пробирок, пробка с ложкой для сжигания, фарфоровые тигли, ступки с пестиками. |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Планируемые результаты |
1. Организационный момент |
Настраиваются на рабочий лад. |
Организация рабочего времени. Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. В жизни химия нужна, Как предмет она важна. И учить ее прилежно Постараемся сегодня. Учитель раздает листы с заданиями и таблицу. Проводит инструктаж по их использованию. |
Уметь выражать свои мысли, определение способов взаимодействия с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний (проверка домашнего задания и повторение пройденной темы) |
Учащиеся выполняют задание, после этого вместе с учителем проверяют правильность его выполнения. Ответы учащихся: 1.+2. +3. –4. +5. –6.-7. +8. –9. + 10. – |
Ребята, дома вы должны были прочитать параграф 17 и выполнить после этого параграфа вопросы и тестовые задания на стр. 64. Давайте проверим, как вы сделали домашнее задание. На листах, которые лежат у вас на парте выполним задание. Ваша задача прочитать написанные утверждения и либо согласиться с ними и поставить рядом знак + или не согласиться и поставить знак -. На доске тоже будут написаны те же самые утверждения, что и у вас. Вы делаете задание самостоятельно, затем мы проверим задание и обсудим ваши ответы, на выполнение задания 3 минуты. Лист-опросник «Да»или «Нет» (приложение 1) Контролирует правильность ответов. |
Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Развивать мотивы учебной деятельности. |
2. Мотивационный этап |
Включение учащихся в диалог. Выдвигают предположение о теме урока. Формулируют цель урока. Записывают тему урока в тетрадь. Оценивают себя. — О сере (Аржаана). —Свойства и применение серы. Целью урока является изучение свойств и применение серы (Чаяна). — На этом уроке мы изучим физические и химические свойства серы, нахождение в природе, его области применения. (Айрат) |
-Мы продолжаем изучение отдельных элементов VI группы главной подгруппы. Урок посвящен одному из самых интересных элементов этой группы. Показывает видеоролик. Содержание видеоролика: «Этот элемент и его соединения известны с глубокой древности. Хрупкое вещество желтого цвета, легко измельчается в порошок, легко плавится. Неметалл. Выходы этого желтого горючего вещества человек встречал в кратерах спящих вулканов. В Древнем Китае смесью этого вещества с натриевой селитрой и древесным углем- черным порохом наполняли бамбуковые трубки-прообраз современных ракет. Шло время… Человек научился добывать его из открытых карьеров и очищать его от пустой породы. С его помощью натуральный каучук превращается в резину, получают препараты от кожных заболеваний, спички и даже гипс на поломанной конечности». —Вы догадались, о каком химическом элементе и простом веществе идет речь? —Как можно сформулировать тему и цель нашего урока? — Правильно, молодцы! Сегодня мы посвятим наш урок изучению свойств и применение серы. Запишите в таблицу тему урока: Свойства и применение серы. Напишите свою фамилию и имя. |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. |
3. Первичное усвоение новых знаний. |
Чаяна выходит на доску и делает опыт. Он добавляет воду в стакан с серой. —Желтый, порошкообразный, практически не растворим в воде…
Ученики дают ответы. — Для серы характерны степени окисления -2, +4,+6.(Долума) —Окислитель и восстановитель. (Айрат) Учащиеся наблюдают эксперимент. Работают в парах. Проговаривают свои предположения о решении проблемных ситуаций выслушивают варианты товарища. Работают с таблицей ПСХЭ.
