Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания
Автор: Курьянович Ольга Викторовна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (23) январь 2022 г.
Дата публикации: 31.12.2021
Статья просмотрена: 494 раза
Библиографическое описание:
Курьянович, О. В. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания / О. В. Курьянович. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 1 (23). — С. 15-21. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/212/6966/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье рассматривается технология развития критического мышления в обучении при реализации ФГОС ООО. Представлено использование приёмов технологии критического мышления на уроках обществознания.
Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, стадии технологии критического мышления, приемы технологии развития критического мышления.
Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от педагога абсолютно нового подхода к организации обучения. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся [5].
Приоритетным становится личностное развитие учеников, раскрытие их способностей. Обучающийся должен самостоятельно получать знания, а в дальнейшем умело использовать их в повседневной жизни. В связи с этим педагог использует инновационные методы обучения. Одной из таких инноваций является технология развития критического мышления.
Критическое мышление — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией [1, с. 5].
Следовательно, цель данной технологии — развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Основная идея заключается в создании такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства, или мнения об окружающем мире [3].
В технологии развития критического мышления выделяют три основных этапа (стадии): вызов, осмысление, рефлексия.
На стадии вызова у обучающихся активизируются уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, возникает мотивация для дальнейшей работы, определяются цели и задачи для изучения новой темы. На данной стадии можно использовать следующие приемы и методы: «понятийное колесо», «корзина идей», «дерево предсказаний», «верные и неверные утверждения», «перепутанные логические цепочки» и др.
Стадия осмысления включает непосредственную работу с новой информацией, постепенное продвижение от старого к новому знанию. Происходит формирование собственной позиции обучающегося. Возможны такие методы и приемы, как: «инсерт» — маркировка с использованием значков: «v», «+», «-», «?» (ставятся справа на полях во время чтения), заполнение таблиц (знаю, хочу узнать, узнал), «фишбоун», чтение с остановками и др.
Третья стадия — рефлексии (размышления). На этом этапе происходит окончательное усвоение нового материала и формирование аргументированных представлений о исследуемом (изучаемом) объекте. Основой рефлексии является анализ учащимися эффективности собственных мыслительных операций [2].
Возможные приемы и методы на данной стадии: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, ромашка вопросов или ромашка Блума, различные виды дискуссий, синквейн, эссе и др.
Остановлюсь на некоторых приемах технологии развития критического мышления, которые использую в преподавании обществознания в 7 классе.
На стадии вызова часто задействую прием «Понятийное колесо». В центре ребята выделяют ключевое слово — новое понятие урока, вокруг него предлагаю записать слова-ассоциации. При изучении темы «Конституция Российской Федерации» обучающиеся составляют, например, такое «понятийное колесо»:
Удачным для применения на любом этапе урока считаю прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы. Сначала суворовцы выясняют, какие вопросы являются «тонкими», а какие «толстыми». Затем составляют «тонкие» вопросы, т. к. их придумывать легче. Следующее задание: обучающиеся должны самостоятельно составить «толстые» вопросы по материалу параграфа. Так по теме «Человек в обществе: труд и социальная лестница» «тонкие» и «толстые» вопросы могут быть следующими:
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
1. Что означает понятие «социальная лестница»? |
1. Согласны ли вы, что образование влияет на переход к более высокой ступени социальной лестницы? |
2. Кого можно назвать мастером? |
2. Объясните, что означает выражение «Мастер — золотые руки»? |
3. Что такое квалификация? |
3. В чем разница между малоквалифицированным и высококвалифицированным трудом? |
4. Что понимается под производительностью труда? |
4. Предположите, как квалификация работника может влиять на производительность труда? |
После выполнения задания суворовцы работают в парах: обмениваются тетрадями, проверяют, правильно ли сформулированы вопросы, задают их друг другу, внимательно выслушивают одноклассника, оценивают ответы. Как вариант — вопросы одноклассников оценивает группа «экспертов»-суворовцев.
Способом графической организации материала является прием «Кластер». Данный прием позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. В качестве примера представляю составление кластера по теме «Экономика и ее основные участники». Учитель выстраивает работу следующим образом:
- Изучение материала параграфа, новых понятий.
- Составление кластера по теме.
- Конкурс кластеров среди суворовцев.
