Физкультминутка как разновидность двигательной рекреации в средней и старшей школе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (22) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 21.05.2021

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Усачева, В. С. Физкультминутка как разновидность двигательной рекреации в средней и старшей школе / В. С. Усачева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 3 (22). — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/204/6386/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье рассматривается физкультминутка как разновидность двигательной рекреации. Особое внимание акцентируется на необходимости проведения физкультминуток в средней и старшей школе. Актуальность данной статьи заключается в том, что физкультминутки традиционно проводятся только в начальной школе, однако при этом не учитывается, что в средней и старшей школе учащимся так же необходима двигательная активность и оптимизация физического состояния.

Ключевые состояние: двигательная рекреация, физкультминутка, физкультура, школьное образование, физические упражнения, двигательная активность, работоспособность, психическое здоровье, физическое состояние, восстановление.

В школе и дома учащийся проводит большую часть времени в условиях ограниченной физической нагрузки. Сидячий образ жизни приводит к ухудшению самочувствия, снижению умственной работоспособности ребенка. Необходимым условием полноценного развития школьника является двигательная активность. Тем не менее уроки физической культуры не восполняют в должной мере ее дефицит. Поэтому для гармоничного умственного и физического здоровья школьника необходимы физкультминутки, как один из видов двигательной рекреации.

Цель работы : выяснить влияние физкультминутки как одного из видов двигательной рекреации на умственную работоспособность и физическое состояние учащихся средней и старшей школы.

В силу высокой учебной нагрузки в школе и дома у большинства школьников отмечается дефицит двигательной активности, школьникам приходится достаточно долгое время находится в статическом состоянии. По определению А. Г. Сухарева, состояние здоровья, развитие основных двигательных качеств и умственная работоспособность зависят от двигательной активности [7]. Поэтому необходимо рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания. Именно это является целью двигательной рекреации — укрепление физического и психического здоровья с использованием любых средств двигательной активности. Термин «рекреация» означает активный отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе учебной деятельности, труда.

Важнейший принцип рекреации — единство телесного и духовного, организма и личности [4]. Поэтому два вида рекреации не могут существовать обособленно друг от друга: физическая (двигательная), которая связана с выполнением физических упражнений и интеллектуальная, предполагающая определенные умственные развлечения.

Для определения области исследования необходимо дать определения терминам «физкультминутка» и «двигательная рекреация».

Двигательная рекреация — это любая активная деятельность с применением физических занятий и комплексов спортивных упражнений (подвижные игры, спортивные занятия, физические упражнения). В переводе с латинского «рекреация» — восстановление, отдых, укрепление, освежение. [4].

Физкультминутка — кратковременные перерывы в учебе для проведения комплекса физических упражнений, направленных на предупреждение выраженного утомления и устранения негативных для здоровья последствий учебной деятельности [5].

В содержание физкультминутки могут входит различные общеразвивающие упражнения, выполняемые на месте с относительно небольшой амплитудой движений. Физкультминутки обеспечивают не только укрепление физического здоровья, но и смену вида и характера деятельности, что во многом влияет на умственную работоспособность. Для стабильной деятельности головного мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, в том числе — мышц. Перемена вида и характера деятельности — с умственной на двигательную и наоборот — способствует более быстрому усвоению материала и восстановлению организма после утомления.

Научными исследованиями доказано и практикой подтверждено, что физкультминутка во время общеобразовательных уроков способствует увеличению количества хороших и отличных оценок в 3,2 раза и уменьшению плохих в 2 раза [7].

Причем важнейшим компонентом двигательной рекреации, по мнению Н. И. Пономаревой и В. М. Рейзина, является «получение удовольствия, выражающегося в чувстве «мышечной радости», которая основана на процессе выработки организмом адреналина, кортикостероидов и эндорфинов, которые стимулируют деятельность ретикулярного комплекса головного мозга» [5].

Результаты исследования. Нами был проведен опрос среди учащихся 8-ых классов средней общеобразовательной школы № 48 и лицея № 7 города Воронежа. Всего в опросе приняло участие 30 человек.

Учащимся необходимо было ответить на следующие вопросы:

  1. Проводят ли преподаватели на общеобразовательных уроках физкультминутки?
  2. Проводили ли преподаватели физкультминутку в начальных классах?
  3. Хватает ли учащимся уроков физической культуры для поддержания физической активности?
  4. Посещают ли учащиеся дополнительные спортивные секции, включительно тренажерный зал (если нет, указать причину: нехватка времени/ состояние здоровья и т. д.)?

