Развёрнутые устные ответы на лингвистические темы и их специфика | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (20) январь 2021 г.

Дата публикации: 23.12.2020

Статья просмотрена: 666 раз

Библиографическое описание:

Коноваленко, Е. А. Развёрнутые устные ответы на лингвистические темы и их специфика / Е. А. Коноваленко, В. В. Христенко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/184/5893/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы описывают основные направления в процессе обучения младших школьников устной речи.

Ключевые слова: диалог, монолог, устный ответ, высказывание, виды устных высказываний.

В настоящее время умение воспроизводить, управлять и грамотно использовать в речи научную лингвистическую информацию приобретает огромное значение в процессе обучения учеников начальной школы.

Эти высказывания учащихся представляют собой научную и образовательную разновидность устной формы научного стиля речи, который объясняет требования к устным ответам (как подробным, так и кратким), такие как точность коммуникации, логическая последовательность, четкость и ясность изложения.

Это также объясняет важность работы над устными ответами, в процессе которых формируется устная речь «книжного типа» (именно этой речью ученики не владеют до обучения в школе), что имеет большое значение в учебной деятельности школьников и способствует развитию умения грамотно выражать свои мысли [2]. Речь — это не только один из познавательных процессов, но и необходимое условие социализации человека в обществе и социальной жизни людей. Благодаря речи человек получает знания и передаёт их. Не требующим доказательства является то, что речь занимает ведущую позицию в образовательном процессе. Как верно отмечает Т. А. Ладыженская, что «речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности» [3].

Одним из основных, используемых на каждом уроке средств развития устной речи и обучения школьников говорению является устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему.

Устный развёрнутый ответ — это монологическое высказывание в научном стиле речи, характеризующееся завершённостью, чёткостью, последовательностью изложения материала.

Устные ответы на лингвистические темы (как развёрнутые, так и краткие) — это по форме и содержанию устные высказывания. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова высказывание трактуется как «оформленная в речи законченная мысль, главный смысл которой находится в зависимости от конкретной ситуации» [5].

По мнению Т. А. Ладыженской [3] устные высказывания обучающихся на лингвистические темы характеризуются:

1) по структуре содержания: ответы по разделам — фонетика, лексика, грамматика, орфография;

2) по уровню подготовки: подготовленные частично; полностью подготовленные; неподготовленные;

3) по типу высказываний: устные, основанные на наглядности (таблицы, схемы), ответы на основе готового текста;

4) по степени развернутости мысли: развернутые и краткие.

Исходя из классификации устных ответов, можно выделить основные направления в процессе обучения младших школьников устной речи. В зависимости от вида опроса в ходе урока можно использовать как развернутые, так и краткие устные ответы обучающихся. Так, при индивидуальном опросе, а так же на уроках закрепления и обобщения изученного материала, чаще всего используются полные (развёрнутые) ответы. Так как на данном этапе обучающиеся должны подробно раскрыть предложенную тему и у них есть время на предварительное обдумывание своего высказывания. Что касается фронтального опроса, а также в ходе объяснения и закрепления изученного материала в качестве подготовительного этапа в создании развернутых высказываний учеников используются краткие ответы.

Выделяют следующие типы устных развернутых ответов [9]:

— развернутые высказывания, которые не требуют сбора материала (пересказ, языковой разбор);

— развернутые ответы, которые требуют сбора материала (текст параграфа, таблица, текст задания к упражнению);

— по характеру систематизации — развернутые высказывания, основывающиеся на анализе и синтезе; развернутые высказывания, основывающиеся на обобщении; развернутые высказывания, основывающиеся на группировке материала; развернутые высказывания, основывающиеся на сопоставлении, сравнении изучаемого материала.

В каждом уроке встречаются последовательные устные речевые упражнения, которые создают подробные высказывания и не могут быть ограничены только уроками русского языка. Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи. Ответ обучающегося должен отвечать требованиям к структуре, содержанию и оформлению речевого высказывания. Внимание детей должно быть сосредоточено на таких сторонах рассказа, как последовательность и согласованность представления, полнота содержания, правильность синтаксических конструкций.

Некоторые методисты пытались разработать критерии, которым должен отвечать устный ответ. По мнению Н. И. Политовой [6], устный ответ имеет свою специфику и должен соответствовать следующим критериям:

1) ясность речи — ее доступность для понимания другими людьми; ясность слов и выражений, сознательно придуманных;

2) грамматическая, пунктуационная, орфографическая правильность;

3) точность речи — умение передать свою мысль, рассказать о каком- либо событии, описать предмет;

4) чистота речи — отсутствие «паразитических слов», ненужных иностранных слов, неправильно понятых терминов, грубых слов;

5) богатство языковых средств выражения той же мысли, отсутствие единообразия, повторение в небольшом сегменте текста одних и тех же слов и конструкций.

В своей работе «Изучение русской диалогической речи» Н. Ю. Шведова [8] отмечает, что для речевой культуры обучающихся важно умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос и принять участие в его обсуждении и т. д.

