Роль фитнес-технологий в физическом развитии детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (23) январь 2022 г.

Дата публикации: 09.12.2021

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Гиляровская, А. А. Роль фитнес-технологий в физическом развитии детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры / А. А. Гиляровская, Е. А. Репникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 1 (23). — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/212/6908/ (дата обращения: 29.03.2024).



Статья посвящена вопросуснижения интереса к занятиям физической культурой в школе и анализу причин роста заболеваемости младших школьников. Рассматриваются подходы к повышению эффективности уроков физической культуры на основе внедрения в процесс физического воспитания младших школьников современных физкультурно-оздоровительных технологий. Конкретизируется роль детского фитнеса в повышении мотивации к занятиям физической культурой в начальной школе.

Ключевые слова: здоровьесбережение, начальная школа, младшие школьники, фитнес- технологии, физическое воспитание.

Здоровьесбережению детей и подростков в нашей стране в последнее время уделяется серьёзное внимание: об этой проблеме говорят, пишут. В том числе в начальной школе введён ещё один час занятий по физической культуре. Однако, как показывают исследования, количество детей, подверженных различным заболеваниям (простудные заболевания, ожирение, нарушение осанки) неуклонно растёт. Возникает закономерный вопрос: «Как с этим бороться?»

Несмотря на то, что физкультурно-образовательная деятельность значительно изменилась в связи с модернизацией всего образования, все же можно выделить ряд очевидных противоречий.

С одной стороны, отмечается рост образовательных учреждений различных типов, новаторских технологий и программ, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей детей, начиная с младшего школьного возраста; с другой же стороны, очевидна отрицательная тенденция в объёме и качестве двигательной активности учащихся и в ценностных ориентирах на здоровый образ жизни. Исследования последних лет показывают, что гипокинезия — это одна из главных причин высокой заболеваемости детей младшего школьного возраста.

На наш взгляд, решение этой проблемы должно носить комплексный, системный характер и касаться пересмотра традиционных подходов к занятиям физической культурой в школе.

Ни для кого не секрет, что уже в течение длительного периода времени наблюдается неудовлетворенность учащихся уроками физкультуры в школе и, как следствие — снижение уровня физической активности, подготовленности и полная потеря интереса к занятиям у учащихся.

В огромном разнообразии способов и средств развития физических качеств у детей младшего школьного возраста особо выделяют занятия фитнесом. Его внедрение в систему школьного образования может способствовать обновлению содержания занятий физической культурой, и как следствие — повышению интереса к занятиям в целом.

Доступность занятий детским фитнесом объясняется тем, что их содержание определяется простыми общеразвивающими упражнениями, которые не требуют ни дорогого оборудования, ни дополнительных вложений. При этом упражнения оказывают разностороннее воздействие на организм ребёнка: на дыхательную, сердечно-сосудистую и нервную системы, на опорно-двигательный аппарат.

Важно отметить эмоциональный фон, который создаётся на таких занятиях — грамотно подобранное музыкальное сопровождение — создает положительный психологический настрой у учащихся.

Стоит сказать, что детский фитнес помимо положительного влияния на физические кондиции детей, может рассматриваться как важный инструмент повышения социальной адаптированности, необходимости согласовывать свои движения с партнерами в группе, создания условий для демонстрации своего успеха, получения удовлетворение от занятий. Всё это позволяет рассматривать детский фитнес на уроках физической культуры как эффективный инструмент для повышения у младших школьников интереса к занятиям физкультурой в школе.

Оздоровительные фитнес — технологии включают в себя упражнения ритмики, стретчинга, хореографии, дыхательной гимнастики, фитбол-аэробики. Особо привлекательными для учащихся младших классов являются элементы хореографии, позволяющие ребенку корректировать осанку, сформировать красивые манеры, походку, выразительность движений. А также способствуют развитию творческих способностей и позитивному настрою к жизни.

