Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Технологическая карта урока в 9-м классе на тему «Свойства и применение серы»

Методическая копилка: конспекты и карты уроков
1
Поделиться
Библиографическое описание
Ховалыг, А. Д. Технологическая карта урока в 9-м классе на тему «Свойства и применение серы» / А. Д. Ховалыг. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 4 (26). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/229/7122/.


Технологическая карта урока в 9 классе на тему «Свойства и применение серы»

Ховалыг Айдана Даш-ооловна, учитель химии

МБОУ «СОШ № 18 имени О. М-Д. Лопсана-Кендена г. Кызыла»

Предмет: химия

Класс: 9 класс

УМК: Химия, 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман_М.:Просвещение,2021.- 65–67 с.

Технологии, применяемые на уроке: технология критического мышления, коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Тема урока

Свойства и применение серы

Тип урока

Комбинированный, урок изучения нового материала

Цель урока

используя проблемный подход, раскрыть взаимосвязь строения атома, свойств серы и ее применения в жизнедеятельности человека, химические свойства серы рассмотреть в свете окислительно-восстановительных реакций; расширить знания о значении химических элементов в формировании здорового организма.

Планируемые результаты

Личностные:

—формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностную и гражданскую позицию через формирование химической базы знаний, на примере данной темы.

Метапредметные:

—организовать учебное взаимодействие в группе. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. Использовать мысленное моделирование, как знаковое моделирование.

Предметные

—владение учащимися ключевыми понятиями по теме урока. Флотация. Демеркуризация. Химические свойства серы.

Основные понятия

Флотация, демеркуризация.

Межпредметные связи

Биология (влияние соединений серы на организм), включение регионального компонента.

Методы и приемы

словесные (эвристическая беседа),наглядные (презентация), практические (демонстрационный — химический эксперимент, лабораторный опыт, выполнение поставленных задач);частично-поисковый, информационный, проблемный, использование ИКТ.

Формы работы

Индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование

Химические стаканчики на 100 мл с водой, сера, шпатель, спиртовка, спички, пробирки, пробиркодержатель, палочки для перемешивания, штатив, кусочки натрия, цинковая пыль, компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме «Свойства и применение серы», учебник Г. Е. Рудзитис «Химия. 9 класс», видеоопыты, ПСХЭ, компьютер, штатив для пробирок, пробка с ложкой для сжигания, фарфоровые тигли, ступки с пестиками.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

1. Организационный момент

Настраиваются на рабочий лад.

Организация рабочего времени. Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

В жизни химия нужна,

Как предмет она важна.

И учить ее прилежно

Постараемся сегодня.

Учитель раздает листы с заданиями и таблицу. Проводит инструктаж по их использованию.

Уметь выражать свои мысли, определение способов взаимодействия с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний (проверка домашнего задания и повторение пройденной темы)

Учащиеся выполняют задание, после этого вместе с учителем проверяют правильность его выполнения.

Ответы учащихся:

1.+2. +3. –4. +5. –6.-7. +8. –9. +

10. –

Ребята, дома вы должны были прочитать параграф 17 и выполнить после этого параграфа вопросы и тестовые задания на стр. 64.

Давайте проверим, как вы сделали домашнее задание.

На листах, которые лежат у вас на парте выполним задание. Ваша задача прочитать написанные утверждения и либо согласиться с ними и поставить рядом знак + или не согласиться и поставить знак -. На доске тоже будут написаны те же самые утверждения, что и у вас. Вы делаете задание самостоятельно, затем мы проверим задание и обсудим ваши ответы, на выполнение задания 3 минуты.

Лист-опросник «Да»или «Нет» (приложение 1)

Контролирует правильность ответов.

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Развивать мотивы учебной деятельности.

2. Мотивационный этап

Включение учащихся в диалог. Выдвигают предположение о теме урока. Формулируют цель урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Оценивают себя.

— О сере (Аржаана).

—Свойства и применение серы. Целью урока является изучение свойств и применение серы (Чаяна).