Сера с натрием 2Na + S = Na₂ S (Хургулек) Нg + S = Нg S (Мунзак)
Zn + S = Zn S (Айсуу) Об этом соединении серы упоминал А. С. Пушкин в своем стихотворении: «Тогда услышал я (о диво) запах скверный, как будто тухлое разбилося яйцо, иль карантинный страж курил жаровней серной, я нос себе зажав, отворотил лицо…» Далее учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакции в таблице, на «закрытой доске» ученик записывает уравнения реакций, затем учитель все проверяет. Серу применяют: — пиротехнике, — борьба с вредителями и заболеваниями растений — производство спичек — производство серной кислоты — в медицине .(Айрана) |
В течение всего урока вы будете работать на таблице, которая лежит перед вами ( приложение 2) . Начнем с физических свойств , как вы думаете, какими физическими свойствами может обладать сера? Лабораторный опыт 1 Демонстрация растворимости серы в воде. — Давайте добавим воды в стакан с серой, что наблюдаете? Хорошо, вы многое назвали правильно. Теперь давайте запишем в таблицу: — Сера- твердое вещество желтого цвета, плохо проводит тепло и электрический ток, в воде не растворяется. Знакомит с понятием «флотация». Явление несмачиваемости серы получило название флотация . Отсюда произошло название «флот». Корабли тоже плавают по воде, как частицы серы. Лабораторный опыт «Аллотропия серы» Из-за своей легкоплавкости сера из одной аллотропной модификации при нагревании может переходить в другую. Давайте посмотрим опыт, как кристаллическая сера превращается в пластическую серу. Теперь перейдем к химическим свойствам серы. — Какие степени окисления может проявлять сера в соединениях? Значит, сера в свободном состоянии может повышать свою степень окисления до +4 или до +6, или понижать степень окисления до -2. Как называется элемент, который понижает свою степень окисления и как называется элемент, который повышает свою степень окисления? —Хорошо, значит сера может проявлять как окислительные свойства, так и восстановительные свойства. У вас в таблице есть 2 графы, сера как окислитель и сера как восстановитель. Сейчас мы их с вами заполним. 1.Сера как окислитель взаимодействует с металлами, с образованием сульфидов металлов. Сера взаимодействует с водородом с образованием сероводорода. Давайте проведем лабораторные опыты взаимодействия серы с некоторыми металлами. Попробуйте самостоятельно записать уравнения реакций Na + S = … 2. Задача: В мед.кабинете был разбит градусник, и ртуть раскатилась по полу. Часть её собрали в сосуд, который закупорили, а несколько шариков закатилось в щель. Медик попросила учителя химии помочь обеззаразить помещение от пролитой ртути. Что будет делать учитель? Учитель знакомит с процессом демеркуризации — система специальных мероприятий по очищению помещений, емкостей и т. п. от разлитой ртути. Нg + S = … 3. Учитель демонстрирует опыт (взаимодействие серы с цинковой пылью) Zn + S =… Н₂ + S = Н₂S↑(газ с запахом тухлых яиц) Хорошо, а теперь запишем уравнения реакции, где сера проявляет восстановительные свойства: S + O₂ = SO₂ S + 3F₂ = SF₆ (подсказка, сера в соединении со втором проявляет максимальную СО = +6) Последний пункт нашей таблицы — это применение серы. Откройте учебники на стр. 66 и коротко запишите самостоятельно в таблицу где применяют серу. А затем вместе проверим. Показ слайдов «Применение серы»
Еще в нашей республике-республике Тыва есть аржаан Тарыс. Выходы его горячих вод содержат растворенный сероводрод, который помогает при многих болезнях, в том числе при хронических заболеваниях, болезнях эндокринной системы и системы кровообращения. |
Уметь применять знания, полученные ранее, строить логическую цепочку рассуждений, понимать и формулировать правила: флотация, демеркуризация. |
4–5. Первичное осмысление и закрепление знаний. |
Работа у доски по уравнениям реакций. Проверяют написанные ранее уравнения реакций. Дают названия соединениям серы. Составляют окислительно-восстановительные реакции. Оценивают себя. Ученики дают ответы. |
а) Давайте вернемся к химическим свойствам серы (проверка у доски написания уравнений учащимися). б) Дайте название образовавшимся соединениям серы. в) В каких реакциях сера проявляет окислительные свойства, а в каких восстановительные. Составьте электронный баланс. Сегодня мы много узнали о сере и ее физических и химических свойствах, давайте вспомним, что у нас сегодня было на уроке. Теперь мы накопили достаточный объем знаний и сможем справиться с заданиями формата ОГЭ (Вопросы на экране) (приложение 3) Хорошо, вы справились с этим заданием, а теперь сдайте, пожалуйста, ваши работы, на следующем уроке вы получите за них оценки. А сейчас оценки за работу на уроке. |
Умение применять «новые знания» на практике. |
6. Домашнее задание. |
Внимательно слушают инструктаж учителя |
Параграф 18, стр. 67 вопросы 1–3, тестовые задания. Индивидуальные задания: Подготовить сообщение с презентацией по темам: «Области применения серы» и «Биологическая роль серы». |
Осуществляют актуализацию полученных знаний. |
7. Рефлексия. |
Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы. Делают выводы, осуществляют самооценку достижений. |
Рефлексия «Ромашка Знаний» Запиши на лепестке, что запомнил. Приклей на доску к желтому кругу. Учитель зачитывает ответы, неправильные удаляет. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Спасибо всем за урок. |
Использовать полученные знания. Правильно излагать свои мысли. Уметь делать самостоятельные выводы. |
Литература:
- Химия, 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. М.:Просвещение,2021.- 65–67 с.
- Тесты по химии,9 класс/ Т. А. Боровских.-И.: Экзамен,2011.- 53–54 с.
- СD «Виртуальная лаборатория».