Элективный курс по географии «География родного региона»
Автор: Какичев Василий Дмитриевич
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (1) апрель 2015 г.
Дата публикации: 30.03.2015
Статья просмотрена: 1723 раза
Библиографическое описание:
Какичев, В. Д. Элективный курс по географии «География родного региона» / В. Д. Какичев. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 1 (1). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/2/100/ (дата обращения: 04.10.2024).
В статье представлена программа элективного курса по географии «География региона», рассматриваются вопросы условий реализации программы, планирования работы, требования к освоению программы.
Ключевые слова: география, краеведение, программа.
Пояснительная записка курса
Введение элективного курса «География своего региона» предполагает наличие у учащихся определенных знаний, умений, навыков, которые приобретаются в ходе изучения предшествующих курсов.
Целями изучения данного элективного курса в школе являются как основные цели изучения географии в школе:
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование диалектико — материалистических взглядов на природу и взаимодействие природы и общества;
- овладение основами географической науки и некоторых смежных наук о Земле и обществе;
- формирование в сознании школьников системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде;
- устойчивое понимание значения деятельности каждого человека как важнейшего фактора оптимизации отношения природы и общества;
- повышение культурного уровня школьников, воспитание любви и бережного отношения к Родине.
так и цели частного характера:
- знакомство со специальной литературой и приемами работы с ней;
- развитие исследовательских навыков, позволяющих оценивать природу и хозяйственную обстановку;
- развитие навыков проектной деятельности;
- формирование эстетического восприятия окружающей среды;
- формирование чувства гордости за свою Родину, своих земляков;
Разработка ориентирована на применение в 8 классе.
Идея курса может быть успешно реализована, только при условии:
- использования умений и навыков более ранних ступеней изучения географии;
- построение учебного процесса на основе внутрипредметной преемственности;
- построение учебного процесса на основе междисциплинарного характера.
Чтение курса рассчитано на 4 учебные четверти. Занятия проводятся один раз в неделю.
Первое занятие является вводным. На нем перед учащимися раскрываются основные задачи и направления курса; делается обзор планируемого содержания. Намечаются основные направления в изучении, формы проведения занятий, решаются организационные вопросы. Затем следует основной цикл занятий, который поделен на 4 раздела:
1. Регион на поверхности Земли.
2. Природа региона.
3. Поселения региона.
4. История освоения и заселения региона.
В последние 2 часа предполагается проведение занятий по систематизации и обобщению полученных знаний и накопленных в самостоятельной работе учебного материала.
Организационной формой проведения такого занятия могут быть:
- тестирование;
- Дискуссия на тему: Родной край: его прошлое, настоящее, будущее;
- конференция (представление реферата, исследовательской работы, подготовка докладов по выбранной теме);
Большинство тем предполагает самостоятельную работу учащихся, но в связи с ограниченным освещением материала в литературе, в работе необходимо уделять большое внимание конструктивной работе учащихся и преподавателей различных дисциплин.
Содержание программы
Введение (1 час)
Регион на поверхности Земли (4 часа). Примерное содержание: границы региона, пограничные территории, сравнение географического положения территории региона с другими субъектами страны, странами Европы, протяженность территории, влияние географического положения на природные условия, сравнение природных условий срединных параллелей и меридианов региона с условиями этих же широт в других частях Земли.
Природа региона. (11 часов). Примерное содержание: особенности поверхности края; условия развития современного рельефа; геологическое прошлое территории; связь рельефа с геологическим строением, рельефом и полезными ископаемыми; особенности распределения тепла и влаги по территории и по временам года, гидрографическая сеть и гидрологический режим; особенности органического мира; черты приспособленности растений и животных к окружающим условиям; взаимосвязи компонентов.
Поселения региона (8 часов). Примерное содержание: топонимика названий населенных пунктов, история возникновения, развития и современное состояние крупных населенных пунктов региона.