— На этом уроке мы изучим физические и химические свойства серы, нахождение в природе, его области применения. (Айрат)

-Мы продолжаем изучение отдельных элементов VI группы главной подгруппы. Урок посвящен одному из самых интересных элементов этой группы.

Показывает видеоролик. Содержание видеоролика: «Этот элемент и его соединения известны с глубокой древности. Хрупкое вещество желтого цвета, легко измельчается в порошок, легко плавится. Неметалл. Выходы этого желтого горючего вещества человек встречал в кратерах спящих вулканов. В Древнем Китае смесью этого вещества с натриевой селитрой и древесным углем- черным порохом наполняли бамбуковые трубки-прообраз современных ракет.

Шло время… Человек научился добывать его из открытых карьеров и очищать его от пустой породы. С его помощью натуральный каучук превращается в резину, получают препараты от кожных заболеваний, спички и даже гипс на поломанной конечности».

—Вы догадались, о каком химическом элементе и простом веществе идет речь?

—Как можно сформулировать тему и цель нашего урока?

— Правильно, молодцы! Сегодня мы посвятим наш урок изучению свойств и применение серы. Запишите в таблицу тему урока: Свойства и применение серы. Напишите свою фамилию и имя.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

3. Первичное усвоение новых знаний.

Чаяна выходит на доску и делает опыт. Он добавляет воду в стакан с серой.

—Желтый, порошкообразный, практически не растворим в воде…

C:\Users\PRO100\Desktop\img34.jpg

C:\Users\PRO100\Desktop\img13.jpg

Ученики дают ответы.

— Для серы характерны степени окисления -2, +4,+6.(Долума)

—Окислитель и восстановитель. (Айрат)

Учащиеся наблюдают эксперимент. Работают в парах. Проговаривают свои предположения о решении проблемных ситуаций выслушивают варианты товарища. Работают с таблицей ПСХЭ.

C:\Users\PRO100\Desktop\img4.jpg

Сера с натрием

2Na + S = Na₂ S (Хургулек)

Нg + S = Нg S (Мунзак)

C:\Users\PRO100\Desktop\opv07qUb6ks.jpg

Zn + S = Zn S (Айсуу)

Об этом соединении серы упоминал А. С. Пушкин в своем стихотворении:

«Тогда услышал я (о диво) запах скверный,

как будто тухлое разбилося яйцо,

иль карантинный страж курил жаровней серной,

я нос себе зажав, отворотил лицо…»

Далее учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакции в таблице, на «закрытой доске» ученик записывает уравнения реакций, затем учитель все проверяет.

Серу применяют:

— пиротехнике,

— борьба с вредителями и заболеваниями растений

— производство спичек

— производство серной кислоты

— в медицине .(Айрана)

В течение всего урока вы будете работать на таблице, которая лежит перед вами ( приложение 2) .

Начнем с физических свойств , как вы думаете, какими физическими свойствами может обладать сера?

Лабораторный опыт 1 Демонстрация растворимости серы в воде.

— Давайте добавим воды в стакан с серой, что наблюдаете?

Хорошо, вы многое назвали правильно. Теперь давайте запишем в таблицу:

— Сера- твердое вещество желтого цвета, плохо проводит тепло и электрический ток, в воде не растворяется.

Знакомит с понятием «флотация».

Явление несмачиваемости серы получило название флотация . Отсюда произошло название «флот». Корабли тоже плавают по воде, как частицы серы.

Лабораторный опыт «Аллотропия серы»

Из-за своей легкоплавкости сера из одной аллотропной модификации при нагревании может переходить в другую.

Давайте посмотрим опыт, как кристаллическая сера превращается в пластическую серу.

Теперь перейдем к химическим свойствам серы.

— Какие степени окисления может проявлять сера в соединениях?

Значит, сера в свободном состоянии может повышать свою степень окисления до +4 или до +6, или понижать степень окисления до -2.

Как называется элемент, который понижает свою степень окисления и как называется элемент, который повышает свою степень окисления?

