Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Классный час «Литературная гостиная «Времена года»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
13
Поделиться
Библиографическое описание
Руина, Е. С. Классный час «Литературная гостиная «Времена года» / Е. С. Руина, Г. А. Хамидуллина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 3 (22). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/204/6107.


Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Согласно ФГОС второго поколения, к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся и личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию. Очень актуальной является проблема развития учащихся, раскрытие их потенциала. Именно в школе дети получают начала духовно-нравственного и эстетического воспитания, на всю жизнь приобретают чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. Литературная гостиная — это форма, которая располагает к задушевному общению по выбранным литературным темам, дает возможность высказать свое мнение, требует активной, творческой деятельности учащихся, большего развития их склонностей и способностей. Не секрет, что в век Интернета и компьютеров, книга уже не столь привлекает молодое поколение, как было несколько десятилетий назад. Тем не менее, дети, исходя из своих психологических особенностей, не прочь пообщаться в неформальной, располагающей обстановке. Литературная гостиная «Времена года. Зима. Осень» является составной частью воспитательного процесса. Данное мероприятие включено в учебно-воспитательный план школы и класса и направлено на формирование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека.

Основная идея мероприятия заключается в расширении литературного кругозора учащихся; овладении навыками анализа поэтических произведений; приобщении к самостоятельной работе, проявлении творческой активности. Данная форма мероприятия является традиционной в системе воспитательной работы и имеет определенные принципы проведения:

— участие в литературной гостиной носит добровольный характер;

— к каждой литературной гостиной продумывается свое необычное оформление, что настраивает ребят на лучшее восприятие;

— приглашаются гости;

— предусматривается угощение ребят, обычно это чаепитие;

— готовится компьютерная презентация;

— обязательно продумывается музыкальное сопровождение.

Воспитательное мероприятие направлено на возрастную категорию 11–15 лет.

Организаторами мероприятия могут быть: классные руководители, учителя литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, педагоги дополнительного образования.

Введение

Актуальность мероприятий такого формата заключается в углубленном изучении творчества русских писателей и поэтов, обращении к вопросам истории, музыки, живописи, в привитии любви и уважения к русским национальным традициям, истории и культуре своего народа.

Цель проведения литературных гостиных:

— создание необходимых условий для духовно- нравственного и художественно-эстетического развития учащихся, индивидуальной работы с детьми, для их творческой самореализации;

— развитие творческих способностей детей;

— формирование эстетического вкуса;

— привитие любви к литературе и чтению.

Задачи:

— развивать навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественных произведений;

— реализовывать идею межпредметных связей курса русского языка, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства;

— повышать интеллектуальный уровень учащихся;

— способствовать творческой самореализации учащихся;

— содействовать речевому общению учащихся.

Планируемые результаты:

— повышение качества знаний;

— рост речевой культуры; ораторского и сценического мастерства, декламационного чтения;

— увеличение интереса к поэзии;

— подготовка к литературным конкурсам различных уровней.

Оборудование: музыкальный центр,мультимедийный проектор, экран, ноутбук; свечи, чай, угощение, композиции из осенних листьев.

Оформление: репродукции картин русских художников: И. Левитана; В. Поленова; И. И. Шишкина; фотопрезентация осенних и зимних зарисовок; музыкальное сопровождение: цикл пьес П. Чайковского «Времена года», А.Вивальди «Четыре времени года», «минусовка» песни «Отговорила роща золотая», записи песен «Зимняя сказка», слова Андрея Усачева, музыка Александра Пинегина, «Три белых коня», музыка Е.Крылатова, слова Л.Дербенева.

Схема расположения : перед доской экран с презентацией, столы для участников и гостей расставлены полукругом.

Длительность проведения: 45–60 минут.

Ведущие : рекомендуемое количество 1–2 человека, чтецов — 15–20 человек. Количество ведущих и чтецов может быть изменено по усмотрению организатора мероприятия.

Во время чтения стихотворений на слайдах представлены фотографии осенних или зимних зарисовок, что соответствует тематике произведений.

Ход гостиной «Времена года. Осень. Зима»

Слайд № 1 с названием гостиной.

Учитель читает стихотворение:«Полки с книгами, журналы»

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! В этот день мы собрались в литературной гостиной, чтобы послушать и почитать стихи русских поэтов о временах года.

Слайд № 2 с фотографиями осенних зарисовок.

Зажигаем свечи, звучит музыка А. Вивальди «Четыре времени года».

Ведущий 2. Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветьем, и унылые пейзажи, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни.

Ученик 1 читает Ф. Тютчева «Осень»

Ученик 2 читает «Я в осени люблю, грущу, страда» Зарины Морской.

Ученик 3 читает К. Бальмонта «Осень».

Ученик 4 читает С. Есенина «Отговорила роща золотая», стихотворение звучит на фоне минусовки песни «Отговорила роща золотая».

Ученик 5 читает Ф. Тютчева «Осенний вечер».

Звучит произведение П.И. Чайковского «Сентябрь» их цикла «Времена года».

Ученик 6 читает Н. Некрасова, отрывок из стихотворения «Железная дорога».

Ученик 7 читает М.Ю. Лермонтова «Осень».

Ученик 8 читает С. Есенина «Осень».

Звучит произведение П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».

Ученик 9 читает Д. Самойлова «Перед снегом».

Ученик 10 читает А.С. Пушкина, отрывок из стихотворения «Осень».

Звучит произведение А. Вивальди из цикла «Четыре времени года».

Ведущий 1. Зима – самое удивительное время года. Мы всегда с нетерпением ждем наступления зимы и с радостью говорим: «Здравствуй, зимушка-зима!» Начало зимы – это всегда событие для души поэта, хотя для каждого свое.

Ученик 11 читает С. Есенина «Зима».

Ученик 12 читает А.С. Пушкина, отрывок из романа «Евгений Онегин».

Ученик 13 читает Н. Некрасова «Снежок».

Звучит произведение П.И. Чайковского «Январь» из цикла «Времена года».

Ученик 14 читает А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Ученик 15 читает С. Есенина «Береза».

Ученик 16 читает А. Фета «Скрип шагов вдоль улиц белых…».

Ученик 17 читает А.С. Пушкина «Бесы».

Звучит произведение П.И. Чайковского «Февраль» из цикла «Времена года».

Ученик 18 читает А. Сурикова «Зима».

Ученик 19 читает И. Никитина «Зимняя ночь в деревне».

Звучит песня «Зимняя сказка».

Ученик 20 читает Н. Рубцова «Зимняя песня».

Мероприятие заканчивается чаепитием.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный