Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при изучении сказок А. С. Пушкина в школе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и карты уроков

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (21) май 2021 г.

Дата публикации: 20.04.2021

Статья просмотрена: 325 раз

Библиографическое описание:

Мартиросян, М. А. Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при изучении сказок А. С. Пушкина в школе / М. А. Мартиросян. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 2 (21). — С. 28-34. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/195/6272/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье представлены примеры заданий (приемов РКМЧП) к урокам литературы о сказках А. С. Пушкина.

Ключевые слова: РКМЧП, развитие критического мышления через чтение и письмо, творчество А. С. Пушкина, эйдос-конспект, фишбоун.

Технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) разработана ещё в 1980-е годы в Америке. В России данная технология появилась в 1990-х годах и первоначально называлась «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ). Критическое мышление — «интеллектуальная деятельность человека, характеризующаяся высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю» [2]. Такая технология хороша тем, что подходит и визуалам, и аудиалам, и кинестетикам. Во время чтения и письма обучающиеся учатся работать с разной информацией одновременно, легко ориентируясь в тексте [1].

Для того чтобы урок был продуктивным, нужно заинтересовать учеников. С помощью этой технологии формируются такие качества, как коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, аналитическое мышление. Учитель учит находить информацию, отбирать нужное, выделять главную мысль (текст может быть письменный, устный, аудио/ видео материал). Данная технология предполагает совместный поиск решений. Технология РКМЧП является надпредметной.

В основе РКМЧП положено 3 фазы, каждая фаза имеет свои цели и задачи: вызов, осмысление и рефлексия [3]. В конце задания учащийся должен выразить личное отношение к тексту с учетом полученных знаний.

На уроке с использованием приемов РКМЧП ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся субъектом урока. Они думают, читают, пишут, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, сочиняют.

Приведем примеры приемов РКМЧП, связанных с изучением сказок А. С. Пушкина в 5 классе, на этапах до чтения произведений, во время чтения сказок и после чтения сказок.

На этапе предчтения (стадия вызова) на вводном уроке по творчеству А. С. Пушкина ученикам необходимо рассказать о няне Арине Родионовне, которая сформировала интерес Пушкина к народным сказкам, на основе которых впоследствии поэт создал свои литературные сказки. Ученикам можно дать задание подготовить художественный эйдос-конспект, рисунок с соответствующей цитатой, описывающей образ няни Арины Родионовны, её жизнь и душевное состояние. Эйдос-конспект — изображение, в котором воплощено авторское видение темы и образов художественного текста.Цель задания:сформировать и развить основы читательской компетенции, а также образное мышление, повысить мотивацию учащихся к чтению на уроках литературы.

Сроки выполнения: 2 дня, задание выполняется дома.

Критерии оценивания:

5 — креативность рисунков (изображена няня (ее черты лица, натруженные руки), могут выделяться предметы более ярким цветом, приведены мысли героев, присутствуют предметы быта), есть цитата(ы) из стихотворения.

4 — рисунок выполнен, но без деталей, подчёркивающих образ Арины Родионовны, её внешность. Может быть изображён только дом, где жила няня, цитата из стихотворения есть.

3 — нет цитаты, рисунок выполнен, но без изображения няни, есть только цвета, передающие настроение после прочитанного.

Примеры работ:

Семёнов Николай, МАОУ СОШ № 67, 5Б

Рис. 1. Семёнов Николай, МАОУ СОШ № 67, 5Б

Умарова Дарина, МАОУ СОШ № 67, 5Д

Рис.2. Умарова Дарина, МАОУ СОШ № 67, 5Д

Сыркина Полина, МАОУ СОШ № 67, 5В

Рис. 3. Сыркина Полина, МАОУ СОШ № 67, 5В

Во время чтения сказок на этапе обобщения и систематизации знаний по сказкам А. С. Пушкина (стадия осмысления) можно использовать такой методический прием, как фишбоун. Фишбоун (в переводе «рыбий скелет») — это метод структурирования информации.

Фишбоун

Рис. 4. Фишбоун

Голова или верхний плавник «фиш» содержит название того, что описывается, изучается. В нашем случае — образ персонажа сказки А. С. Пушкина о мертвой царевне. Например, царица, царевна или Елисей. Верхние косточки (чешуйки) рыбы — это качества персонажа, которые описаны в тексте (можно приводить цитаты или отдельные слова, словосочетания из текста).

