Декоративно-прикладное искусство как часть развития интеллекта учащихся | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (23) январь 2022 г.

Дата публикации: 30.12.2021

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Катанцева, С. Х. Декоративно-прикладное искусство как часть развития интеллекта учащихся / С. Х. Катанцева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 1 (23). — С. 28-33. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/212/6964/ (дата обращения: 25.04.2024).



Существуют различные взгляды на взаимосвязь интеллекта и творчества. «Интеллект больше, чем какое-либо другое понятие в психологии, оказался объектом споров, критики и неприятия». [1] Есть точка зрения, что интеллект — это способность человека эффективно адаптироваться к окружающей среде. Есть различие и в том, что понимается под творчеством. Часто творчество рассматривается как высшая форма интеллектуальной деятельности. Отличительная особенность мышления человека — способность изобретать новое, оригинальное, до этого не существовавшее и неизвестное. И развитие этой способности намного больше зависит от среды, благоприятствующей или не благоприятствующей творчеству, чем от наследственности.

Уровень интеллекта в старшем возрасте зависит от уровня творчества в младшем. Для того, чтобы научиться хорошо решать четко поставленные и ставшие стандартными задачи, вначале нужны творческие усилия человека. Без этих творческих усилий не будет интеллекта . Исамое удивительное, что творческий интеллект, как и все остальные интеллекты, можно развивать. Существует лозунг: «Чтобы быть умным — надо работать руками, чтобы работать руками — надо работать головой». Странная фраза, на первый взгляд, говорит об очень тесной связи движения физического и работы головного мозга. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Почему же моторика так важна в развитии человека как личности? Дело в том, что движениями руководят структуры мозга. С рождения, когда ребенок совершает врожденные и автоматизированные движения, доминирует подкорковый уровень. Для более сложных и осознанных движений необходимо функционирование коркового уровня. Для того, чтобы запустить более сложно организованный корковый уровень, необходимо развивать более сложные и дифференцированные движения, прежде всего пальцев рук. На развитие мелкой моторики пальцев рук направлены различные виды декоративно-прикладного творчества. Умение работать руками приносит и очень важный эмоциональный мотив в развитии творческих способностей учащихся.

Творчество великих и известных людей часто имело прикладной характер. Так, не все знают, М. В. Ломоносов восстановил утраченные секреты изготовления цветных стеклышек, он набирал картины из шлифованного с одного края кусочков цветного стекла, укрепляя при помощи специального клея. Д. И. Менделеев — ученый с мировым именем, долго он был известен как... чемоданных дел мастер! Кроме чемоданов, учёный мастерил рамки, обложки, оплетал и прошивал книги. Николай Васильевич Гогольлюбил рукодельничать. Он сам шил себе шейные платки и помогал сестрам кроить платья. Лев Толстой освоил науку сапожного дела и даже делал обувь. Собственноручно изготовленную обувь писатель дарил друзьям и носил сам.

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя и развить свои способности. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. Детское творчество имеет большое значение для личностного развития человека в пору детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Найти любимое дело в раннем возрасте не всегда удается. Свободного времени у современных детей почти нет. Они учатся, посещают развивающие кружки и секции, а на досуге пропадают в гаджетах. Но система работы нашей школьной мастерской, виды выполненных учениками работ, их разнообразие говорят о потребности учеников в индивидуальном творческом проявлении.

Память и знание, самообразование, быстрота мышления, решение проблем, гибкость, любовь к сложности, концентрация — все эти качества ученики проявляют в процессе изготовления своих творческих работ. Так, например, при заполнении пространства внутри рисунка в технике «ниткография» не обойтись без любви к сложности и концентрации. При изготовлении работ не всегда все получается с первого раза, и тут приходит на помощь быстрота мышления, терпение и настойчивость, умение решать проблемы, что является одним из главных показателей интеллекта.

Работа ученицы 7 класса в технике «ниткография» Работа ученицы 7 класса в технике «ниткография»

Рис. 1. Работа ученицы 7 класса в технике «ниткография»

При изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства учащиеся часто сталкиваются с традиционными трудностями: нехватка фантазии, времени; отсутствие терпения и трудолюбия; умение доводить начатое до конца и другое. Решать эти проблемы в развитии творческих способностей учеников, занимающихся в дизайн — студии можно, если ставить ученика в центр обучения, создавать ситуацию успеха, одобряя их работы. Если они допускают ошибки, необходимо оказывать поддержку, находя даже небольшие результаты, достойные похвалы. Результат всегда оказывается отличным!

Работа ученицы 9 класса в технике «джутовая филигрань» Работа ученицы 9 класса в технике «джутовая филигрань»

Рис. 2. Работа ученицы 9 класса в технике «джутовая филигрань»

Изготовление проектных групповых работ позволяет ученикам почувствовать свою сопричастность, продемонстрировать только свое, неповторимое умение, развивает ответственность, уверенность в своих способностях.

Нужно отметить важную составляющую успешной групповой работы как понимание учениками требований, когда создается чувство доверия и ответственности за выполнение задания. Ученики, обсуждая ту или иную проблему, могут быстрей и качественней найти решение ей, чаще приходят к единому мнению, прислушиваются друг к другу. Наблюдая за работой учениц в группах, я сделала вывод: творчество заразительно!

Изготовление футляров для очков, мобильных телефонов в рамках реализации школьного социального проекта «Служение обществу»

Рис. 3. Изготовление футляров для очков, мобильных телефонов в рамках реализации школьного социального проекта «Служение обществу»

Индивидуализация и дифференциация при организации таких форм работы построена на умении правильно определить пары и группы. Комфорт отношений учеников в них в том, что менее успешному ученику, глядя на работы других, хочется сделать еще лучше. Здоровый дух конкуренции заряжает энергией.

Занятия творчеством, как считается, отнимающие у учеников время, никак не влияют на понижение успеваемости. Наоборот, большая часть учениц, регулярно занимающихся в мастерской, являются успешными учениками и по основным предметам. Так, многие из учениц активно шили, занимались углубленно физикой, математикой, английским, являлись призерами олимпиад, прекрасно сдавали выпускные экзамены

Работа ученицы 11 класса «Легенда о птице Доненбай», техника «ковровая вышивка» Работа ученицы 11 класса «Легенда о птице Доненбай», техника «ковровая вышивка»

Рис. 4. Работа ученицы 11 класса «Легенда о птице Доненбай», техника «ковровая вышивка»

После прочтения романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» желание поделиться своими мыслями проявилось у одной из учениц именно в виде творчества. Она выполнила работу по собственному эскизу в технике «ковровая вышивка».

Такие работы являются прямым подтверждением влияния творчества, умения «творить» руками, на развитие интеллекта.

Литература:

  1. Айзенк Г. Ю. «Понятие и определение интеллекта», 1995, «Вопросы психологии».
  2. Богоявленская Д. Б. Вчера и сегодня психологии творчества. Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л.Дорфмана, К.Мартиндейла и др. — М., 2000.
  3. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. Планета детей, 1997.
Задать вопрос