Формирование успешности первоклассников как фактор становления эмоционального благополучия личности | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Былков, А. В. Формирование успешности первоклассников как фактор становления эмоционального благополучия личности / А. В. Былков, О. М. Былкова, О. Н. Приезжих, Е. Ш. Румянцева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 3 (25). — С. 1-8. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/222/7290/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье представлен опыт создания ситуаций успешности ребёнка в процессе его вхождения в школьную жизнь, раскрываются способы обеспечения э моционального благополучия первоклассников.

Ключевые слова: начальный этап обучения в школе, успешность, эмоциональное благополучие, созидательное сообщество детей и взрослых.

Начальный этап обучения в школе, связанный с освоением ребёнком новой социальной ситуации развития, сопровождается сложным процессом психологической адаптации и предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

– самопринятие ребёнком себя в новой социальной роли ученика;

– становление учебной деятельности, в первую очередь, осмысленного принятия учебных задач, что равнозначно началу обретения автономии и самостоятельности ребёнка;

– освоение первоклассником новых форм учебного сотрудничества как в отношениях с учителем, так и в отношениях со сверстниками-одноклассниками [2].

Основу успешного освоения и реализации учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьного возраста составляет психологическая адаптация. В этом аспекте важнейшую роль играют семья и школа, как факторы, обеспечивающие условия, необходимые для успеха этого процесса.

Цель нашего исследования заключается в выявлении особенностей взаимосвязи успешности начального этапа обучения ребенка в школе и переживания им состояния эмоционального благополучия.

По нашему предположению, понятия «эмоциональное благополучие» и «успешность» — это два взаимообусловленных психологических состояния. Успешность ребенка, особенно на начальном этапе обучения в школе, выступает, по нашему мнению, самым главным фактором его эмоционального (психологического) благополучия.

Эмоциональное благополучие в психологической науке определяется как комплекс аффективных переживаний, включая счастье, удовлетворенность жизнью и баланс положительных и отрицательных эмоций, где превалируют положительные эмоции. Опираясь на исследования О. А. Карабановой, мы выделяем следующие составляющие эмоционального (психологического) благополучия младшего школьника — позитивные отношения в форме сотрудничества в совместной учебной деятельности с учителем и сверстниками, самопринятие, выражением которого является внутренняя позиция школьника как самоидентификация с социальной ролью ученика; компетентность как владение средствами учебной деятельности и автономность как ее самостоятельная реализация, значимые цели в форме осмысленного принятия целей учебной деятельности, личностный рост, отражаемый в содержании и темпе индивидуального прогресса в личностной и метакогнитивной сфере развития [2].

Успешность как психолого-педагогическая категория рассматривается через осмысление психологического содержания феномена «успех» и его производного понятия «успешность». Успех — это положительный результат деятельности субъекта, ориентированного на достижение значимых для него целей, не противоречащих общепринятым социальным нормам и ориентирам. Стремление к успеху как фундаментальная потребность человека отражает желание человека быть отмеченным или признанным обществом, получить высокую оценку своих действий и результатов. А успешность описывается как состояние, являющееся результатом или предвкушением достижения успеха, как благоприятный или благополучный исход деятельности. Оба термина отражают позитивные ожидания, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, переживаемых человеком, связанных с достижением желаемого результата [1].

Психолого-педагогический ракурс рассмотрения понятия «успешность» высвечивает его толкование как особого эмоционального состояния ученика, которое выражает его личное отношение (переживание) к деятельности или ее результатам. Ощущение успешности школьников в обучении сопровождается интересом к учению, способствуют проявлению творчества в усвоении учебного содержания, развивает адекватную самооценку и оценку результатов своей деятельности, создаёт предпосылки для дальнейшего развития личности.

Педагогическое обеспечение формирования успешности первоклассников, на наш взгляд, должно быть связано как с дидактическими сторонами деятельности учителя начальных классов, так и с воспитательными аспектами педагогического процесса по созданию созидательного сообщества детей и взрослых. На стратегию и тактику взаимодействия с детьми и тем самым на формирование успешности младшего школьника оказывают влияние объективные представления педагогов и родителей о трудностях ребенка в период вхождения его в школьную жизнь, и о том, какая помощь необходима воспитаннику.