—Хорошо, значит сера может проявлять как окислительные свойства, так и восстановительные свойства.

У вас в таблице есть 2 графы, сера как окислитель и сера как восстановитель.

Сейчас мы их с вами заполним.

1.Сера как окислитель взаимодействует с металлами, с образованием сульфидов металлов. Сера взаимодействует с водородом с образованием сероводорода.

Давайте проведем лабораторные опыты взаимодействия серы с некоторыми металлами.

Попробуйте самостоятельно записать уравнения реакций

Na + S = …

2. Задача: В мед.кабинете был разбит градусник, и ртуть раскатилась по полу. Часть её собрали в сосуд, который закупорили, а несколько шариков закатилось в щель. Медик попросила учителя химии помочь обеззаразить помещение от пролитой ртути. Что будет делать учитель?

Учитель знакомит с процессом демеркуризации — система специальных мероприятий по очищению помещений, емкостей и т. п. от разлитой ртути.

Нg + S = …

3. Учитель демонстрирует опыт (взаимодействие серы с цинковой пылью)

Zn + S =…

Н₂ + S = Н₂S↑(газ с запахом тухлых яиц)

Хорошо, а теперь запишем уравнения реакции, где сера проявляет восстановительные свойства:

S + O₂ = SO₂

S + 3F₂ = SF₆ (подсказка, сера в соединении со втором проявляет максимальную СО = +6)

Последний пункт нашей таблицы — это применение серы.

Откройте учебники на стр. 66 и коротко запишите самостоятельно в таблицу где применяют серу. А затем вместе проверим.

Показ слайдов «Применение серы»

Еще в нашей республике-республике Тыва есть аржаан Тарыс. Выходы его горячих вод содержат растворенный сероводрод, который помогает при многих болезнях, в том числе при хронических заболеваниях, болезнях эндокринной системы и системы кровообращения.

Уметь применять знания, полученные ранее, строить логическую цепочку рассуждений, понимать и формулировать правила: флотация, демеркуризация.

4–5. Первичное осмысление и закрепление знаний.

Работа у доски по уравнениям реакций.

Проверяют написанные ранее уравнения реакций.

Дают названия соединениям серы.

Составляют окислительно-восстановительные реакции.

Оценивают себя.

Ученики дают ответы.

а) Давайте вернемся к химическим свойствам серы (проверка у доски написания уравнений учащимися).

б) Дайте название образовавшимся соединениям серы.

в) В каких реакциях сера проявляет окислительные свойства, а в каких восстановительные. Составьте электронный баланс.

Сегодня мы много узнали о сере и ее физических и химических свойствах, давайте вспомним, что у нас сегодня было на уроке.

Теперь мы накопили достаточный объем знаний и сможем справиться с заданиями формата ОГЭ (Вопросы на экране) (приложение 3)

Хорошо, вы справились с этим заданием, а теперь сдайте, пожалуйста, ваши работы, на следующем уроке вы получите за них оценки. А сейчас оценки за работу на уроке.

Умение применять «новые знания» на практике.

6. Домашнее задание.

Внимательно слушают инструктаж учителя

Параграф 18, стр. 67 вопросы 1–3, тестовые задания.

Индивидуальные задания: Подготовить сообщение с презентацией по темам: «Области применения серы» и «Биологическая роль серы».

Осуществляют актуализацию полученных знаний.

7. Рефлексия.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы.

Делают выводы, осуществляют самооценку достижений.

Рефлексия «Ромашка Знаний»

Запиши на лепестке, что запомнил. Приклей на доску к желтому кругу.

Учитель зачитывает ответы, неправильные удаляет.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Спасибо всем за урок.

Использовать полученные знания. Правильно излагать свои мысли. Уметь делать самостоятельные выводы.


Литература:

  1. Химия, 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. М.:Просвещение,2021.- 65–67 с.
  2. Тесты по химии,9 класс/ Т. А. Боровских.-И.: Экзамен,2011.- 53–54 с.
  3. СD «Виртуальная лаборатория».
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный