Эстетическое воспитание на уроках математики | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (23) январь 2022 г.

Дата публикации: 15.12.2021

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Мазуренко, Н. И. Эстетическое воспитание на уроках математики / Н. И. Мазуренко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 1 (23). — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/212/6936/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор пытаются определить связь уроков математики с эстетическим воспитанием школьников.

Ключевые слова: математика, эстетическое воспитание, дети.

В условиях внедрения новых образовательных технологий особо важную актуальность приобретает педагогическая проблема, над которой в свое время работал А. Сухомлинский. Целью воспитания он считал развитие творческих способностей ребенка в условиях коллектива на основе этико-эстетических ценностей, интересов и потребностей, направленных на творческую работу и саморазвитие. Математика — это не только стройная система законов, теорем, задач, но и уникальное средство познания красоты и культуры мира. А красота многогранна и многолика.

Задайте сами себе вопрос: «Каков уровень развития эстетической культуры у меня?» Хотите определить? Перед Вами анкета, состоящая из 6 вопросов. Ответьте на вопросы анкеты:

Диагностика уровня эстетической культуры

1) Как часто вы посещаете музеи и выставочные залы?

а) регулярно;

б) нет на это времени;

в) редко.

2) Классическая музыка скучна:

а) нет;

б) не слушаю музыку вообще;

в) да.

3) Записаны ли вы в библиотеку?

а) да;

б) нет;

в) пользуюсь домашней.

4) Мне больше нравится классическая литература, чем детективы:

а) да;

б) не люблю читать вообще;

в) нет.

5) Мне нравится рассматривать картины с пейзажами:

а) да;

б) нет;

в) иногда.

6) Сколько раз в своей жизни вы были на спектакле в театре?

а) больше пяти раз;

б) один раз;

в) три раза.

За каждый ответ: а) 2 балла, б) 0 баллов, в) 1 балл.

Оценка результатов:

0–6 баллов — низкий уровень эстетической культуры;

6–9 баллов — средний уровень эстетической культуры;

9–12 баллов — высокий уровень эстетической культуры.

Итак, Вы оценили уровень своей эстетической культуры. Наверняка, получились различные результаты — может не потому, что мы не хотим ходить в театры, посещать выставки, читать произведения классиков — может потому, что на это никогда не остается времени.

Вам предлагается пример проведения фрагмента урока с обучающими карточками, который можно проводить на любом уроке, по любой дисциплине, насытив обучающие карточки не только математическими примерами по теме урока, но и историческими сведениями, культурными ценностями, которые выполняют развивающие функции.

На уроке учащиеся объединяются в группы. Каждой группе выдается карточка с примерами по теме урока. Учащиеся должны выполнить математическое задание и расшифровать ответ к карточке, который скрывается в ней.

Тема урока «Действия с целыми числами» (6 класс).

Каждая группа получает свою обучающую карточку, в которой содержатся примеры по теме урока и зашифрована фамилия известного человека. Решив математические задания в карточке, ребята смогут расшифровать фамилию. После этого проверяется правильность выполнения математического задания (выступает один человек от группы). Ребята из группы называют зашифрованную фамилию и говорят несколько слов об этом человеке. Время на выполнение математического задания 3 минуты.

Ива́н Ива́нович Ши́шкин — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств.

Ш

И

Ш

К

И

Н

13

15

13

-258

15

-6

(-9–57): (60–49)

(-32–11)(-5-(-11))

-32: (-8)-4+15

(-15+28)(-13-(14))

-6

-258

15

13

Н

К

И

Ш

Ива́н Константи́нович Айвазо́вский — русский художник-маринист и баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, действительный тайный советник, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте

А

Й

В

А

З

О

В

С

К

И

Й

3

-23

0

3

2

-1

0

-2

20

-4

-23

-9∙0

(-15+16)∙(-2)

-40: (-5)-12

-12: (-6)

-7–5(-2)

(-56+57)∙20

-15–16:2

4–20:4

0

-2

-4

2

3

20

-23

-1

В

С

И

З

А

К

Й

О

Карл Па́влович Брюлло́в — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма. Автор жанровых и исторических полотен

Б

Р

Ю

Л

Л

О

В

-5

-8

0

67

67

-23

2

15∙(-2)+30

(-11–12)(-11+12)

(-2-(-7))∙(-1)

-12: (-2–4)

-17∙(-1)+50

2: (-2)-7

0

-23

-5

2

67

-8

Ю

0

Б

В

Л

Р

Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Васнецов является основоположником «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом.

В

А

С

Н

Е

Ц

О

В

0

-90

24

-22

-19

-7

-30

0

(-5–7)∙(-2)

-17–10:2

(12-(-3))∙(-2)

(-5+12)∙(-1)

5–15: 3

3∙(-7)+2

(-10–20)(-2+5)

24

-22

-30

-7

0

-19

-90

С

Н

О

Ц

В

Е

А

После выполнения математического задания по карточкам, ребятам предлагается совершить виртуальную экскурсию по залам Третьяковской галереи , где находятся картины этих художников.

Подводя итоги, хотелось бы сказать несколько слов о достоинствах этой формы работы с детьми:

  1. Способствует активизации познавательной деятельности учащихся;
  2. Способствует формированию всестороннего и культурного развития учащихся;
  3. Дает возможность эффективно проводить групповую работу на уроках закрепления учебного материала по разным темам (такие карточки можно составить к разным темам: «Интегралы», «Производная», «Логарифмы», и т. д.)
  4. Форма работы может использоваться во внеклассной работе по предмету и стать основой проведения различных математических конкурсов.
  5. Эту форму работы может применить учитель любой дисциплины у себя на уроке.
  6. Эта форма работы способствует личностному развитию самого учителя-предметника.

Красота помогает с радостью воспринимать окружающий мир, математика дает возможность осознать явления и упрочить знания о гармонии всего мира. Роль эстетического и культурного воспитания в развитии личности, во всестороннем ее формировании трудно переоценить. Еще в древности встречалась мысль об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Об этом говорится в притче Плутарха:

Три раба везут тачку с камнем.

Каждому из них философ задает один и тот же вопрос:

«Зачем ты везешь эти тяжелые камни?»

Первый отвечает: «Приказали везти эту тачку, вот и везу».

Второй отвечает: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб».

Третий же сказал: «Строю прекрасный храм».

Литература:

  1. Волошинов А. В. Союз математики и эстетики / А. В. Волошинов // Математика в школе. — № 7. — 2006. — С.62–68.
  2. Воронина Л. В. Математическая культура личности // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 3. — С.60–67.
  3. И. Г. Зенкевич, “Эстетика урока математики”: Пособие для учителя — М.: Просвещение, 1981.
  4. Саранцев Г. И. Эстетическая мотивация в обучении математике. Саранск, 2003. 136 с.
Задать вопрос