Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (20) январь 2021 г.

Дата публикации: 30.12.2020

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Орлова, В. А. Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников / В. А. Орлова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/184/5911/ (дата обращения: 16.04.2024).



Краеведение — школьная дисциплина которая способствует решению воспитательных и образовательных задач в школе. На уроках краеведения в начальной школе важно воспитывать нравственность учащихся, в частности путем использования регионального компонента в учебной и внеучебной деятельности.

Ключевые слова: краеведение, регион, школа, образование, нравственность, воспитание, учащиеся, урок.

Сегодняшняя школа с педагогическим коллективом, учащимися и родителями должны обеспечивать активное включение младших школьников в общественную и культурную деятельность, формирование интеллектуальных и коммуникативных способностей учеников к взаимодействию с окружающим миров и обществом.

В XXI веке школьное образование вступило на новый этап своего развития. Совершенствование системы обучения и воспитания учащихся вызвано потребностями общества, реформой средней школы и возрождением культурного и экономического роста Российской Федерации. Школа — это не только «кузница» знаний для подрастающего, но и место формирование будущей личности, гражданина и патриота своей страны, и конечно своего дела.

Краеведение достаточно новая дисциплина в школьной программе. Краеведение вбирает в себя ряд научных знаний по истории, географии, биологии и литературе. Можно сказать, что это универсальная школьная дисциплина. Краеведение расширяет кругозор учащихся младшей школы. Данный предмет знакомит их с многообразием региона.

В данной связи проблематика духовно-нравственного образования, в том числе на уроках краеведения стоит в нашем обществе очень остро. Люди забывают о своих корнях и традициях. В современных условиях значительно повышается роль краеведческого воспитания во всестороннем развитии личности. В каждой местности нашей необъятной Родины, помимо общероссийской, общей истории, существует и своя региональная история, которая не мене важна для гражданина.

Как отмечает исследователь В. В. Николкина, понятие «краеведение означает всестороннее изучение определенной части страны, города, деревни, улицы, поселения местным населением, для которого эта территория считается родным краем [3; с.223–231].

Впервые в нашей стране краеведением занялись в 1761 г. и связано это с именем русского ученого М. В. Ломоносова. У него возникла идея привлечение крестьянских детей к поискам руд и металлов. Ученый посчитал, что детская любознательность поможет в исследовании минеральных руд в стране. Он составил анкету из 30 вопросов, можно сказать, что это первая анкета по краеведению [1; с.28–30].

Формирование будущего выпускника как раз начинается младших классах. Именно в этом возрасте нужно заложить в детей самое лучшее. Начальная школа — это начальный этап становления личности человека. В наши дни не достаточно ученика вооружить знаниями, которые ему будут важны в последующем обучении, а так же важно сформировать у школьников умения обучаться на всю его жизнь, работать в коллективе, развивать умения и навыки и развивать творческий потенциал в обучающихся.

Краеведческая дисциплина достаточно комплексный предмет. В свою область знания она включает историю, географию, естествознание, литературу. В итоге это помогает развивать кругозор младших школьников. Повышать их базу знаний по предметам.

В данном случае в школьном возрасте формируется самосознание и самоотношение. Первым этапом в формировании самосознания является переход от управления к самоуправлению. Характерными особенностями младшего школьного возраста являются:

– Детское стремление к взрослению, потребность в положении среди сверстников;

– Любознательность и любопытство;

– Требовательность к соответствию дел и слов [2; с.55].

Педагогические условия, направленные на формирование эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения краеведения и состоит в следующем:

– разработать модель процесса формирования эмоциональнонравственной отзывчивости, как целостную систему, позволяющую освоить культурные ценности и условия ее эффективной реализации в обучении младших школьников.

– организовать продуктивную интеграцию гуманитарного содержания учебных предметов с личностно-развивающими возможностями сферы искусства;

– организовать творческую деятельность учащихся, направленную на самовыражение и проживание эмоциональных состояний персонажей;

– расширять словарь эмоций учащихся;

– развивать коммуникативные навыки у обучающихся в совместной творческой деятельности.

Педагог средствами изучения краеведения формировать исследовательскую культуру ученика в учебной и внеучебной, проектной деятельности. По моему мнению, важное место в школьном обучении является изучение родного края.

Задача учителя состоит в том, чтобы реализовать системно-деятельностный подход средствами организации краеведческой деятельности. Следует показать ученикам все многообразие культурных ценностей. Важно особо отметить, что без комплексного и всестороннего изучения родного региона, невозможно в итоге формирование культурных ценностей и в итоге духовно-нравственного человека.

На примерах краеведения мы можем проследить историю региона и самые ее яркие моменты. В данном случае краеведение в младших классах приобщает учащихся культуре и традициям региона. Воспитывает в них патриотов малой Родины.

В данной связи аксиологический анализ краеведческой деятельности в младших классах в контексте развития и воспитания учащихся предполагают изучение следующих моментов:

– Определение краеведческих ценностей;

– Формирование функциональных возможностей данного предмета краеведения, как фактора морально-нравственного воспитания младших школьников;

– Анализ различных видов краеведческой деятельности во внеурочное время и во время учебной деятельности, и способы взаимосвязи;

– Формирование психологии младших школьников в процессе краеведения;

– Характеристика краеведческой работы как педагогической деятельности педагога.

Краеведение создает благоприятные условия для развития личности, формирования и развития интересов учеников школы. Организация краеведческой деятельности в школе реализует важные образовательные и воспитательные задачи. Краеведение в школе создает хорошие условия для всестороннего развития личности и развития общественных интересов обучающихся. Дисциплина несет образовательный и воспитательный потенциал.

Литература:

  1. Жукова Т. Д. Познаем свою малую Родину // Юный краевед. — 2007. — № 1. — С. 28–30.
  2. Зеленов Л. А. Становление личности. -Н. Новгород, 2019.
  3. Николина В. В. Ценностные аспекты реализации краеведческого подхода в изучении школьных экологических и географических дисциплин // Природа Поволжья: межвуз. сборник науч. трудов: [Текст] / В. В. Николина. — Н. Новгород: НГПУ, 2001.
Задать вопрос