Развитие индивидуальных способностей учащихся
Автор: Веретенникова Юлия Олеговна
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (20) январь 2021 г.
Дата публикации: 27.12.2020
Статья просмотрена: 132 раза
Библиографическое описание:
Веретенникова, Ю. О. Развитие индивидуальных способностей учащихся / Ю. О. Веретенникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/184/5907/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, сетевые проекты
Осваивая то, что уже существует в практике, каждый учитель создаёт что-то собственное, что даёт успешный результат в обучении. На мой взгляд, применение в педагогической практике сетевых проектов отвечает поставленным задачам современного образования.
Достоинство сетевых проектов в том, что они направлены на развитие личностных УУД по требованию ФГОС, матепредметны и основаны на активном применении следующих педагогических технологий и педагогических приёмах: обучение в малых группах сотрудничества, метод проектов, учебные дискуссии, мозговая атака, ролевые игры проблемной направленности, разноуровневое обучение и др.
Преимущество м проектов является то, что каждый ребёнок работает в своём темпе и на своём уровне, при этом не испытывает дискомфорта, поскольку в любом случае получит результат, который будет оценён по достоинству.
Актуальность использования сетевых проектов состоит в повышение развития коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования, работы в команде, в формирование умения над созданием продукта, имеющего значимость для других, развитие индивидуальных способностей учащихся.
Методологической основой проектной деятельности являются труды доктора педагогических наук, профессора Е. С. Полат: «Организация сетевых проектов даёт возможность учителю на более высоком уровне внедрять метод проектов в учебную деятельность. Учитель проводит проекты с учащимися разных городов и школ, обобщает свой педагогический опыт и совершенствует профессиональные навыки. Выйдя за рамки своего предмета, учитель получает совершенно новый опыт, который потом привнесёт много, интересного и продуктивного в его урок» — сетевой проект позволяет повышать профессиональный уровень педагога.
Работа в любом УСП имеет свою структуру:
− Мотивация (выбор проекта)
− Сбор команды.
− Получение разрешения родителей.
− Учебная ситуация (одна или несколько)
− Учебное исследование
− Подведение итогов (выводы по итогам всех этапов, рефлексия)
Кто-то скажет: самое простое — это выбор проекта. Позволю себе не согласиться. Ведь проект должен понравиться именно ученикам, а не учителю. Ребята хотят не просто выполнять задания и получать знания, а окунуться в увлекательный мир приключений. Поэтому в начале учебного года вместе с ребятами мы выбираем проекты, в которых будем участвовать, именно поэтому я советуюсь с ними по поводу тематики своих будущих проектов и принимаю их помощь в оформление сюжета к УСП.
С создание команды — просто. Автор проекта создаёт все условия для сплочённой работы группы ребят и взаимодействия с другими командами. Распределение ролей в проекте позволяет каждому участнику выбрать задание по своим способностям, в комфортной атмосфере. Учителю остаётся координировать их продвижение в проекте и поддерживать их внутреннюю мотивацию.
Работа с родителями предполагает необходимость им сообщить, что нового узнают дети и чему научатся, участвую в УСП. Работу в сетевом проекте начинаем со знакомства родителей и детей с целями, задачами, буклетом и стартовой презентации проекта. Итог — точное знание родителями, что и зачем делает их ребёнок в проекте.
Работа в проекте — это увлекательная исследовательская деятельность, результатом которой выступает образовательный продукт. Именно исследовательская работа предоставляет ученику возможности для саморазвития и самовыражения.
Каждый достигнутый результат в проекте порождает рефлексию, следствие которой становятся новые планы и замыслы.
Интересен тот факт, что большинство учащихся, попробовав себя в исследовательской деятельности в УСП и получив положительный результат и оценку своей работы, возвращаются к исследованию снова и снова.
Таким образом, исследовательская деятельность приобретает непрерывный мотивированный характер. Деятельность учеников проекта позволяет выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками, учителями и родителями. Ученик становится партнёром взрослого в решении той или иной проблемы, взрослый и ученик становятся равными. Это даёт маленькому исследователю новое мироощущение, способствует развитию саморефлексии и выработке собственного отношения к окружающей действительности, объективного определения своего места в мире.
