Развитие творческого потенциала - одна из задач проекта «Доброжелательная школа»
Авторы: Клемешова Нина Сергеевна, Иванникова Ольга Тимофеевна
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (20) январь 2021 г.
Дата публикации: 25.12.2020
Статья просмотрена: 36 раз
Библиографическое описание:
Клемешова, Н. С. Развитие творческого потенциала - одна из задач проекта «Доброжелательная школа» / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/184/5888/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова: доброжелательная школа, обучающийся, творческие способности, барельеф, декупаж, правополушарное рисование, тестопластика.
С 2020 года в Белгородской области реализуется проект «Доброжелательная школа». Проект нацелен на то, чтобы ребенок обучался в благоприятной, дружественной и комфортной среде. Образовательное учреждение должно стать тем местом, где школьник хочет учиться, а педагог — учить. В доброжелательной школе дети с разными способностями учатся с удовольствием и пользой для собственного будущего, всем ученикам предоставляется максимально широкое поле возможностей, все они самоценны и признаны [2]. В доброжелательной школе каждого ребёнка учим понимать, что такое успех, и учим быть успешным, то есть ставить цели и достигать их. При таком подходе каждый ученик ощутит успех: один — в учении, другой — в спорте, третий — в творчестве и т. п.
Развитие творческого потенциала учащихся — одна из задач обучения в доброжелательной школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности?
В своей работе мы стараемся применять различные методики, использовать нетрадиционные материалы, чтобы процесс обучения сделать увлекательным и интересным. Одной из таких методик является — тестопластика. В преддверии нового года с первоклассниками сделали подарочный сувенир для родителей — «Новогоднюю подкову» (Рис.1). Соленое тесто заготовили заранее. Сначала раскатали жгутик, выложили на доске для лепки и придали форму подковы. Затем украсили поделку стразами, бусами, дали возможность ей высохнуть.
Рис. 1. Поделка «Новогодняя подкова»
Когда «подкова» подсохла — раскрасили гуашевыми и акварельными красками и в завершении посыпали блестками. Этот вид работы принес детям радость, ведь каждый вкладывал в поделку частичку своей души.
Чтобы у обучающихся возникли первые представления о таком виде искусства, как барельеф, с детьми первых классов используем специальные наборы для творчества. В этих наборах предлагается все необходимое по отливке барельефов — специальные формы, материал, краски и кисточки для раскрашивания. И каждое занятие по созданию барельефа превращается в увлекательнейший урок, ведь используемый материал быстро затвердевает, и дети быстрее приступают ко второму этапу — раскрашиванию.
Вместе с детьми сначала насыпали гипс в глубокую емкость, затем наливали воду в соотношении 3 части гипса на 2 части воды. Размешивали и доводили до состояния жидкой сметаны. Формочки устанавливали на ровную горизонтальную поверхность и заливали смесь в формочки. Дали хорошо просохнуть. Аккуратно вынимали заготовки из формочек и раскрашивали первоклассники барельефы на свой вкус (Рис.2).
Рис. 2. Поделка «Барельеф — морские обитатели»
Увлекательным занятием для обучающихся оказалась работа в технике декупаж. Декупаж — это способ декорирования различных предметов и поверхностей, который заключается в вырезании изображений с последующим наклеиванием и лакированием [3, с.4]. В настоящее время мотивы (или картинки) чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название — салфеточная техника. Но мы решили взять для работы декупажные карты. Деревянную разделочную доску — основу для декупажа — покрыли белой гуашевой краской. Затем из декупажных карт дети вырезали понравившихся им персонажей: зайчиков, цыплят и др. Далее располагали элементы декупажной карты на дощечке, наносили клей на элементы декупажной карты. Это работа требовала сосредоточенности и особого старания от ребят, т. к. кисточкой с клеем необходимо промазывать картинку от центра к краям, чтобы не получилось складочек на деталях.
Рис. 3. Работы в технике декупаж
Последним этапом становилось наклеивание фрагмента на досочку. Чтобы избежать неровностей, использовали сухую тряпочку, которой потихоньку разглаживали рисунок на деревянной основе (Рис.3).