История освоения и заселения региона (9 часов). Примерное содержание: народы населявшие территорию; возникновение коренного населения, история и роль церкви; занятия и история их развития: сельское хозяйство, промышленное производство, торговля.
География региона (планирование изучения курса, пример расширенного календарно-тематического планирования элективного курса «География Дона» доступен по ссылке https://yadi.sk/i/mRQFYUyNfW6Vj)
Раздел |
Тема урока |
Количество часов |
Введение |
География региона |
1 |
1. Регион на поверхности Земли |
1. Границы территории |
1 |
2. Географический адрес |
1 |
|
3. Параллель — кругосветный перелет |
1 |
|
4. Вокруг света по меридиану. |
1 |
|
Природа региона. |
1. Поверхность края. Рельеф. |
2 |
2. Полезные ископаемые. |
1 |
|
3.Климатообразующие факторы. |
1 |
|
4. Особенности сезонов года. |
1 |
|
5. Водный мир территории. |
1 |
|
6. Условия почвообразования. |
1 |
|
7. Растительный мир. |
1 |
|
8. Животный мир. |
1 |
|
9. Органический мир и его охрана. |
1 |
|
10. Донская природа. |
1 |
|
Поселения региона. |
1.Топонимические исследования. |
1 |
2.Административно-территориальное устройство территории |
1 |
|
3.Города региона. |
1 |
|
4.Города региона |
1 |
|
5. От станиц и хуторов до городов. |
1 |
|
6.Мой родной населенный пункт. |
1 |
|
История освоения и заселения региона |
1. Тайны далекого прошлого. 2. Возникновение коренного населения |
1 1 |
3. История церкви. |
1 |
|
4. Земледелие. |
1 |
|
5. Скотоводство на Дону. |
1 |
|
6.Становление промышленности. |
1 |
|
7. Донская торговля. |
1 |
|
Заключение |
География региона |
2 |
Требования к знаниям и умениям
Метапредметные:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
- создавать объяснительные тексты
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные
Регион на поверхности Земли.
Знать: границы региона, соседние территории, особенности географического положения региона.
Уметь: объяснять особенности географического положения региона, сравнивать с другими территориями, объяснять зависимость природных условий от географического положения.
Природа региона.
Знать: особенности компонентов природы региона, их региональные особенности.
Уметь: объяснять зависимости и взаимосвязи компонентов природы территории.
Поселения региона.
Знать: географию населенных пунктов территории
Уметь: показывать на карте, обозначать на контурной карте.
История освоения и заселения региона.
Знать: народы населяющие территорию, историю их появления на изучаемой территории, занятия населения.
Уметь: объяснять связь между занятиями населения и природными условиями.
Литература:
1. География Ростовской области. М. И. Мартынова, В. Н. Алексеенко — Ростов-на-Дону: ООО «Терра Принт»
2. Астапенко М. П., Астапенко Е. М. История Донского края. — Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005. 684с.
3. Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие/Т. А. Смагина, М. И. Кизицкий, В. С. Кутилин, В. М. Лиходед, Ю. Н. Меринов, А. А. Гайдаш.- Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.
4. Географический школьный атлас Ростовской области.
Похожие статьи
Изучение регионального компонента в школьном географическом образовании
В статье рассматриваются вопросы изучения краеведения в школьном курсе географического образования, различные варианты изучения, возможная структура изучения своего региона, в рамках элективного курса изучаемого в 8 классе.
Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе
В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...
Методика проведения интерактивного семинара по курсу «Философия» (на примере Пензенского филиала Военной академии материально-технического обеспечения)
Автором статьи рассматриваются вопросы традиционных и нетрадиционных методов преподавания семинарских занятий в военном вуз, которые значительно улучшают усвоение учебного материала. Предлагается своя методика на примере интерактивного семинара по ку...
Организация элективного курса «Мастерская поделок» для 5 классов в рамках дополнительного образования
Статья помогает раскрыть сущность элективного курса.