На основе полученных ответов была составлена диаграмма (рисунок 1).

Результаты проведённого опроса среди школ г. Воронежа

Рис. 1. Результаты проведённого опроса среди школ г. Воронежа

Опрос показал, что в начальной школе учителя проводили физкультминутки с учащимися, как на общеобразовательных уроках, так и на переменах. Однако в средней школе среди опрашиваемых ни в одном классе физкультминутки не проводятся. Стоит обратить внимание на то, что большей части учащихся не хватает спортивной нагрузки, предусмотренной в рамках уроков физической культуры. В связи с этим 80 % опрошенных учащихся посещают дополнительные спортивные секции (включительно спортзал).

Дискуссия. Ежедневно школьники проводят более 5 часов в статическом положении. Постепенно в процессе обучения накапливается умственная и физическая усталость, связанная со сложностью и объемом изучаемого материала, пребывания в сидячем положении, длительным отсутствием физической активности. Как показал опрос, в средних и старших классах, где, на наш взгляд, физкультминутка особенно необходима, учителя не выделяют на уроках время для проведения упражнений, имеющих рекреационный характер. Тем не менее, такие паузы являются абсолютно не тратой времени, а особым видом двигательной рекреации, имеющим деятельностный характер.

Физкультминутки представляют собой переключение с одного вида деятельности на другой, что способно повысить уровень умственной работоспособности [3]. Это реализация активного отдыха, который может быть произведен в течение 2–5 минут. Более того, особенностью физической рекреации является полная подчиненность вкусам и интересам группы, человека. Поэтому физкультминутки могут проводится с использованием музыкального сопровождения, нередко с сочетанием самомассажа; учащиеся могут сидеть за столом или стоять около него, находится в проходах между столами.

На наш взгляд, проведение физкультминутки необходимо не только в начальных классах, но и в средних и старших классах. Это особенно важно, учитывая количество общеобразовательных предметов в день, сложность преподаваемого материала. Нужно прививать учащимся мысль, что физкультминутка — не трата времени, а укрепление собственного психического и физического здоровья.

Физкультминутки необходимы для того, чтобы учащийся смог отвлечься от продолжительной работы. Это способствует повышению внимания, снижению нагрузки от однообразной позы, улучшает кровообращение и в целом функционально состояние организма. Такая двигательная рекреация помогает разрядить организм [2].

Физическая рекреация, в частности, физкультминутка как ее разновидность, положительно влияет на гармоничное физическое развитие учащегося и стимулирует его полноценную умственную работу. В данном случае физкультминутка выступает не только как процесс организации физкультурно-оздоровительной деятельности школьника, но и механизм лучшего освоения и закрепления школьного материала. Физкультминутка является особой органичной частью физической рекреации, представляет собой двигательную активность, направленную на оптимизацию физического состояния человека, нормализацию функционирования его организма в конкретных условиях жизни. Не случайно французский поэт А. Мюссе сказал: «Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения».

Литература:

  1. Батракова О. А. Место физической рекреации в жизни современного школьника / Батракова О. А., Махов С. Ю. // Наука-2020. — 2016. — С. 15–26.
  2. Граматикополо Е. О. Физическая рекреация как физической рекреационной деятельности. — https://scienceforum.ru/2017/article/2017039987 — (дата обращения 24.03.2020).
  3. Кузнецов Б. В. Физкультминутки и физкультпаузы, как малые внеурочные формы занятий физической культуры / Кузнецов Б. В., Шуткин С. Н., Ипполитов В. В. // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. — № 15. — 2015. — С. 286–288.
  4. Пружинин. К.Н. учебно–методическое пособие для самоподготовки студентов /К. Н. Пружинин, М. В. Пружинина. — Иркутск: Иркутский филиал «РГУФКСМиТ», 2011. — 120 с.
  5. Скогорева Л. Л. Физкультминутка как фактор повышения двигательной аквтиности школьника. — https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2017/01/15/fizkultminutka-kak-faktor-povysheniya-dvigatelnoy — (дата обращения 24.03.2020).
  6. Толмачева С. В. Физкультпаузы и физкультминутки как прием здоровье сберегающих технологий. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/11/06/fizkultpauzy-i-fizkultminutki-kak-priem — (дата обращения 24.03.2020).
  7. Яковкина Е. П. Развитие двигательной активности у учащихся в процессе физического воспитания. https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2019/10/06/razvitie-dvigatelnoy-aktivnosti-u-uchashchihsya-v –– (дата обращения 24.03.2020).
Задать вопрос