В своей работе применяем с детьми также и правополушарное рисование. Данный метод в корне отличается от стандартного обучения. При таком рисовании мы не следуем логике и знаниям, а рисуем эмоциями, чувствами, интуицией и фантазией, при этом получают настоящее удовольствие. В чем суть этой методики? Наш мозг разделен на два полушария: левое и правое. Левое отвечает за логику и следует правилам (Л-режим). Правое же работает с интуицией, вдохновением, чувствами (П-режим). Именно в правой стороне мозга рождается фантазия. Мы рисуем интуицией: линиями и цветом «как есть». Сравниваем формы, размеры, соотносим свет и тень и т. д. [2]. Многие люди говорят, что у них нет таланта и им не дано рисовать. Но, попробовав метод правополушарного рисования, удивлены тем, как хорошо у них получилось. Те, кто опробовали данный метод рисования, начинают любить сам процесс. Он избавляет от стресса и дает положительный отклик на повседневную жизнь. Это своего рода психотерапия: наносить сочные мазки краски на бумагу, не задумываясь о том, что должно получиться. Радуемся прикосновению кисти к холсту, «примеряем» разные оттенки под свое настроение.
Рисунки в таком варианте невозможно испортить и это создает ситуацию успеха для детей. Для работы «Осенняя веточка» в этой технике мы использовали гуашь, воду, сухую тряпочку и кисти разных размеров. Сначала «загрунтовывали» лист бумаги, т. е. покрывали его белой гуашевой краской. Затем для создания фона ставили цветные точки по всему листу.
Рис. 4. Осенняя веточка
Цвета подбирали в зависимости от сюжета картины — дети рисовали осеннюю веточку, поэтому брали желтые, красные, зеленые оттенки. После этого набирали на кисточку белую краску и растушевывали. Когда фон высох, начинали рисовать веточку и листочки.
В доброжелательной школе умеют приносить радость друзьям, здесь любят праздники, сами придумывают их — для себя и для других. К праздникам у нас особое отношение. Инсценировка, постановка спектаклей и танцевальных номеров — все это способствует развитию творческих способностей у детей. И к этому должно быть особое отношение — как к обновлению, придающему развитие, движение, ускорение. Итоги надо подводить красиво, результаты предъявлять тех людей, которые эти результаты делают, потому что признание достижений, анализ ошибок, слова благодарности нужны здесь и сейчас, в этот короткий для истории, но такой значимый в жизни человека период времени [1].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: школа — это образовательная площадка для развития интеллектуальных, творческих, спортивных способностей учеников. Школа, как и семья, развивает и формирует личность. Ученику XXI века предстоит жить в постоянно меняющемся глобализованном мире, поэтому усилия доброжелательной школы направлены на формирование умения адаптироваться и постоянно учиться новому.
Литература:
- Доброжелательная школа: в поисках истины https://stsh16.jimdofree.com
- Правополуашарное рисование https://www.livemaster.ru/topic/
- С. Рощупкина. «Декупаж. Лучшая книга о декорировании», 2012
Ключевые слова
творческие способности, обучающийся, декупаж, правополушарное рисование, доброжелательная школа, барельеф, тестопластикаПохожие статьи
Квест - игра " Сюрприз от Тима"
Данное мероприятие активизирует интерес детей к познанию окружающего мира. Основные направления развития (физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое).
Инновационный проект для юных журналистов «Интенсивная медиашкола «Инфопоток»: механизмы и опыт реализации
Представлен опыт реализации инновационного проекта для юных журналистов «Интенсивная медиашкола «Инфопоток» в г. Новый Уренгой.
Год культурного наследия народов России в творческом объединении «Мир искусства»
В статье авторы раскрывают особенности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Золотой завиток», нацеленной на формирование ценностного, уважительного отношения к русским народным промыслам средствами художественного пластического ис...
Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты
В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.
Развиваем творческие способности на уроке технологии
В статье автор рассматривает, опираясь на свой опыт работы учителем технологии, работу по развитию творческих способностей учеников.
Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству
Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...
Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника
В статье раскрыты возможности изобразительного искусства по подготовке нового поколения работников дошкольного образования, которое требует от него единства знаний, умений и готовности качественно конструктивно действовать.
Похожие статьи
Квест - игра " Сюрприз от Тима"
Данное мероприятие активизирует интерес детей к познанию окружающего мира. Основные направления развития (физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое).
Инновационный проект для юных журналистов «Интенсивная медиашкола «Инфопоток»: механизмы и опыт реализации
Представлен опыт реализации инновационного проекта для юных журналистов «Интенсивная медиашкола «Инфопоток» в г. Новый Уренгой.
Год культурного наследия народов России в творческом объединении «Мир искусства»
В статье авторы раскрывают особенности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Золотой завиток», нацеленной на формирование ценностного, уважительного отношения к русским народным промыслам средствами художественного пластического ис...
Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты
В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.
Развиваем творческие способности на уроке технологии
В статье автор рассматривает, опираясь на свой опыт работы учителем технологии, работу по развитию творческих способностей учеников.
Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству
Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...
Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника
В статье раскрыты возможности изобразительного искусства по подготовке нового поколения работников дошкольного образования, которое требует от него единства знаний, умений и готовности качественно конструктивно действовать.