Визуализация учебного материала в ходе преподавания психологических и управленческих дисциплин
Статья посвящена визуализации материала при подготовке и проведении лекций-презентаций в ходе преподавания гуманитарных дисциплин в экономическом вузе. Предложена классификация методов визуализации учебного материала.
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...
Подготовка перехода от ОГЭ к ЕГЭ в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Проблемы и пути их решения
В данной статье рассматриваются текущие проблемы перехода подготовки учащихся от ОГЭ к ЕГЭ. Одной их них является резкое увеличение преподаваемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» при переходе с уровня ООО на СОО. Автором даются рекомендации...
Пропедевтический курс физики в рамках дополнительного образования
В данной статье описывается пропедевтический курс физики в рамках дополни-тельного образования, реализованный на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Лобчаевского. Раскрывается способ повышения интереса учащихся 5 класса к физике, основываясь на возрас...
Метод проектов в подготовке будущих учителей математики
В статье рассматривается вопрос по реализацию метода проектов по математическим и методическим дисциплинам, приводится пример серий проектов, реализуемых в курсе математического анализа и методики преподавания математики. А также описание некоторых к...
Выполнение заданий раздела «Чтение» Всероссийской проверочной работы по английскому языку: стратегии и рекомендации
В статье кратко описаны итоги, проведенного ВПР по английскому языку в 2020–2021 учебном году в Новокузнецке, сложности и проблемные поля учеников. Также представлен комплекс примерных тренировочных упражнений и описаны стратегии выполнения задания «...
Похожие статьи
Изучение регионального компонента в школьном географическом образовании
В статье рассматриваются вопросы изучения краеведения в школьном курсе географического образования, различные варианты изучения, возможная структура изучения своего региона, в рамках элективного курса изучаемого в 8 классе.
Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе
В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...
Методика проведения интерактивного семинара по курсу «Философия» (на примере Пензенского филиала Военной академии материально-технического обеспечения)
Автором статьи рассматриваются вопросы традиционных и нетрадиционных методов преподавания семинарских занятий в военном вуз, которые значительно улучшают усвоение учебного материала. Предлагается своя методика на примере интерактивного семинара по ку...
Организация элективного курса «Мастерская поделок» для 5 классов в рамках дополнительного образования
Статья помогает раскрыть сущность элективного курса.
Визуализация учебного материала в ходе преподавания психологических и управленческих дисциплин
Статья посвящена визуализации материала при подготовке и проведении лекций-презентаций в ходе преподавания гуманитарных дисциплин в экономическом вузе. Предложена классификация методов визуализации учебного материала.
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...
Подготовка перехода от ОГЭ к ЕГЭ в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Проблемы и пути их решения
В данной статье рассматриваются текущие проблемы перехода подготовки учащихся от ОГЭ к ЕГЭ. Одной их них является резкое увеличение преподаваемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» при переходе с уровня ООО на СОО. Автором даются рекомендации...
Пропедевтический курс физики в рамках дополнительного образования
В данной статье описывается пропедевтический курс физики в рамках дополни-тельного образования, реализованный на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Лобчаевского. Раскрывается способ повышения интереса учащихся 5 класса к физике, основываясь на возрас...
Метод проектов в подготовке будущих учителей математики
В статье рассматривается вопрос по реализацию метода проектов по математическим и методическим дисциплинам, приводится пример серий проектов, реализуемых в курсе математического анализа и методики преподавания математики. А также описание некоторых к...
Выполнение заданий раздела «Чтение» Всероссийской проверочной работы по английскому языку: стратегии и рекомендации
В статье кратко описаны итоги, проведенного ВПР по английскому языку в 2020–2021 учебном году в Новокузнецке, сложности и проблемные поля учеников. Также представлен комплекс примерных тренировочных упражнений и описаны стратегии выполнения задания «...