Особенности проявления волевых качеств воспитанников Ульяновского гвардейского суворовского военного училища | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Школьная педагогика №12 (21) май 2021 г.

Дата публикации: 03.02.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Кравцов, В. А. Особенности проявления волевых качеств воспитанников Ульяновского гвардейского суворовского военного училища / В. А. Кравцов, М. К. Потапова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 12 (21). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/195/6040/ (дата обращения: 19.04.2021).

Препринт статьи



В статье изложены материалы исследования таких волевых качеств как настойчивость и терпеливость воспитанников Ульяновского гвардейского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации.

Ключевые слова: волевые качества личности, воля, настойчивость, терпеливость, воспитанники, суворовское военное училище.

The article presents the materials of the study of such strong-willed qualities as perseverance and patience of the pupils of the Ulyanovsk Guards Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation.

Keywords: strong-willed personality traits, will, perseverance, patience, pupils, Suvorov military school.

В научной психологии понятие воли является одним из наиболее сложных [2]. В самом общем виде понятие воли рассматривается как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

В качестве волевого проявления чаще всего рассматривается терпение, которое проявляется во многих несходных ситуациях и потому получает различное наименование: выдержка, стойкость, упорство и т. д. Ильин рассматривает терпеливость как волевое качество, являющееся одним из видов проявления терпения [1].

Настойчивость характеризуется как волевое качество, направленное на осуществление цели через преодоление препятствий и трудностей. Проявление настойчивости зависит от: степени уверенности человека в достижимости цели; мотивации достижения (стремления к успеху); уровня притязаний; наличия волевых установок на преодоление затруднений [3]. Реализуется настойчивость через многократное проявление упорства и терпеливости, следовательно, наличие у человека этих волевых качеств обусловливает в значительной степени и его настойчивость. Особенно проявление настойчивости ценится в преодолении сложных жизненных ситуаций. Настойчивость и решительность не позволяют расклеиться и сдаться. Также настойчивость дает интерес к жизни, освобождает, что очень важно для профессиональной деятельности будущих офицеров, у которых волевая готовность формируется в ходе обучения, практической деятельности и воинского воспитания в суворовском военном училище.

Образовательный процесс в училище имеет ряд особенностей, отличающих его от учебно-воспитательного процесса общеобразовательных школ. Важнейшие из этих особенностей состоят, в том, что наряду со всесторонней общеобразовательной и физической подготовкой, суворовцы проходят военную подготовку; суворовские военные училища готовят не просто выпускника с общим (полным) средним образованием, а будущего офицера; учебно-воспитательный процесс осуществляется в обстановке строгого порядка и уставных взаимоотношений, являющихся важнейшим условием воспитания суворовцев; часть учебно-воспитательного процесса происходит не в классах и лабораториях, а в полевых условиях. Все перечисленное имеет исключительное значение для воспитания у суворовцев профессионально важных волевых качеств личности, для их подготовки к службе в войсках, к действиям в сложной обстановке [4].

В нашем исследовании приняло участие 100 человек. В экспериментальную группу вошли учащиеся суворовского военного училища (50 человек), контрольная группа составила также 50 человек, в которую вошли учащиеся юноши общеобразовательных школ. Возраст участников — от 17 до 18 лет. Изучались такие волевые качества личности как настойчивость, и терпеливость у обучающихся 10–11 классов суворовского военного училища и юношей общеобразовательных школ.

Для выявления особенностей проявления терпеливости в экспериментальной и контрольной группах мы использовали опросник самооценки терпеливости Е. П. Ильина и Е. К. Фещенко. Результаты эмпирического исследования представлены ниже (см. рис. 1, 2).

Процентное соотношение распределения значений суворовцев по методике «Терпеливости»

Рис. 1. Процентное соотношение распределения значений суворовцев по методике «Терпеливости»

Процентное соотношение распределения значений учащихся (юношей) общеобразовательных школ по методике «Терпеливости»

Рис. 2. Процентное соотношение распределения значений учащихся (юношей) общеобразовательных школ по методике «Терпеливости»

Для выявления особенностей проявления настойчивости в экспериментальной и контрольной группах мы использовали опросник самооценки настойчивости Е. П. Ильина и Е. К. Фещенко. Результаты эмпирического исследования представлены ниже (см. рис. 3, 4).

Процентное соотношение распределения значений суворовцев по методике «Настойчивости»

Рис. 3. Процентное соотношение распределения значений суворовцев по методике «Настойчивости»

Процентное соотношение распределения значений учащихся (юношей) общеобразовательных школ по методике «Настойчивости»

Рис. 4. Процентное соотношение распределения значений учащихся (юношей) общеобразовательных школ по методике «Настойчивости»

Исходя из гипотезы о том, что существуют особенности, мы провели сравнительный анализ выявленных значений изучаемых параметров в экспериментальной и контрольной группах. С этой целью мы использовали статистический U критерий Манна-Уитни.

Сравнительный анализ результатов по шкале «Терпеливость» учащихся суворовского военного училища и учащихся (юношей) общеобразовательных школ представлен на рисунке 5.

Сравнительный анализ результатов по шкале «Терпеливость» суворовцев и учащихся (юношей) общеобразовательных школ

Рис. 5. Сравнительный анализ результатов по шкале «Терпеливость» суворовцев и учащихся (юношей) общеобразовательных школ

Было установлено, что учащиеся суворовского военного училища обладают более высокими результатами по шкале «терпеливости», чем юноши общеобразовательных школ. Более низкий показатель терпеливости имеют юноши общеобразовательных школ (U Эмп = 769 соответствует р<0,001).

Сравнительный анализ результатов по шкале «Настойчивость» учащихся суворовского военного училища и учащихся (юношей) общеобразовательных школ представлен на рисунке 6.

Сравнительный анализ результатов по шкале «Настойчивость» суворовцев и учащихся (юношей) общеобразовательных школ

Рис. 6. Сравнительный анализ результатов по шкале «Настойчивость» суворовцев и учащихся (юношей) общеобразовательных школ

Было установлено, что воспитанники суворовского военного училища обладают более высокими результатами по шкале «настойчивости» (U Эмп = 701.5 соответствует р<0,001), что важно для их профессионального будущего.

Практическую значимость исследования мы видим в уточнении представлений об особенностях волевой сферы суворовцев, что будет способствовать более эффективной организации воспитательной работы с целью развития волевых качеств личности воспитанников и становления будущих офицеров не только в их профессиональном, но и личностном развитии.

Литература:

  1. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.
  2. Леонтьев А. Н. Воля // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». 1993. № 2. — с. 34–42.
  3. Психологический словарь / од ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — М., 1983. — 448 с.
  4. Шкирков В. Ф. Педагогические условия обучения суворовцев, склонных к девиантному поведению / В. Ф. Шкирков // Наука и бизнес: пути развития. — 2012. — № 4 (10). — С. 61–67.
Задать вопрос