Формирование основных химических понятий с использованием различных школьных учебников | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (22) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 11.06.2021

Статья просмотрена: 213 раз

Библиографическое описание:

Зубков, В. В. Формирование основных химических понятий с использованием различных школьных учебников / В. В. Зубков. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 3 (22). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/204/6468/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье представлен опыт формирования основных химических понятий у обучающихся 8 класса на начальном этапе обучения предмету. Автором показано использование в учебном процессе как дополнительного средства обучения различных учебников химии, изданных в период с 1957 г. по 2016 г. В процессе самостоятельной работы учащихся с текстами различных учебников успешно формируются основные базовые понятия химии.

Ключевые слова: учебник, самостоятельная работа школьников, текст учебника, автор, учащийся, химический термин.

В Федеральном государственном образовательном стандарте ведущая роль отводится умению учащихся самостоятельно работать с разнообразными текстами, извлекать и осмысливать необходимую информацию. Основной целью изучения химии в школе является знакомство с важнейшими химическими понятиями, необходимыми для понимания естественно-научной картины современного мира. Подростки XXI века каждый день сталкиваются с большим потоком информации и читают много текстов различного содержания. Тем не менее, осмысленное чтение школьных учебников является необходимым условием для воспитания и обучения подрастающего поколения. Использование учебников на уроках химии описано в работах таких авторов, как Кузнецова Н. Е., Чернобельская Г. М., Чертков И. Н. Актуальность заявленной темы объясняется необходимостью совершенствования методов, подходов и приемов, используемых учителем в процессе обучения.

Целью данной статьи является информирование учителей химии о возможной организации самостоятельной работы учащихся с использованием текстов учебников разных авторских коллективов. Задачи статьи заключаются в следующем: 1. Привлечь внимание коллег, заинтересованных в решении проблемы, связанной со снижением интереса подростков к осознанному чтению школьных учебников. 2. Показать на конкретном примере принцип организации самостоятельной работы школьников с материалом школьного учебника по ознакомлению с новым химическим термином. 3. Представить результаты проведенной работы.

В учебном кабинете, в котором я провожу уроки, имеются в наличии учебники химии, изданные в разные годы различными авторами. Хочу поделиться опытом по организации работы с данным образовательным ресурсом с учащимися 8-х классов (первого года обучения химии). Изначально с учебниками работали только на уроке, в настоящее время работа с ксерокопиями и фотографиями страниц учебников выполняется в качестве домашней работы. Возможно так же использование имеющихся электронных версий учебников. Основным учебником, используемым на уроке, является учебник авторов О. С. Габриеляна, В. И. Сивоглазова, С. А. Сладкова (2016г.), в качестве дополнительных средств обучения я использую учебники, перечисленные в таблице № 1. Во втором столбце таблицы представлены конкретные определения понятия «химия», содержащиеся в упомянутых учебниках. Ребятам предлагается в ходе самостоятельной работы с текстами учебников (их количество определяется исходя из работоспособности класса в целом и конкретных учеников) найти определение нового для них термина «химия», данного разными авторскими коллективами, сравнить определения, найти общие слова, встречающиеся в толковании термина и заметить различия. Аналогичная работа проводится и по формированию других терминов программы курса химии 8 класса.

В течение учебного года класс выполняет подобные задания несколько раз в месяц. Ориентировочное время выполнения заданий в среднем составляет 10–15 минут. Таким образом, учащиеся регулярно работают с различными школьными учебниками. Аналогичная работа по формированию основных химических терминов, содержащихся в школьных учебниках разных авторов, проводится на разных этапах урока. Тексты учебников используются не только для того, чтобы учащиеся осознанно читали их, но и понимали химические термины, необходимые для более глубокого осмысления и усвоения изучаемого материала. Положительным моментом в данной работе хочется отметить то, что у обучающихся формируется уважительное отношение к авторам не только современных школьных учебников, но и к ученым советской и российской химической школы, по которым изучали химию их бабушки, дедушки, родственники и знакомые.

Главным достижением такой работы школьников является то, что обучающиеся вдумчиво и осмысленно читают тексты учебников. Учащиеся с особым интересом сравнивают определения химических терминов, данные в разные годы различными авторскими коллективами. Приведу вопросы, которые обычно задаю в классе после ознакомления с различными текстами: «Какой учебник Вы, скорее всего, порекомендуете прочитать своим друзьям (знакомым) для изучения данной (конкретной) темы? Почему? Приведите аргументы».

В конце учебного года я прошу восьмиклассников ответить на следующий вопрос: «Считаете ли вы использование в учебном процессе нескольких учебников более полезным, чем привычную работу по одному учебнику?» В таблице № 2 приведены результаты опроса, который проводился среди учащихся на протяжении 4 лет. Ответы юношей в таблице обозначены буковой «Ю», ответы девушек обозначены буквой «Д». Из полученных результатов следует, что за последние четыре года постепенно увеличивается процент учеников, которые считают работу с несколькими учебниками более интересной и эффективной, чем использование одного учебника и уменьшается количество школьников, которые затрудняются с выбором ответа.

Сформированные основные химические понятия в процессе самостоятельной работы школьников с учебниками разных авторов (различных научных источников) позволяют успешно их применять как при контроле знаний, а в дальнейшем и при прохождении процедуры ГИА по химии за курс программы основного общего образования, так и при понимании и объяснении сущности химических явлений. В конечном итоге полученные результаты безусловно способствуют более осознанному научно-мировоззренческому восприятию учащимися окружающего нас мира.

Таблица № 1

Учебник

Определение термина «Химия»

Гузей Л. С., В. В. Сорокин В. В., Р. П. Суровцева Р. П. Химия. Учебник для 8 класса. М.: Дрофа, 1988. — 304 с.

Химия — имеет дело прежде всего с веществами — их свойствами, их взаимными превращениями и процессами, сопровождающими эти превращения.

Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., В. В. Лунин В. В. Химия. Учебник для 8 класса. М.: Дрофа, 2011. — 252 с.

Химия — это наука о веществах, их свойствах и взаимных превращениях .

Минченков Е. Е., Зазнобина Л. С., Смирнова Т. В. Химия. Учебник для 8 класса. М.: Школьная пресса, 2005. — 192 с.

Химия — это наука о веществах, их составе, строении и свойствах.

Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Понтак Л. С. Химия. Учебник для 8 класса. М.: Астрель, 2005. — с.

Химия — наука о веществах, химических реакциях и их применении.

Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Учебник для 8 класса. М.: Просвещение, 2009. — 176 с.

Химия — наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Ходаков Ю. В., Цветков Л. А., Шаповаленко С. Г., Эпштейн Д. А. Химия. Учебник для 8–10 классов. М.: ГУПИ, 1957. — 424 с.

Химия — наука о веществах, их превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения .

Таблица № 2

2015–2016

2016–2017

2017–2018

2018–2019

Д

Ю

Д

Ю

Д

Ю

Д

Ю

Д а (%)

69

61

67

64

74

65

79

69

Нет (%)

10

19

13

17

13

18

12

25

Затрудняюсь

ответить (%)

21

20

18

19

13

17

9

6

Литература:

  1. Кузнецова Н. Е. Познавательная деятельность учащихся в процессе формирования химических понятий. — В кн.: Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. — Л., 1983. — с.3–14
  2. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 336 с.
  3. Чертков И. Н. Об освещении химических понятий в школьных учебниках.- В кн.: Проблемы методического построения учебника химии для средней школы. — М., 1974. — с.65–67

Ключевые слова

учащийся, учебник, автор, самостоятельная работа школьников, текст учебника, химический термин
Задать вопрос