Работа с текстом как одно из условий формирования познавательных универсальных действий | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 октября, печатный экземпляр отправим 16 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (1) апрель 2015 г.

Дата публикации: 07.04.2015

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Мусихина, Л. В. Работа с текстом как одно из условий формирования познавательных универсальных действий / Л. В. Мусихина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 1 (1). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/2/119/ (дата обращения: 04.10.2024).

Сегодня, в ситуации введения новых стандартов, формирование универсальных учебных действий познавательного характера является одним из требуемых результатов обучения. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Умение учиться в своей основе содержит сформированные на достаточном уровне познавательные процессы. Среди познавательных процессов, способствующих эффективному формированию умения учиться, являются:

−          восприятие — психический процесс обнаружения, принятия, различия и усваивания явлений внешнего мира и формирование их образа;

−          внимание — психический процесс сосредоточения мыслей, зрения, слуха на чём-либо;

−          память — психический процесс сохранять и воспроизводить в сознании впечатления, опыта;

−          мышление — психический процесс отражения объектов действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

ФГОС определяет результаты образования посредством категории универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия — это обобщенные действия, помогающие учащимся ориентироваться в различных предметных и метапредметных областях познания, они обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта — умения учиться и развиваться (УУД).

Планируемые результаты обучения, сформулированные в федеральных государственных образовательных стандартах, делятся на 3 большие группы: личностные, предметные и метапредметные. Для более качественного освоения учебного материала, школьникам необходимы три группы умений:

−          умения, связанные с организацией собственной деятельности;

−          умения, связанные с получением и обработкой информации;

−          умения, связанные с осуществлением познавательной деятельности.

Познавательные универсальные действия состоят из: общеучебных универсальных действий, логических универсальных действий, а также постановки и решения проблем, что и определяется как познавательный процесс.

Несмотря на большое количество теоретических исследований, методы и приемы изучения художественных текстов в начальной школе очень важны, поскольку являются основой методики преподавания литературы. Для формирования и развития познавательных процессов в рамках учебной и внеучебной деятельности используются разнообразные методические приёмы.

Одним из продуктивных, на наш взгляд, является технология работы с текстом. Данная технология предполагает 4 основных действия:

−          выделение главного;

−          установление причинно-следственных связей;

−          классификация на основе анализа;

−          сравнение и обобщение.

Основными методами и приёмами выступают беседа (подготовительная (вводная, вступительная), прогностическая, «свободная», аналитическая); прием-сообщение учащимся биографии автора; выразительное чтение; метод рассказывания.

Основными этапами работы с текстом можно назвать следующие микродействия:

−          знакомство с текстом;

−          выделение ключевых слов;

−          обсуждение прочитанного;

−          рефлексия.

Для достижения эффективности реализуемой технологии данная работа реализуется на всех уроках и во внеурочной деятельности. Данная работа должна носить системный характер. Такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает большое влияние на развитие познавательных процессов.

По результатам реализации данной технологии нами производилась оценка результатов последующим анализом. Сводные результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты динамики развития познавательных процессов младших школьников (2014–2015 гг.)

Познавательный процесс

Уровень развития, %

Период

2класс 1полугодие

2класс 2полугодие

3класс

1полугодие

Восприятие

высокий

19

32

46

средний

67

50

54

низкий

24

18

0

Внимание

высокий

34

31

38

средний

38

56

62

низкий

28

13

0

Память

зрительная

высокий

0

0

29

средний

68

95

71

низкий

32

5

0

слуховая

высокий

33

54

75

средний

45

31

25

низкий

22

13

0

Мышление

аналогия

высокий

0

18

5

средний

43

72

65

низкий

57

10

30

анализ

высокий

19

32

0

средний

57

50

45

низкий

24

18

45

рассуждение

высокий

0

0

5

средний

52

72

65

низкий

48

18

30

сравнение

высокий

0

0

0

средний

14

54

42

низкий

86

46

58

 

Согласно результатам можно сделать следующие выводы:

1)        восприятие младших школьников характеризуется наличием позитивных сдвигов от 2 кл./1полугодия к 2кл./2 полугодия изменения составили 13 %, а от 2кл./2 полугодия к 3 кл./1 полугодия — 14 %;

2)        внимание младших школьников тоже характеризуется наличием негативных сдвигов от 2 кл./1полугодия к 2кл./2 полугодия изменения составили — 3 %, а от 2кл./2 полугодия к 3 кл./1 полугодия позитивных сдвигов — 7 %;

3)        зрительная память младших школьников характеризуется наличием позитивных сдвигов от 2кл./2 полугодия к 3 кл./1 полугодия — 29 %; слуховая память младших школьников характеризуется наличием позитивных сдвигов от 2 кл./1полугодия к 2кл./2 полугодия изменения составили — 21 %, от 2кл./2 полугодия к 3 кл./1 полугодия — тоже 21 %.

В целом наибольшие позитивные изменения реализуются в отношении слуховой памяти, возможно предположить, что данная технология реализуемая при аудиальном сопровождении учит слушать собеседника;

4)        мышление оценивалось по 4 формам проявления: способность устанавливать связи (аналогия), способность к анализу (нахождение закономерностей), способность рассуждать (решение логических задач), способность к сравнению. Сравнительный анализ результатов показал позитивные сдвиги к концу 2 полугодия/2кл., а к концу 1 полугодия/3 кл. значительных изменений не наблюдается. Однако стоит отметить, что положительная динамика прослеживается в отношении снижения низкого уровня от 2 класса к 3 классу.

Полученные результаты нами анализировались и с точки зрения их учебной успеваемости:

-        средний балл по контрольным работам;

-        проверка техники чтения;

-        отметки за полугодие.

Анализ показал, что средний балл по контрольным работам изменился:

−          по предметам «Русский язык», «Чтение» на — 0,2 балла (от 3,8 до 4,0), а по «Математике» и «Окружающему миру» — на 0,1 балла;

−          техника чтения: увеличились темп чтения и понимание текста, а количество ошибок уменьшилось (Рисунок 1);

Рис. 1

 

−                   средний балл за полугодие увеличился по предметам «Русский язык», «Чтение» на — 0,2 балла а по «Математике» и «Окружающему миру» — на 0,1 балла.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, ученик должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов образовательная деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): полугодие, действие, полугодие изменения, балл, внимание, познавательный процесс, процесс, сдвиг, слуховая память, умение.

Похожие статьи

Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся

Интегрированный урок как одно из условий реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Опыт современной российской школы в вопросе формирования познавательных универсальных учебных действий

Использование фреймового подхода на уроках математики как условие развития познавательных универсальных учебных действий школьников

Говорение как один из способов формирования коммуникативной компетенции в условиях полиязычия

Организация работы с текстом как с основным источником развития личности учащегося

Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников

Роль мнемотехники в развитии познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема

Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности

Похожие статьи

Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся

Интегрированный урок как одно из условий реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Опыт современной российской школы в вопросе формирования познавательных универсальных учебных действий

Использование фреймового подхода на уроках математики как условие развития познавательных универсальных учебных действий школьников

Говорение как один из способов формирования коммуникативной компетенции в условиях полиязычия

Организация работы с текстом как с основным источником развития личности учащегося

Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников

Роль мнемотехники в развитии познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема

Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности

Задать вопрос