К одному из популярных и доступных направлений детского фитнеса можно отнести фитбол-аэробику. Это современное направление оздоровительной аэробики, где используются большие гимнастические мячи — фитболы. Выполнение упражнений на них позволяет достичь оздоровительного эффекта. Это приводит к решению целого ряда задач. В работу включаются одновременно двигательный, слуховой, зрительный, вестибулярный, тактильный и обонятельный анализаторы. Всё это позитивно влияет на физическое и психоэмоциональное состояние занимающихся и вызывает большой интерес у детей. Еще как положительный момент стоит отметить, что занятия с мячами можно продолжить и дома.

Большая отдача при использовании как части фитнеса от стретчинга — системы статических растяжек. Любое движение нашего тела — это растяжка: глубокий вдох, улыбка, наклоны, перегибы корпуса. Гибкость нашего тела — это наша молодость, а молодость и здоровье следует беречь с детства. Не интенсивность, а систематичность упражнений — вот ключ к успеху при занятиях стретчингом.

Игровой стретчинг направлен на активизацию защитных сил организма, развитие пластичности, мышечной свободы, ритмичности, слухового внимания и памяти, то есть творческих и оздоровительных возможностей организма, на снижение эмоционально-психического напряжения. Стретчинг включает в себя динамические и статические нагрузки в игровой форме. Именно игра поддерживает живой интерес к занятию. Упражнения игрового стретчинга носят имитационный характер. К школьному возрасту у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с большей эффективностью выполнить имитационные движения.

Основные принципы организации работы по игровому стретчингу: наглядность — образный показ; доступность; обучение упражнениям от простого — к сложному, от известного — к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей. Систематичность — регулярность занятий, увеличение количества упражнений, усложнение техники их выполнения; закрепление навыков выполнения упражнений; индивидуально-дифференцированный подход; учет возрастных особенностей, состояния здоровья каждого ребенка; сознательность, понимание пользы от выполнения упражнений, потребность их выполнять.

Комплексы упражнений игрового стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Широко используется метод аналогии с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, где педагог-режиссёр, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребёнка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

Но, к нашему сожалению, на сегодняшний день применение фитнес — технологий в школах мало востребовано. Одним из факторов такой «маловостребованности» является, во-первых, недостаточная профессиональная педагогическая компетентность учителей физической культуры по оздоровительным направлениям, также требуют доработки и подходы внедрения занятий детским фитнесом в уже сложившеюся урочную систему школ.

Урок по физической культуре (как основная форма образовательного процесса) должен прежде всего выполняет свою основную функцию — образовательную. Но в то же время педагог средствами урока должен формировать навыки оздоровительной физической культуры для сохранения и укрепления здоровья. Особенно это важно и актуально в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы физической культуры человека, формируется мотивация для занятий спортом. Этот возраст благоприятен для того, чтобы овладеть базовыми основами движений, техникой различных физических упражнений.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что внедрение в процесс физического воспитания средств и методов детского фитнеса является актуальным и востребованным исходя из сложившейся ситуации со здоровьем учащихся в начальной школе. При этом важно отметить, что необходимо повышать и заинтересованность самих педагогов во внедрении таких технологий в учебный процесс по физической культуре.

Литература:

  1. Красникова, О. С. Современные проблемы организации физического воспитания школьников / Красникова О. С., Пащенко Л. Г., Коричко А. В., Пащенко А. Ю., Полушкина Л. Н. // Теория и практика физической культуры. — 2014 — № 12 — с. 38–40.
  2. Кузьмина, С. В. Возможности комплексного воздействия фитбол-аэробики на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста / С.В Кузьмина // Мат-лы 5 Всеросс. науч. — практ. конф. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 — с. 121–126.
  3. Латыпов, И. К. Урок физической культуры: каким ему быть в начальной школе? / И. К. Латыпов, В. И. Лукина // Начальная школа. — М., 2008 — № 10 — с. 60–64.
  4. Лосева, Н. А. Фитнес-технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе / Н. А. Лосева, Г. Н. Пономарев, Е. Г. Сайкина // Теория и практика физической культуры. — 2011 — № 8 — с. 55–60.
Задать вопрос