- Присуждение звания «За лучший кластер»
Пример кластера «Экономика и ее основные участники»:
Прием «Синквейн» использую на стадии рефлексии.«Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как способ синтеза материала. Это творческое задание позволяет даже слабым обучающимся понять самое важное, а представление выполненных синквейнов перед одноклассниками позволяет им повысить самооценку. Приведу примеры синквейнов, которые составили обучающиеся по темам: «Экономика и ее основные участники», «Производственная деятельность человека», «Домашнее хозяйство», «Бедность и богатство»:
1. Доход 2. Фиксированный, переменный 3. Получать, увеличивать, распределять 4. Нужен для семьи 5. Прибыль |
1. Прибыль 2. Огромная, обязательная 3. Приходит, радует, повышается 4. Необходима для работников и государства 5. Доходы |
1. Бизнес 2. Постоянный, семейный 3. Помогает, решает, выручает 4. Бюджет — опора семьи 5. Доходы |
1. Бизнес 2.Результативный, убыточный 3. Удовлетворяет, улучшает, делает 4. Бизнес проверяет человека 5. Деньги |
1. Бюджет 2. Малый, большой 3. Составлять, распределять, тратить 4. Бюджет — это общие деньги 5. Кошелёк |
1. Бюджет 2. Постоянный, семейный 3. Помогать, делать, размышлять 4. Бюджет — доход семьи 5. Финансы |
1. Бюджет 2. Семейный, спланированный 3. Составляем, планируем, соблюдаем 4. План доходов и расходов 5.Экономика |
1. Деньги 2. Нужные, важные 3. Тратят, накапливают, обменивают 4.Деньги — часть нашей жизни 5. Затраты |
В заключении хотелось бы отметить, что использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания позволяет обучающимся осмысленно воспринимать информацию, активизировать познавательную деятельность, раскрыть свои творческие способности. Следует не забывать, что в центре учебного процесса стоит ученик с его индивидуальными способностями и интересами. Учитель организует его деятельность, ориентируясь на формирование и развитие критического мышления, которое предполагает не усвоение готовых знаний, а рассмотрение, исследование изучаемого явления с разных сторон, с разных позиций, самостоятельные выводы, умозаключения, но обоснованные знанием предмета, с опорой на собственный и чужой опыт [4, с. 14].
Литература:
- Заир — Бек С. Е. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011.
- Зыкова Т. В., Шерихова И. Е., Храмова Ю. Н. Актуальное использование технологии развития критического мышления в учебном процессе. https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnoe-ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v-uchebnom-protsesse/viewer
- Образовательные технологии в реализации ФГОС: технология критического мышления. https://znanio.ru/pub/4467
- Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Академия, 2010.
- Приказ министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
Ключевые слова
критическое мышление, технология развития критического мышления, стадии технологии критического мышления, приемы технологии развития критического мышленияПохожие статьи
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе
В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...
Применение технологии развития критического мышления у обучающихся 8–9 классов на уроках информатики и ИКТ
В статье представлен материал, иллюстрирующий применение технологии развития критического мышления на уроках информатики и ИКТ в средней школе.
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Раскрыто значение технологии развития критического мышления, определены методические условия его формирования, предложены наиболее эффективные методы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Применение технологии критического мышления на уроках математики
В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.
Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе
В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...
Использование технологии критического мышления при обучении орфографии
В исследовательской работе рассматривается технология критического мышления, в основе которого лежит творческое сотрудничество учителя и учащихся, результатом чего служит повышенный интерес к учебному процессу. Раскрываются особенности использования ...
Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося
В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.
Фаза «вызова» в технологии развития критического мышления и её приёмы на уроках истории
Статья посвящена технологии развития критического мышления. Рассматриваются фазы технологии развития критического мышления и их функции. Анализируются приёмы фазы «вызова», применительно к урокам истории.
Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе
В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.
Похожие статьи
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе
В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...
Применение технологии развития критического мышления у обучающихся 8–9 классов на уроках информатики и ИКТ
В статье представлен материал, иллюстрирующий применение технологии развития критического мышления на уроках информатики и ИКТ в средней школе.
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Раскрыто значение технологии развития критического мышления, определены методические условия его формирования, предложены наиболее эффективные методы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Применение технологии критического мышления на уроках математики
В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.
Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе
В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...
Использование технологии критического мышления при обучении орфографии
В исследовательской работе рассматривается технология критического мышления, в основе которого лежит творческое сотрудничество учителя и учащихся, результатом чего служит повышенный интерес к учебному процессу. Раскрываются особенности использования ...
Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося
В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.
Фаза «вызова» в технологии развития критического мышления и её приёмы на уроках истории
Статья посвящена технологии развития критического мышления. Рассматриваются фазы технологии развития критического мышления и их функции. Анализируются приёмы фазы «вызова», применительно к урокам истории.
Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе
В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.