Работа с текстом как одно из условий формирования познавательных универсальных действий
Автор: Мусихина Любовь Вениаминовна
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (1) апрель 2015 г.
Дата публикации: 07.04.2015
Статья просмотрена: 275 раз
Библиографическое описание:
Мусихина, Л. В. Работа с текстом как одно из условий формирования познавательных универсальных действий / Л. В. Мусихина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 1 (1). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/2/119/ (дата обращения: 04.10.2024).
Сегодня, в ситуации введения новых стандартов, формирование универсальных учебных действий познавательного характера является одним из требуемых результатов обучения. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Умение учиться в своей основе содержит сформированные на достаточном уровне познавательные процессы. Среди познавательных процессов, способствующих эффективному формированию умения учиться, являются:
− восприятие — психический процесс обнаружения, принятия, различия и усваивания явлений внешнего мира и формирование их образа;
− внимание — психический процесс сосредоточения мыслей, зрения, слуха на чём-либо;
− память — психический процесс сохранять и воспроизводить в сознании впечатления, опыта;
− мышление — психический процесс отражения объектов действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
ФГОС определяет результаты образования посредством категории универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия — это обобщенные действия, помогающие учащимся ориентироваться в различных предметных и метапредметных областях познания, они обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта — умения учиться и развиваться (УУД).
Планируемые результаты обучения, сформулированные в федеральных государственных образовательных стандартах, делятся на 3 большие группы: личностные, предметные и метапредметные. Для более качественного освоения учебного материала, школьникам необходимы три группы умений:
− умения, связанные с организацией собственной деятельности;
− умения, связанные с получением и обработкой информации;
− умения, связанные с осуществлением познавательной деятельности.
Познавательные универсальные действия состоят из: общеучебных универсальных действий, логических универсальных действий, а также постановки и решения проблем, что и определяется как познавательный процесс.
Несмотря на большое количество теоретических исследований, методы и приемы изучения художественных текстов в начальной школе очень важны, поскольку являются основой методики преподавания литературы. Для формирования и развития познавательных процессов в рамках учебной и внеучебной деятельности используются разнообразные методические приёмы.
Одним из продуктивных, на наш взгляд, является технология работы с текстом. Данная технология предполагает 4 основных действия:
− выделение главного;
− установление причинно-следственных связей;
− классификация на основе анализа;
− сравнение и обобщение.
Основными методами и приёмами выступают беседа (подготовительная (вводная, вступительная), прогностическая, «свободная», аналитическая); прием-сообщение учащимся биографии автора; выразительное чтение; метод рассказывания.
Основными этапами работы с текстом можно назвать следующие микродействия:
− знакомство с текстом;
− выделение ключевых слов;
− обсуждение прочитанного;
− рефлексия.
Для достижения эффективности реализуемой технологии данная работа реализуется на всех уроках и во внеурочной деятельности. Данная работа должна носить системный характер. Такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает большое влияние на развитие познавательных процессов.
По результатам реализации данной технологии нами производилась оценка результатов последующим анализом. Сводные результаты представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты динамики развития познавательных процессов младших школьников (2014–2015 гг.)
Познавательный процесс Уровень развития, % |
Период |
||||
2класс 1полугодие |
2класс 2полугодие |
3класс 1полугодие |
|||
Восприятие |
высокий |
19 |
32 |
46 |
|
средний |
67 |
50 |
54 |
||
низкий |
24 |
18 |
0 |
||
Внимание |
высокий |
34 |
31 |
38 |
|
средний |
38 |
56 |
62 |
||
низкий |
28 |
13 |
0 |
||
Память |
зрительная |
высокий |
0 |
0 |
29 |
средний |
68 |
95 |
71 |
||
низкий |
32 |
5 |
0 |
||
слуховая |
высокий |
33 |
54 |
75 |
|
средний |
45 |
31 |
25 |
||
низкий |
22 |
13 |
0 |
||
Мышление |
аналогия |
высокий |
0 |
18 |
5 |
средний |
43 |
72 |
65 |
||
низкий |
57 |
10 |
30 |
||
анализ |
высокий |
19 |
32 |
0 |
|
средний |
57 |
50 |
45 |
||
низкий |
24 |
18 |
45 |
||
рассуждение |
высокий |
0 |
0 |
5 |
|
средний |
52 |
72 |
65 |
||
низкий |
48 |
18 |
30 |
||
сравнение |
высокий |
0 |
0 |
0 |
|
средний |
14 |
54 |
42 |
||
низкий |
86 |
46 |
58 |
Согласно результатам можно сделать следующие выводы:
1) восприятие младших школьников характеризуется наличием позитивных сдвигов от 2 кл./1полугодия к 2кл./2 полугодия изменения составили 13 %, а от 2кл./2 полугодия к 3 кл./1 полугодия — 14 %;
2) внимание младших школьников тоже характеризуется наличием негативных сдвигов от 2 кл./1полугодия к 2кл./2 полугодия изменения составили — 3 %, а от 2кл./2 полугодия к 3 кл./1 полугодия позитивных сдвигов — 7 %;
3) зрительная память младших школьников характеризуется наличием позитивных сдвигов от 2кл./2 полугодия к 3 кл./1 полугодия — 29 %; слуховая память младших школьников характеризуется наличием позитивных сдвигов от 2 кл./1полугодия к 2кл./2 полугодия изменения составили — 21 %, от 2кл./2 полугодия к 3 кл./1 полугодия — тоже 21 %.
В целом наибольшие позитивные изменения реализуются в отношении слуховой памяти, возможно предположить, что данная технология реализуемая при аудиальном сопровождении учит слушать собеседника;
4) мышление оценивалось по 4 формам проявления: способность устанавливать связи (аналогия), способность к анализу (нахождение закономерностей), способность рассуждать (решение логических задач), способность к сравнению. Сравнительный анализ результатов показал позитивные сдвиги к концу 2 полугодия/2кл., а к концу 1 полугодия/3 кл. значительных изменений не наблюдается. Однако стоит отметить, что положительная динамика прослеживается в отношении снижения низкого уровня от 2 класса к 3 классу.
Полученные результаты нами анализировались и с точки зрения их учебной успеваемости:
- средний балл по контрольным работам;
- проверка техники чтения;
- отметки за полугодие.
Анализ показал, что средний балл по контрольным работам изменился:
− по предметам «Русский язык», «Чтение» на — 0,2 балла (от 3,8 до 4,0), а по «Математике» и «Окружающему миру» — на 0,1 балла;
− техника чтения: увеличились темп чтения и понимание текста, а количество ошибок уменьшилось (Рисунок 1);
Рис. 1
− средний балл за полугодие увеличился по предметам «Русский язык», «Чтение» на — 0,2 балла а по «Математике» и «Окружающему миру» — на 0,1 балла.
Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, ученик должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов образовательная деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.