Здесь, отправной точкой в принятии педагогически оправданных решений для нас выступают результаты исследования готовности детей к обучению в школе. Без получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению невозможно оценить динамику образовательных достижений учащихся начальных классов. С учетом того, что «… именно учителя ответственны за навигацию в школьной жизни и организацию учебной деятельности первоклассников, искажение ими реальной картины вхождения ребенка в школьную действительность может стать причиной школьной дезадаптации» [2].

Так, в Хабаровском крае, ежегодно проводится мониторинговое исследование «Оценка образовательных достижений учащихся в начале 1 класса». Обследование готовности первоклассника к обучению в школе включает методики: «Образная память», «Изучение саморегуляции», «Образец и правило», «Графический диктант», «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «Распознавание эмоций», «Самооценка». Результатом комплексного обследования является индивидуальный профиль готовности первоклассника к обучению в школе.

Данные, полученные при формировании показателей готовности ребенка к школе, сообщаются родителям и используются ими для оказания поддержки своим детям в обучении. Учителя извлекают информацию для определения общего уровня развития учащихся, их способности воспринимать и выполнять инструкции, уровня их самостоятельности, сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, для выделения группы детей, у которых высокий риск затруднений на начальных этапах обучения и оказания им индивидуальной помощи.

Так, например, методика «Графический диктант» позволяет определить, насколько точно ребёнок может выполнять требования взрослого, воспринимать данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу. Успешность выполнения заданий зависит от того, имеет ли ребенок опыт фронтального обучения в дошкольном образовательном учреждении.

Основной причиной, обусловившей проблемы, возникающие при выполнении заданий по данной методике, является неготовность следовать за указанием взрослого, непонимание правила, что привело к ошибкам при выполнении заданий. Дети, не выполнившие задания, могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу.

С такими детьми полезно проводить групповые игры, направленные на развитие умения внимательно слушать других и выполнять требуемые действия. Например, игра «Я и мои друзья». Играющие садятся или становятся в круг. При слове «Я», произносимом ведущим, каждый хлопает себя по коленям, а, услышав «Мои друзья», касается обеими руками плеч или коленей своих соседей. Эти слова произносятся в определенном ритме с той скоростью, которая нравится участникам.

С помощью другой методики «Образец и правило» проверяется умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила. Методика предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т. е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка в сложной системе требований, моделирующей процесс школьного обучения.

Основными причинами недостаточно высоких результатов выполнения задания по данной методике можно считать следующие: «потеря» сразу двух условий задания; отказ от выполнения задания (ученик «не принимает» учебную задачу); несформированность навыков самоконтроля.

В данной ситуации мы предлагаем детям такие игры, как, например, «Сохрани слово в секрете». Условия игры: «Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их чётко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов — это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, ты должен хлопнуть в ладоши». Может быть использован следующий перечень слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга, машина, одежда, роза, астра, тетрадь.

Обучение в начальной школе — важный период становления личности, где от деятельности классного руководителя зависит очень многое. Это и становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности; развитие коммуникативных навыков ребенка; это и умение учиться. Однако, инициативность и самостоятельность невозможно вырастить с помощью репродуктивных методов работы; коммуникативные навыки не вызревают «сами по себе» без включения ребенка в различные сферы коммуникаций — «ученик-ученик», «ребенок-учитель», «ребенок-родитель» и т. д. Поэтому, главными педагогическими задачами на начальном этапе работы с детьми мы определили следующие: обеспечение эмоциональной поддержки каждому первокласснику; организацию сотрудничества со сверстниками и взрослыми как источник мотивации; развитие системы коммуникаций, выступающих источником развития децентрации — способности понимать другого человека, действовать с его позиции.

