Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие индивидуальных способностей учащихся

Общие вопросы
27.12.2020
145
Поделиться
Библиографическое описание
Веретенникова, Ю. О. Развитие индивидуальных способностей учащихся / Ю. О. Веретенникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/184/5907/.


Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, сетевые проекты

Осваивая то, что уже существует в практике, каждый учитель создаёт что-то собственное, что даёт успешный результат в обучении. На мой взгляд, применение в педагогической практике сетевых проектов отвечает поставленным задачам современного образования.

Достоинство сетевых проектов в том, что они направлены на развитие личностных УУД по требованию ФГОС, матепредметны и основаны на активном применении следующих педагогических технологий и педагогических приёмах: обучение в малых группах сотрудничества, метод проектов, учебные дискуссии, мозговая атака, ролевые игры проблемной направленности, разноуровневое обучение и др.

Преимущество м проектов является то, что каждый ребёнок работает в своём темпе и на своём уровне, при этом не испытывает дискомфорта, поскольку в любом случае получит результат, который будет оценён по достоинству.

Актуальность использования сетевых проектов состоит в повышение развития коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования, работы в команде, в формирование умения над созданием продукта, имеющего значимость для других, развитие индивидуальных способностей учащихся.

Методологической основой проектной деятельности являются труды доктора педагогических наук, профессора Е. С. Полат: «Организация сетевых проектов даёт возможность учителю на более высоком уровне внедрять метод проектов в учебную деятельность. Учитель проводит проекты с учащимися разных городов и школ, обобщает свой педагогический опыт и совершенствует профессиональные навыки. Выйдя за рамки своего предмета, учитель получает совершенно новый опыт, который потом привнесёт много, интересного и продуктивного в его урок» — сетевой проект позволяет повышать профессиональный уровень педагога.

Работа в любом УСП имеет свою структуру:

− Мотивация (выбор проекта)

− Сбор команды.

− Получение разрешения родителей.

− Учебная ситуация (одна или несколько)

− Учебное исследование

− Подведение итогов (выводы по итогам всех этапов, рефлексия)

Кто-то скажет: самое простое — это выбор проекта. Позволю себе не согласиться. Ведь проект должен понравиться именно ученикам, а не учителю. Ребята хотят не просто выполнять задания и получать знания, а окунуться в увлекательный мир приключений. Поэтому в начале учебного года вместе с ребятами мы выбираем проекты, в которых будем участвовать, именно поэтому я советуюсь с ними по поводу тематики своих будущих проектов и принимаю их помощь в оформление сюжета к УСП.

С создание команды — просто. Автор проекта создаёт все условия для сплочённой работы группы ребят и взаимодействия с другими командами. Распределение ролей в проекте позволяет каждому участнику выбрать задание по своим способностям, в комфортной атмосфере. Учителю остаётся координировать их продвижение в проекте и поддерживать их внутреннюю мотивацию.

Работа с родителями предполагает необходимость им сообщить, что нового узнают дети и чему научатся, участвую в УСП. Работу в сетевом проекте начинаем со знакомства родителей и детей с целями, задачами, буклетом и стартовой презентации проекта. Итог — точное знание родителями, что и зачем делает их ребёнок в проекте.

Работа в проекте — это увлекательная исследовательская деятельность, результатом которой выступает образовательный продукт. Именно исследовательская работа предоставляет ученику возможности для саморазвития и самовыражения.

Каждый достигнутый результат в проекте порождает рефлексию, следствие которой становятся новые планы и замыслы.

Интересен тот факт, что большинство учащихся, попробовав себя в исследовательской деятельности в УСП и получив положительный результат и оценку своей работы, возвращаются к исследованию снова и снова.

Таким образом, исследовательская деятельность приобретает непрерывный мотивированный характер. Деятельность учеников проекта позволяет выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками, учителями и родителями. Ученик становится партнёром взрослого в решении той или иной проблемы, взрослый и ученик становятся равными. Это даёт маленькому исследователю новое мироощущение, способствует развитию саморефлексии и выработке собственного отношения к окружающей действительности, объективного определения своего места в мире.

На последнем этапе реализации УСП происходит освещение деятельности в проекте. Участники могут распространить созданный продукт, снять фильм по итогам проекта и показать его в школе, провести социально-ориентированную акцию, классный час, где так же рассказать о проделанной работе.

И не менее важное в проведение любого проекта — это педагог, который отправляет в плавание кораблик с командой. Быть на позитивной нотке, показывать свой интерес к проекту и работам детей. Быть хранителем увлекательного путешествия.

Именно это делаю, и я для своих ребят. Поэтому я разработала два УСП по истории, написала программу Маршрута СП и программу ВУД «Путешествие он-лайн» реализуемую в нашей гимназии третий год. Ведь не всегда на уроках уделяется достаточно времени ряду важных тем, которые требуют более глубокого изучения. Участвуя в СП ребята с головой погружаются в исторические эпохи, примеряют на себя образы людей, живших в те времена, исследуют конкретную область, например, Древнегреческую мифологию. Таким образом я даю возможность увлечённым историй ребятам изучить эти темы в совершенно новом для них формате, реализовать в полной мери свои индивидуальные способности.

Проекты можно разделить на урочные и внеурочные :

Участвуя во внеурочном проекте «Семь чудес нашего города», мы захотели узнать больше о городе Новокузнецке, побывать в роли исследователей, историков, фотографов, путешественников, художников, познакомиться с лошадкой Новой и заглянуть в гости к чудесенкам. В ходе проекта ребята провели увлекательное исследование в области истории города, узнали много интересного об исторических и культурных памятниках Новокузнецка, своей «Малой Родины», нарисовали рисунки, сняли видеоролик, карту с маршрутом «Чудеса Новокузнецка» и провели классный час.

Урочным СП можно считать «Замок Тёмного Лорда» по Всеобщей истории для 6–8 классов.

Цель сетевого проекта — формирование уважительного отношения к истории средневекового рыцарства, расширение представления учащихся о рыцарях и созданной ими рыцарской культуре, развитие толерантности школьников .

В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний, учащихся об истории рыцарства, осуществляется приобщение школьников к истории и культуре Средневековья, усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта, общественно-значимой деятельности, воспитывается любовь и уважение к традициям прошлого.

В ходе работы в УСП у учащихся формируется универсальные учебные действия, создаётся возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, формирование умений и компетентностей, включая организацию усвоения материала, т. е. умения учиться. Всё это направлено на развитие индивидуальных способностей учащихся.

Анализ результатов деятельности в УСП, позволяет увидеть их значение в учебном, воспитательном и социальном плане. Школьники, участвуя в различных проектах, получают общественное признание, обсуждают серьезные вопросы и чувствуют свою сопричастность к решению важных проблем. Это не только получение знание нестандартным путем, но и уникальная возможность найти новых друзей и единомышленников из разных уголков страны и за её пределами.

Литература:

  1. Сетевой проект // Первые шаги в сетевых проектах. URL: https://sites.google.com/site/pervyesagivsetevyhproektah/cto-takoe-setevoj-proekt (дата обращения: 09.12.2020).
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102145650&backlink=1&&nd=102145494 (дата обращения: 09.12.2020).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дистанционные образовательные технологии
сетевые проекты

Молодой учёный