Для более успешной работы над развернутыми высказываниями, нужна подготовительная база: нужно иметь достаточный запас синтаксических умений, лексики. Этому служат системы упражнений над словом, словосочетанием, предложением, а также практика усвоения текста.

Таким образом, развернутое устное высказывание — это основа развития устной речи младших школьников, работу над которым надо вести регулярно и наиболее тщательно, так как коммуникация является основой успешной образовательной деятельности младших школьников.

Литература:

  1. Звегинцев В. А. Язык и его лингвистическая теория /В. А. Звегинцев. –М.: МГУ, 2004. — 247 с.
  2. Закожурникова В. А. Работа над предложением и связной речью в начальной школе / В. А. Закожурникова. –М.: Прогресс, 1995. –345 с.
  3. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. –М.: Наука, 1998. –136 с.
  4. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. –М.: Академия, 2004. –464 с.
  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. –М.: Просвещение, 1989. –924 с.
  6. Политова Н. И. Развитие речи / Н. И. Политова. –М.: Наука, 1997. –236 с.
  7. Рамзаева Т. Г. Структура и содержание современного начального языкового образования / Т. Г. Рамзаева // Начальная школа. –2003. –No 1. –С. 14–23.
  8. Шведова Н. Ю. К изучению русской диалогической речи / Н. Ю. Шведова // Вопросы языкознания. –2004. –No 1. –С. 154.
  9. Шишкина И. В. Психолого-педагогические технологии в процессе обучения русскому языку / И. В. Шишкина // Начальная школа. –2008. –No 7. –С. 34 –38

Ключевые слова

диалог, монолог, высказывание, устный ответ, виды устных высказываний

Похожие статьи

Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников

В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.

Текст-рассуждение как форма обучения студентов организованной речи

В статье освещены вопросы правильного составления текста-рассуждения на занятиях русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Вопросы развития письменной речи учащихся национальных групп средних образовательных учреждений

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием русской письменной речи учащихся средних образовательных учреждений

Подготовительные занятия к изучению синтаксиса и пунктуации

Эта статья посвящается вопросу о связи устной и письменной речи в процессе изучения синтаксиса и пунктуации в школе.

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Диалогическое обучение как один из способов активизации учащихся начальной школы

В данной статье автор делится мнением о необходимости обучения диалогической речи. Одной из основных целей обучения языку является необходимость научить учащихся начальной школы выражать свои мысли. Диалог является одним из наиболее эффективных средс...

Виды монологической речи и аспекты ее понимания в современной педагогической науке

В статье в основном рассматриваются такие виды монологической речи как повествование, описание, рассуждение. Автор уделяет внимание их характеристикам и признакам, выделяет аспекты понимания монологической речи в современной педагогической науке.

Развитие письменной и устной монологической речи учащихся (из опыта работы)

В статье автор описывает свои формы и приемы работы для развития связной речи обучающихся.

Работа по развитию речевого слуха учащихся

В статье учителя поделились опытом работы по развитию письменной речи учащихся в связи с устной речью, литературным чтением и изучением грамматики русского языка.

Тематическая презентация как средство обучения устной речи в неязыковом вузе

В статье рассматриваются возможности использования тематической презентации как средства обучения устной речи. Представлены основные требования и этапы работы над презентацией. Произведен анализ ошибок, допускаемых студентами при создании презентации...

Похожие статьи

Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников

В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.

Текст-рассуждение как форма обучения студентов организованной речи

В статье освещены вопросы правильного составления текста-рассуждения на занятиях русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Вопросы развития письменной речи учащихся национальных групп средних образовательных учреждений

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием русской письменной речи учащихся средних образовательных учреждений

Подготовительные занятия к изучению синтаксиса и пунктуации

Эта статья посвящается вопросу о связи устной и письменной речи в процессе изучения синтаксиса и пунктуации в школе.

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Диалогическое обучение как один из способов активизации учащихся начальной школы

В данной статье автор делится мнением о необходимости обучения диалогической речи. Одной из основных целей обучения языку является необходимость научить учащихся начальной школы выражать свои мысли. Диалог является одним из наиболее эффективных средс...

Виды монологической речи и аспекты ее понимания в современной педагогической науке

В статье в основном рассматриваются такие виды монологической речи как повествование, описание, рассуждение. Автор уделяет внимание их характеристикам и признакам, выделяет аспекты понимания монологической речи в современной педагогической науке.

Развитие письменной и устной монологической речи учащихся (из опыта работы)

В статье автор описывает свои формы и приемы работы для развития связной речи обучающихся.

Работа по развитию речевого слуха учащихся

В статье учителя поделились опытом работы по развитию письменной речи учащихся в связи с устной речью, литературным чтением и изучением грамматики русского языка.

Тематическая презентация как средство обучения устной речи в неязыковом вузе

В статье рассматриваются возможности использования тематической презентации как средства обучения устной речи. Представлены основные требования и этапы работы над презентацией. Произведен анализ ошибок, допускаемых студентами при создании презентации...

Задать вопрос