Развитие индивидуальных способностей учащихся | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (20) январь 2021 г.

Дата публикации: 27.12.2020

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Веретенникова, Ю. О. Развитие индивидуальных способностей учащихся / Ю. О. Веретенникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/184/5907/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, сетевые проекты

Осваивая то, что уже существует в практике, каждый учитель создаёт что-то собственное, что даёт успешный результат в обучении. На мой взгляд, применение в педагогической практике сетевых проектов отвечает поставленным задачам современного образования.

Достоинство сетевых проектов в том, что они направлены на развитие личностных УУД по требованию ФГОС, матепредметны и основаны на активном применении следующих педагогических технологий и педагогических приёмах: обучение в малых группах сотрудничества, метод проектов, учебные дискуссии, мозговая атака, ролевые игры проблемной направленности, разноуровневое обучение и др.

Преимущество м проектов является то, что каждый ребёнок работает в своём темпе и на своём уровне, при этом не испытывает дискомфорта, поскольку в любом случае получит результат, который будет оценён по достоинству.

Актуальность использования сетевых проектов состоит в повышение развития коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования, работы в команде, в формирование умения над созданием продукта, имеющего значимость для других, развитие индивидуальных способностей учащихся.

Методологической основой проектной деятельности являются труды доктора педагогических наук, профессора Е. С. Полат: «Организация сетевых проектов даёт возможность учителю на более высоком уровне внедрять метод проектов в учебную деятельность. Учитель проводит проекты с учащимися разных городов и школ, обобщает свой педагогический опыт и совершенствует профессиональные навыки. Выйдя за рамки своего предмета, учитель получает совершенно новый опыт, который потом привнесёт много, интересного и продуктивного в его урок» — сетевой проект позволяет повышать профессиональный уровень педагога.

Работа в любом УСП имеет свою структуру:

− Мотивация (выбор проекта)

− Сбор команды.

− Получение разрешения родителей.

− Учебная ситуация (одна или несколько)

− Учебное исследование

− Подведение итогов (выводы по итогам всех этапов, рефлексия)

Кто-то скажет: самое простое — это выбор проекта. Позволю себе не согласиться. Ведь проект должен понравиться именно ученикам, а не учителю. Ребята хотят не просто выполнять задания и получать знания, а окунуться в увлекательный мир приключений. Поэтому в начале учебного года вместе с ребятами мы выбираем проекты, в которых будем участвовать, именно поэтому я советуюсь с ними по поводу тематики своих будущих проектов и принимаю их помощь в оформление сюжета к УСП.

С создание команды — просто. Автор проекта создаёт все условия для сплочённой работы группы ребят и взаимодействия с другими командами. Распределение ролей в проекте позволяет каждому участнику выбрать задание по своим способностям, в комфортной атмосфере. Учителю остаётся координировать их продвижение в проекте и поддерживать их внутреннюю мотивацию.

Работа с родителями предполагает необходимость им сообщить, что нового узнают дети и чему научатся, участвую в УСП. Работу в сетевом проекте начинаем со знакомства родителей и детей с целями, задачами, буклетом и стартовой презентации проекта. Итог — точное знание родителями, что и зачем делает их ребёнок в проекте.

Работа в проекте — это увлекательная исследовательская деятельность, результатом которой выступает образовательный продукт. Именно исследовательская работа предоставляет ученику возможности для саморазвития и самовыражения.

Каждый достигнутый результат в проекте порождает рефлексию, следствие которой становятся новые планы и замыслы.

Интересен тот факт, что большинство учащихся, попробовав себя в исследовательской деятельности в УСП и получив положительный результат и оценку своей работы, возвращаются к исследованию снова и снова.

Таким образом, исследовательская деятельность приобретает непрерывный мотивированный характер. Деятельность учеников проекта позволяет выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками, учителями и родителями. Ученик становится партнёром взрослого в решении той или иной проблемы, взрослый и ученик становятся равными. Это даёт маленькому исследователю новое мироощущение, способствует развитию саморефлексии и выработке собственного отношения к окружающей действительности, объективного определения своего места в мире.

На последнем этапе реализации УСП происходит освещение деятельности в проекте. Участники могут распространить созданный продукт, снять фильм по итогам проекта и показать его в школе, провести социально-ориентированную акцию, классный час, где так же рассказать о проделанной работе.

И не менее важное в проведение любого проекта — это педагог, который отправляет в плавание кораблик с командой. Быть на позитивной нотке, показывать свой интерес к проекту и работам детей. Быть хранителем увлекательного путешествия.

Именно это делаю, и я для своих ребят. Поэтому я разработала два УСП по истории, написала программу Маршрута СП и программу ВУД «Путешествие он-лайн» реализуемую в нашей гимназии третий год. Ведь не всегда на уроках уделяется достаточно времени ряду важных тем, которые требуют более глубокого изучения. Участвуя в СП ребята с головой погружаются в исторические эпохи, примеряют на себя образы людей, живших в те времена, исследуют конкретную область, например, Древнегреческую мифологию. Таким образом я даю возможность увлечённым историй ребятам изучить эти темы в совершенно новом для них формате, реализовать в полной мери свои индивидуальные способности.

Проекты можно разделить на урочные и внеурочные :

Участвуя во внеурочном проекте «Семь чудес нашего города», мы захотели узнать больше о городе Новокузнецке, побывать в роли исследователей, историков, фотографов, путешественников, художников, познакомиться с лошадкой Новой и заглянуть в гости к чудесенкам. В ходе проекта ребята провели увлекательное исследование в области истории города, узнали много интересного об исторических и культурных памятниках Новокузнецка, своей «Малой Родины», нарисовали рисунки, сняли видеоролик, карту с маршрутом «Чудеса Новокузнецка» и провели классный час.

Урочным СП можно считать «Замок Тёмного Лорда» по Всеобщей истории для 6–8 классов.

Цель сетевого проекта — формирование уважительного отношения к истории средневекового рыцарства, расширение представления учащихся о рыцарях и созданной ими рыцарской культуре, развитие толерантности школьников .

В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний, учащихся об истории рыцарства, осуществляется приобщение школьников к истории и культуре Средневековья, усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта, общественно-значимой деятельности, воспитывается любовь и уважение к традициям прошлого.

В ходе работы в УСП у учащихся формируется универсальные учебные действия, создаётся возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, формирование умений и компетентностей, включая организацию усвоения материала, т. е. умения учиться. Всё это направлено на развитие индивидуальных способностей учащихся.

Анализ результатов деятельности в УСП, позволяет увидеть их значение в учебном, воспитательном и социальном плане. Школьники, участвуя в различных проектах, получают общественное признание, обсуждают серьезные вопросы и чувствуют свою сопричастность к решению важных проблем. Это не только получение знание нестандартным путем, но и уникальная возможность найти новых друзей и единомышленников из разных уголков страны и за её пределами.

Литература:

  1. Сетевой проект // Первые шаги в сетевых проектах. URL: https://sites.google.com/site/pervyesagivsetevyhproektah/cto-takoe-setevoj-proekt (дата обращения: 09.12.2020).
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102145650&backlink=1&&nd=102145494 (дата обращения: 09.12.2020).
Задать вопрос