На последнем этапе реализации УСП происходит освещение деятельности в проекте. Участники могут распространить созданный продукт, снять фильм по итогам проекта и показать его в школе, провести социально-ориентированную акцию, классный час, где так же рассказать о проделанной работе.
И не менее важное в проведение любого проекта — это педагог, который отправляет в плавание кораблик с командой. Быть на позитивной нотке, показывать свой интерес к проекту и работам детей. Быть хранителем увлекательного путешествия.
Именно это делаю, и я для своих ребят. Поэтому я разработала два УСП по истории, написала программу Маршрута СП и программу ВУД «Путешествие он-лайн» реализуемую в нашей гимназии третий год. Ведь не всегда на уроках уделяется достаточно времени ряду важных тем, которые требуют более глубокого изучения. Участвуя в СП ребята с головой погружаются в исторические эпохи, примеряют на себя образы людей, живших в те времена, исследуют конкретную область, например, Древнегреческую мифологию. Таким образом я даю возможность увлечённым историй ребятам изучить эти темы в совершенно новом для них формате, реализовать в полной мери свои индивидуальные способности.
Проекты можно разделить на урочные и внеурочные :
Участвуя во внеурочном проекте «Семь чудес нашего города», мы захотели узнать больше о городе Новокузнецке, побывать в роли исследователей, историков, фотографов, путешественников, художников, познакомиться с лошадкой Новой и заглянуть в гости к чудесенкам. В ходе проекта ребята провели увлекательное исследование в области истории города, узнали много интересного об исторических и культурных памятниках Новокузнецка, своей «Малой Родины», нарисовали рисунки, сняли видеоролик, карту с маршрутом «Чудеса Новокузнецка» и провели классный час.
Урочным СП можно считать «Замок Тёмного Лорда» по Всеобщей истории для 6–8 классов.
Цель сетевого проекта — формирование уважительного отношения к истории средневекового рыцарства, расширение представления учащихся о рыцарях и созданной ими рыцарской культуре, развитие толерантности школьников .
В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний, учащихся об истории рыцарства, осуществляется приобщение школьников к истории и культуре Средневековья, усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта, общественно-значимой деятельности, воспитывается любовь и уважение к традициям прошлого.
В ходе работы в УСП у учащихся формируется универсальные учебные действия, создаётся возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, формирование умений и компетентностей, включая организацию усвоения материала, т. е. умения учиться. Всё это направлено на развитие индивидуальных способностей учащихся.
Анализ результатов деятельности в УСП, позволяет увидеть их значение в учебном, воспитательном и социальном плане. Школьники, участвуя в различных проектах, получают общественное признание, обсуждают серьезные вопросы и чувствуют свою сопричастность к решению важных проблем. Это не только получение знание нестандартным путем, но и уникальная возможность найти новых друзей и единомышленников из разных уголков страны и за её пределами.
Литература:
- Сетевой проект // Первые шаги в сетевых проектах. URL: https://sites.google.com/site/pervyesagivsetevyhproektah/cto-takoe-setevoj-proekt (дата обращения: 09.12.2020).
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102145650&backlink=1&&nd=102145494 (дата обращения: 09.12.2020).
Похожие статьи
Некоторые аспекты развития образовательных технологий
Обучение студентов и молодежи современным информационным технологиям педагогическими кадрами направлено на формирование навыков свободной работы в электронном и дистанционном обучении, с пакетами офисных программ. Также, предусмотрено использование о...
Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты
В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.
Реализация инновационных технологий в процессе подготовки будущих преподавателей профессионального образования
Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовки будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.
Похожие статьи
Некоторые аспекты развития образовательных технологий
Обучение студентов и молодежи современным информационным технологиям педагогическими кадрами направлено на формирование навыков свободной работы в электронном и дистанционном обучении, с пакетами офисных программ. Также, предусмотрено использование о...
Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты
В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.
Реализация инновационных технологий в процессе подготовки будущих преподавателей профессионального образования
Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовки будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.