Предполагаем, что решение этих задач приведёт к созданию некой общности, которую можно определить одним смыслообразующим понятием — созидательное сообщество детей и взрослых . Созидательное сообщество должно быть педагогически организованным, должно характеризоваться естественностью поведения, взаимопониманием, доверием, стремлением созидательно решать определенные личностно значимые проблемы. Учитель выступает «модератором» такого сообщества и строит свою деятельность на основе педагогической программы, принятой детьми и взрослыми.

Инструментом создания созидательного сообщества детей и взрослых мы считаем программу воспитательной работы класса. К традиционным разделам, которые реализует учитель начальных классов, мы добавили ещё два («Моя родословная» и «Моя малая Родина»). Реализация данных разделов программы возможна только при помощи родителей.

Опыт посещения школьных родительских собраний показывает, что традиционная схема собрания, когда родители не видят глаза друг друга, а речь учителя превращается в назидательный монолог, не приносят ощущение удовлетворения, комфортности и пользы. Поэтому, нами поставлена цель — при работе с родителями использовать интерактивные формы проведения собраний, создавать положительный настрой на взаимодействие, ситуации диалога, обмена опытом семейного воспитания, что также выступает фактором формирования созидательного сообщества родителей.

Первым родительским собранием в 1 классе является собрание на тему «Адаптация первоклассников к школе». Эффективной формой его проведения в интерактивном режиме в нашем опыте является «Круглый стол». При проведении собрания положительно зарекомендовали себя такие приёмы, как:

  1. Энергизатор «Поздоровайтесь нетрадиционно»: «Поздоровайтесь с присутствующими, но не говорите традиционное «Здравствуйте!», а поприветствуйте друг друга как-нибудь особенно» (учитель начинает первым).
  2. Энергизатор «Расскажи мне о себе»: «Представьте любую информацию о себе, чтобы вас запомнили».
  3. Эксперимент «Все мы разные — и в этом наше богатство». На столе у вас листы бумаги. Нарисуйте солнышко с 7 лучами. Скажите, пожалуйста, можете ли вы назвать хотя бы 2 одинаковых солнышка? (Нет). А почему? (Высказывают мнение). Мы — взрослые люди, при одинаковых условиях, делаем всё по-разному, а как тогда могут делать дети в классе. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!
  4. Эксперимент «Хлопок » . Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Не получается, нужна вторая ладошка. Я предлагаю вам альянс и готова дать вторую ладошку. Одна ладонь — вы, другая — я. Давайте попробуем! Я заметила, что вы улыбались и желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем делать «хлопок» в жизни! Помните, каким бы профессиональным не был ваш учитель, никогда без вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.
  5. Работа в группах . Участники каждой группы становятся жителями волшебной страны под названием «Школа без проблем», где живут рядом три народа, с одной стороны очень близких друг другу, с другой — отличающихся друг от друга. Первый народ не испытывает недостатка в познавательной сфере; второй — научился жить в будни и выходные по такому режиму, который помогает учиться; третий — умеет правильно организовать выполнение домашнего задания. Вам необходимо придумать название города и нарисовать его на листе бумаги. Можно использовать различные символы. После выполнения сделать презентацию своего города.
  6. Энергизатор «Солнечный микрофон». По кругу передается «солнечный микрофон». В него можно высказать только позитивные чувства, эмоции, которые возникли у вас. Если эмоции отрицательные, вы просто передаете микрофон следующему.

Таким образом, посредством использования специальных дидактических заданий в учебном процессе, основанных на учете наличного уровня готовности учащихся к обучению в школе, организации специальной деятельности учителя по формированию созидательного сообщества детей и взрослых, создаётся ситуация успешности ребенка в процессе его вхождения в школьную жизнь, приводящая к становлению эмоционального благополучия.

Литература:

  1. Дворецкая М. Я. Образ успешности в современных психологических исследованиях / М. Я. Дворецкая, А. Б. Лощакова // Интернет-журнал «Мир науки», 2016, Том 4, № 2. — Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN216.pdf. — Дата обращения — 26 января 2022 г.
  2. Карабанова О. А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников / О. А. Карабанова // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24. — № 5. — C. 16–26.

Ключевые слова

успешность, эмоциональное благополучие, начальный этап обучения в школе, созидательное сообщество детей и взрослых
Задать вопрос