Нижние косточки (чешуйки) — это поступки персонажа, располагать их надо в соответствии с логикой развития сюжета. Например, о царице: 1 косточка — дружит только с зеркалом, то есть со своим собственным отражением; 2 косточка — приказала убить царевну и т. д.

Хвост «фиш» — вывод. Каким персонаж представлен в тексте; изменяется ли он по ходу сюжета или неизменно добр /зол, умён, глуп, завистлив / беззлобен и т. д.

Важно подумать, какого цвета будет «рыба» и отдельные её части. Подумайте и напишите под «рыбой», что означают использованные вами цвета. Например, красный — месть, гнев или любовь (любой свой вариант). Каким цветом можно изобразить верность, храбрость, чистоту помыслов и пр.?

Подумайте, какими будут косточки / чешуйки / плавники рыбы — острыми, закруглёнными, иными? С какими линиями соотносится у вас образ персонажа, который вы анализируете?

Пример выполнения заданий:

Пичугин Савелий, МАОУ СОШ № 67, 5Б

Рис. 5. Пичугин Савелий, МАОУ СОШ № 67, 5Б

Кубрина Елизовета, МАОУ СОШ № 67, 5Д

Рис. 6. Кубрина Елизовета, МАОУ СОШ № 67, 5Д

Миронов Арсений, МАОУ СОШ № 67, 5Б

Рис. 7. Миронов Арсений, МАОУ СОШ № 67, 5Б

Липухина Оксана, МАОУ СОШ № 67, 5В

Рис. 8. Липухина Оксана, МАОУ СОШ № 67, 5В

На уроках по изучению сказок А. С. Пушкина можно использовать и другую работу с иллюстрациями. Например:

Работа с иллюстрациями

Рис. 9. Работа с иллюстрациями

Отгадайте название сказок А. С. Пушкина по ключевым словам, указанным на карточках:

–11. Работа с иллюстрациями

Рис. 10–11. Работа с иллюстрациями

Распределите картинки по сказкам:

–15.Работа с иллюстрациями (рисунки взяты из свободного доступа в сети интернет)

Рис. 12–15.Работа с иллюстрациями (рисунки взяты из свободного доступа в сети интернет)

Придумайте ситуационные стикеры в литературном стиле по сказкам А. С. Пушкина.

Работа с иллюстрациями (пример взят из свободного доступа в сети интернет)

Рис. 16. Работа с иллюстрациями (пример взят из свободного доступа в сети интернет)

Зашифруйте сказку А. С. Пушкина с помощью эмодзи:

Работа с иллюстрациями (пример взят из свободного доступа в сети интернет)

Рис. 17. Работа с иллюстрациями (пример взят из свободного доступа в сети интернет)

На этапе пост-чтения на итоговых уроках по изучению сказок А. С. Пушкина (стадия рефлексии) можно предложить ученикам нестандартные темы сочинений:

  1. Сопоставить себя с любым героем сказки. На какого героя сказок Пушкина ты похож или хотел бы быть похожим?
  2. Напиши сочинение от первого лица о ключевом событии в жизни одного из персонажей сказок А. С. Пушкина. Зачитай рассказ одноклассникам, они должны догадаться, о ком идет речь.
  3. Придумай рекламу сказки и срежиссируй ее. Тема рекламы: «Актуальность сказок Пушкина в современном мире».
  4. Сочини и напиши хвалебную речь персонажам сказок А. С. Пушкина, занимающим в своей жизни активную позицию.
  5. Сочини и напиши обвинительную речь в адрес некоторых литературных персонажей сказок А. С. Пушкина, нарушающих законы.
  6. Напиши список «лайфхаков» персонажам сказок Пушкина, попавшим в непростую ситуацию.

Таким образом, использование приемов РКМЧП на уроках литературы можно считать достаточно эффективным. Творческие задания вовлекают школьников в процесс чтения и помогают лучше освоить текст произведения.

Литература:

  1. Волков Е. Критическое мышление: Принципы и признаки. Введение. URL: https://evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html (дата обращения: 13.03.2021).
  2. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.
  3. Скоморовская Н. Б. Развитие критического мышления учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 12–2. — С. 4.

Ключевые слова

РКМЧП, эйдос-конспект, творчество А. С. Пушкина, развитие критического мышления через чтение и письмо, фишбоун
Задать вопрос